Статья "Народные промыслы. Золотая хохлома"
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Хохломской росписью по дереву занимаются в Горьковской области, в городе Семёнове. Своё название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы, где проходили ярмарки и куда привозили свои изделия лошкари из окрестных деревень – Сёмино, Кулычёво, Новопокровское и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народные промыслы. Золотая хохлома. | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные промыслы. Золотая хохлома.
Всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, городецкая роспись, жостовские подносы, гжельская керамика, хохломская роспись.
Ярко и самобытно искусство хохломской росписи, которую называют золотой, пламенной или огненной. И это не случайно: искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи. Приёмы «золочения» посуды, заимствованные у иконописцев, были известны хохломским мастерам уже в семнадцатом веке, со времён Древней Руси.
Легенда гласит, что в древние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла, надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, и та стала золотой.
В ожерелье народных ремёсел современная Хохлома – наш драгоценный бриллиант.
В настоящее время росписью по дереву занимаются в Горьковской области, в городе Семёнове. Своё название роспись получила от крупного торгового селения Хохломы, где проходили ярмарки и куда привозили свои изделия лошкари из окрестных деревень – Сёмино, Кулычёво, Новопокровское и др.
Прежде чем деревянное изделие будет расписано, его подвергают тщательной обработке. Сначала поверхность изделия шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой. Затем загрунтовывают глиной или готовой грунтовкой и высушивают в течение 20 часов при комнатной температуре. Лак 4С наносят тампоном и подсушивают до состояния мягкого отлипа.
Кусочком поролона наносят серебристую алюминиевую пудру, просушивают в течение суток, после чего наносят рисунок. Расписанное изделие просушивают, покрывают лаком и закаливают в печи, в результате чего серебристый цвет под лаком кажется золотым и светится.
Изделия расписывают растительным орнаментом красного и чёрного цветов, добавляя зелёный и жёлтый. Но главное сочетание – золотого, чёрного и красного, что придаёт изделиям благородный, праздничный вид, торжественную нарядность. И из них уже не хочется есть и пить, а хочется поставить на полку и любоваться и радоваться заключённому в них какому - то совершенно особому поэтическому образу России.
Роспись изделия под фон начинается с нанесения контура элементов рисунка тонкой кистью. Затем толстой кистью закрашивают фон одним цветом, обычно чёрным. Изделие просушивают и выполняют роспись цветными красками. Ягоды закрашивают красной краской с бликами. Зелёной краской наносят травку или «кудрину». Затем украшают рисунок мелкими ягодками жёлтого или красного цвета, нанося их деревянными палочками с намотанной ватой на конце.
Изделие высушивают. Покрывают лаком. Высушивают при комнатной температуре. Закаливают в печи при температуре 300 – 350 градусов Цельсия.
Для первого занятия можно взять упрощённый способ росписи. Его можно использовать и для росписи изделий из папье - маше (блюдце). Изделие полностью покрывают жёлтой или чёрной краской, высушивают. Зелёной краской способом примакивания рисуют листья (рябины, мимозы,…)
Палочкой с ватой наносят ягоды (на чёрном фоне – грозди рябины или мимозу, на жёлтом фоне – грозди рябины,…).
Изделие высушивают, покрывают лаком. Когда лак высохнет, изделие готово.
На занятиях с детьми для упрощения технологии изготовления деревянные заготовки под роспись можно заменить алюминиевыми. Их не надо грунтовать, наносить на них серебрянку, а сразу можно приступать к росписи. Также можно использовать изделия из стекла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Золотая хохлома
Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....
Урок-проект "Золотая хохлома"
Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...
Народные промыслы. Золото хохломы.
Внеклассное мероприятие посвящено знакомству с народными промыслами: жостово, гжель, городец, хохлома. Дети осваивают технику росписи по хохлому....
Технологическая карта урока Изобразительное искусство "Народные промыслы. Золотая хохлома"
Методическая разработка Технологическая карта Изобразительное искусство 3 класс "Народные промыслы.Золотая Хохлома"...
Конспект урока по предмету: "Изобразительное искусство" 4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома".
Конспект урока по предмету: "Изобразительное искусство" 4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома"....
Проект народного промысла "Золотая хохлома"
Изучение и применение народного промысла "Золотая хохлома"...
Технологическая карта урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома»". 2 класс. УМК "Перспектива".
Как изготовить миску, оформленную хохломской росписью, в технике папье-маше....