Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.
Цель: знакомство с народными ремеслами России; воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа; развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса; стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
УУД
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные: знать правила работы с гуашевыми красками; уметь выполнять декоративные цепочки.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Средства: изображения росписей, матрёшки.
Ход урока
I. Организация начала урока
1.Приветствие
- Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой.
II. Актуализация знаний
1. Беседа
- Скажите, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).
- О каких народных промыслах вы знаете? (создание росписи, изделий из ткани, игрушек)
- А является ли роспись промыслом?
- Отгадав загадку вы узнаете, что же вам предстоит расписать.
В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы. (Матрешка)
- Существуют разные виды росписи. Сегодня вы узнаете о трёх из них. Каждый ряд будет расписывать матрёшку определённой росписью. Отгадайте загадки. (после каждой отгаданной загадки вывешиваю на доску картинку с изображением отгаданной росписи).
- Загадка для первого ряда.
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая …(хохлома)
-Загадка для второго ряда.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо – роспись …(городца)
- Третий ряд должен определить роспись по описанию.
В подмосковной-то деревне
Под названьем Жостово
Удалые мастера
Занимались росписью.
Белоснежные ромашки
На подносы нанесли
Розы, маки, незабудки
Тут же рядом расцвели.
- Что это за роспись?
2. Выставка
- Рассмотрите изображения. Какие отличительные особенности у каждой росписи?
III.Подготовка к восприятию знаний
1. Рассказ учителя (раздаю по матрёшке на ряд)
- Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах 19 века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская. Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным, одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.
2. Самостоятельное чтение
- Первый ряд читает про хохлому на стр. 134.
- Второй ряд читает про городец на стр. 130.
- Третий ряд читает про жостово на стр. 126.
(спрашиваю одного человека с ряда)
3. Показ учителем на доске с комментированием
- Сейчас я покажу вам, как надо рисовать матрёшку.
- Лист нужно расположить вертикально. Вначале нарисуем корпус матрёшки. Рисуем большой длинный вытянутый овал по всем листу бумаги. В верхней части овала делаем кружок. Это будет лицо.
Теперь изображаем основание матрешки, на котором она будет устойчиво стоять. Внизу овальной фигуры рисуем плавно две линии. Это основание. В этом же этапе обводим контуры корпуса матрешки. У матрешки расширенная головная часть, потом идет сужение и нижняя часть также расширена. Фигура как бы напоминает восьмерку.
В кружке рисуем личико матрешки. Делаем проборчик волос и две пряди, аккуратно разложенные по бокам. Внизу подбородка рисуем узелок завязанных концов платка.
- Приступайте к выполнению. Не забудьте нарисовать лицо.
IV. Практическая часть
Слежу за правильностью выполнения.
V. Итог урока
1. Беседа
- Что вы рисовали на уроке?
- О каких росписях узнали?
2. Выставка рисунков с анализом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 3 классе "Декоративная композиция по мотивам гжельской майолики "
Этот материал мы использовали для урока ИЗО в 3 классе. В этот день уроки были сокращены до 30 минут и времени работать с красками стало катастрофически мало!!! Вместо красок нам пришлось воспользоват...
"Народные промыслы. Жостово"
Конспект занятия. Ребята знакомятся с народным промыслом Подмосковья. Узнают о технологии изготовления жостовских подносов. Выполняют творческую работу в технике скрапбукинг....
Стихи о народных промыслах России: Филимоновская, Богородская, Каргопольская игрушка, Жостово, Хохлома, Гжель. Автор Ольга Шарко
Подборка авторских стихотворений для дошкольников и младших школьников по темам "Хохлома", "Гжель", "Жостово", "Филимоновская игрушка", "Богородская игрушк...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (2 класс).
Цели деятельности учителя:формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространс...
Технологическая карта урока технологии по теме: "Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома»". 2 класс. УМК "Перспектива".
Как изготовить миску, оформленную хохломской росписью, в технике папье-маше....
Конспект урока по теме "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем про...