Проект народного промысла "Золотая хохлома"
проект (2 класс)
Изучение и применение народного промысла "Золотая хохлома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация хохлома | 2.64 МБ |
zashchita.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили . Так появилась посуда с хохломской росписью.
Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Стоит студёная зима, А золотая Хохлома напоминает нам о лете. Ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная головка. Плывёт по лесу Хохлома, Расписанная очень ловко. Бочонок солнечен весьма, На нём цветы и земляника. В тарелочках не полутьма, Не сумрак в вазах и солонках; Напоминает Хохлома Родную, милую сторонку!
Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. - Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.
Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось. Процесс изготовления хохломской посуды
Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Травный орнамент или “травка”. Так характерен для всей Хохломы Чудесный рисунок волшебной травы. Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой – свет, солнце. На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.
Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название. “ Осочки ” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. “Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением. “Капельки ” выполняют, прикладывая кисть к изделию. “Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.
На изделие рисунок наносят постепенно. Сначала прорисовывают криуль – основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки , капельки, усики, завитки и т.д. Посмотрите, как элементы "усик" и "завиток" придают мягкость и пышность травному орнаменту. Рисунок хохломы
Листики и цветы Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково. Ягоды смородины, рябины рисуют “тычком” или “ ляпушкой ” (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды « разживляются » желтым цветом.
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А травка, как бахрома, Золотая хохлома!
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Титульный лист. Золотая хохлома. Вступление учителя.
Чтец 1. Что за дивная посуда? Роспись льется - просто чудо.
Здесь цветы, луга, поля – все, чем славится земля,
И березовый листок, и пшеницы колосок.
Чтец 2. Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
Чтец 3. Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес прекрасней
Наша Хохлома!
Слайд 2. Посуда расписная, да еще с золотом для крестьянина была недоступна, ведь при ежедневном использовании, даже окрашенная, она долго служить не могла. Вот и встала перед мастерами задача сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской – золотой, но чтобы пользоваться ей могли и крестьяне. Народная смекалка и изобретательность эту задачу решили.
Так появилась посуда с хохломской росписью.
Слайд 3.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
А золотая Хохлома напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома Родную, милую сторонку!
Слайд 4. Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
- Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком.
Слайд 5. Процесс изготовления хохломской посуды.
Отличительная особенность хохломской посуды в том, что все изделия вытачивались из дерева - липы или осины. Но прежде чем нанести рисунок, посуду покрывают серебристым по цвету оловянным порошком, пишут по нему красками, потом покрывают все слоем специально сваренной олифы и ставят в протопленную вычищенную печь калить. И еще несколько раз покрывали и калили, что серебристое казалось уже золотым и светилось.
Слайд 6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.
Слайд 7. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.
Травный орнамент или “травка”:
Так характерен для всей Хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом с золотой поверхностью фона. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой – свет, солнце. На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.
Слайд 8. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, напоминающими стебли трав. У каждой травинки есть свое название.
“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.
“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.
“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.
“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.
“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.
Слайд 9. На изделие рисунок наносят постепенно. Сначала прорисовывают криуль – основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки и т.д.
Посмотрите, как элементы "усик" и "завиток" придают мягкость и пышность травному орнаменту.
Слайд 10.
Листики и цветы
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.
Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.
Ягоды смородины, рябины рисуют “тычком” или “ляпушкой” (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки).
Слайд 11.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А травка, как бахрома,
Золотая хохлома!
Слайд 12. И в наше время продолжают мастера искусные радовать нас своими изделиями.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Золотая Хохлома,
Ею все любуются!
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
Наша русская посуда
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Народные традиции в творчестве наших мастеров"
Исследовательский проект "Народные традиции в творчестве наших мастеров" включает в себя знакомство с видами декоративно-прикладного искусства своей местности, сбор и обработку информации о народ...
Творческий коллективный проект "Народная игрушка из Дымково"
Актуальность проекта:Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чт...
Народные промыслы. Хохлома. Изготовление миски в технике папье-маше. Роспись.
План-коспект урока технологии 2 класс УМК "Перспектива". Тема "Народные промыслы. Хохлома. Работа по изготовлению папье-маше. Коспект урока с использованием ЭОР....
Проект "Народные приметы: можно ли на них полагаться".
Проект ученицы 4 "Б" класса Мостовой Ирины "Народные приметы: можно ли на них полагаться"....
Народное творчество. Хохлома.
Презентация к уроку изобразительного искусства....
Тема урока: «Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше.»
Изделие: Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше. Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, папье-маше.Цели урока: научить выполнять работу в технике папье-маше; ...
Технологическая карта урока по технологии "Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше"
Цель: формирование у обучающихся умения росписи изделия жлементами орнамента хохломской росписи.Дидактические:1. Познакомить обучающихся с особенностями хохломской росписи;2. Закрепить навыки росписи ...