Статья "Народные промыслы. Золотая хохлома"
статья по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Сорокина Ольга Филипповна

Хохломской росписью по дереву  занимаются  в  Горьковской  области, в городе  Семёнове. Своё название роспись  получила от крупного торгового селения  Хохломы,  где  проходили  ярмарки   и  куда  привозили  свои  изделия лошкари   из  окрестных  деревень – Сёмино,  Кулычёво,   Новопокровское  и  др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Народные промыслы.   Золотая хохлома.

         Всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, городецкая роспись, жостовские подносы, гжельская керамика, хохломская роспись.

         Ярко и самобытно  искусство  хохломской  росписи,  которую  называют  золотой, пламенной или  огненной. И  это   не   случайно:   искусство  Хохломы  не  могло  бы  родиться   без  огня, без  закалки   изделий   в русской печи. Приёмы «золочения» посуды,  заимствованные у иконописцев, были  известны хохломским  мастерам   уже в   семнадцатом   веке,  со  времён  Древней Руси.  

         Легенда гласит, что в древние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла, надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, и та стала золотой.

         В  ожерелье  народных  ремёсел современная Хохлома – наш драгоценный  бриллиант.

         В  настоящее  время  росписью по дереву  занимаются  в  Горьковской  области, в городе  Семёнове. Своё название роспись  получила от крупного торгового селения  Хохломы,  где  проходили  ярмарки   и  куда  привозили  свои  изделия лошкари   из  окрестных  деревень – Сёмино,  Кулычёво,   Новопокровское  и  др.

         Прежде чем деревянное изделие  будет расписано,  его  подвергают тщательной  обработке.  Сначала  поверхность   изделия  шлифуют мелкозернистой  наждачной  бумагой. Затем  загрунтовывают глиной или готовой  грунтовкой  и   высушивают  в  течение   20   часов   при   комнатной температуре.  Лак 4С  наносят  тампоном   и  подсушивают до  состояния мягкого   отлипа.

         Кусочком  поролона  наносят  серебристую   алюминиевую  пудру,  просушивают   в  течение  суток, после   чего   наносят рисунок. Расписанное изделие просушивают, покрывают  лаком  и  закаливают  в печи,  в результате  чего  серебристый цвет под лаком кажется  золотым  и светится.

         Изделия  расписывают растительным   орнаментом   красного и  чёрного  цветов,  добавляя зелёный и жёлтый. Но главное сочетание – золотого, чёрного  и красного,  что придаёт изделиям  благородный, праздничный вид, торжественную  нарядность.  И  из них уже не хочется есть и пить,  а  хочется  поставить  на полку  и любоваться  и   радоваться заключённому  в них какому - то совершенно особому поэтическому  образу России.

         Роспись изделия под фон начинается  с  нанесения  контура  элементов   рисунка тонкой кистью. Затем  толстой кистью  закрашивают  фон   одним   цветом, обычно  чёрным. Изделие   просушивают и  выполняют  роспись  цветными  красками. Ягоды закрашивают   красной  краской  с  бликами.  Зелёной   краской  наносят травку или  «кудрину». Затем украшают рисунок мелкими ягодками жёлтого или красного цвета, нанося их  деревянными палочками  с намотанной  ватой на  конце.

         Изделие высушивают. Покрывают лаком. Высушивают при комнатной температуре.  Закаливают в  печи  при   температуре  300 – 350 градусов  Цельсия.

         Для  первого  занятия  можно  взять  упрощённый   способ  росписи.  Его  можно использовать и для росписи  изделий из папье - маше (блюдце). Изделие полностью   покрывают жёлтой  или чёрной  краской,  высушивают. Зелёной  краской  способом примакивания   рисуют листья  (рябины,  мимозы,…)

         Палочкой   с  ватой   наносят   ягоды  (на  чёрном   фоне – грозди   рябины  или  мимозу,  на жёлтом  фоне – грозди  рябины,…).

         Изделие  высушивают, покрывают лаком. Когда лак высохнет, изделие готово.

         На занятиях с детьми  для  упрощения технологии  изготовления  деревянные  заготовки под роспись можно  заменить  алюминиевыми.  Их  не надо  грунтовать,  наносить  на них  серебрянку, а сразу  можно приступать к росписи.  Также можно  использовать  изделия  из стекла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая хохлома

Данный материал (презентация) позволяет ознакомить учащихся со старинным русским народным промыслом - хохломой....

Урок-проект "Золотая хохлома"

Заключительный урок в проекте Золотая хохлома. На предыдущих уроках учащиеся изготовливали посуду из бумажного теста и покрывали ее золотой краской. Класс был поделен на группы для сбора дополнительно...

Народные промыслы. Золото хохломы.

Внеклассное мероприятие посвящено знакомству с народными промыслами: жостово, гжель, городец, хохлома. Дети осваивают технику росписи по хохлому....

Технологическая карта урока Изобразительное искусство "Народные промыслы. Золотая хохлома"

Методическая разработка Технологическая карта  Изобразительное искусство  3 класс "Народные промыслы.Золотая Хохлома"...

Конспект урока по предмету: "Изобразительное искусство" 4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома".

Конспект урока по предмету:  "Изобразительное искусство"  4 класс "Народные промыслы:золотая хохлома"....

Проект народного промысла "Золотая хохлома"

Изучение и применение народного промысла "Золотая хохлома"...