Итоговая оценка выпускника и её использование от начального к общему образованию.
статья на тему
Особенности нового стандарта и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_otsenka_vypusknika.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая оценка выпускника и её использование
при переходе от начального к основному общему образованию
Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт потребовал внесения значительных изменений во всю систему начального образования. И такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также потребовал своего совершенствования.
Каковы особенности нового стандарта и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений младших школьников?
1) Указание ФГОС на три группы требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
1) личностным, включающим готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки, личностные качества;
2) метапредметным, содержащим универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
3) предметным, обращённым к опыту специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Ещё одной особенностью, определяющей изменения в контрольно-оценочной деятельности, является указание ФГОС на то, что предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной программы начального общего образования. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний на основе метапредметных действий.
Особое внимание следует уделять созданию условий для развития самоконтроля и самооценки, а также оцениванию степени успешности овладения этими компонентами учебной деятельности.
В этой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, и результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения основных способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Т.е. при переходе на новый стандарт оцениваются уже не только знания, умения и навыки, но метапредметные и предметные результаты. При оценке достижения последних стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике и овладение следующими метапредметными действиями:
• речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;
• коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенно го уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Предложенная система контроля и оценки характеризуется многоуровневым подходом к оцениванию учебных достижений.
Итоговое оценивание проводится в форме накопленной оценки и в междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.
Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся – составляющих портфолио.
В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.
Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное. Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.
Такая демонстрация может проводиться в как форме выставки результатов своей проектной работы, которая под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения (упрощенный аналог курсовой или дипломной работы), так и в форме комплексной интегрированной письменной контрольной работы.
Наиболее целесообразной формой оценки деятельности образовательного учреждения начального образования для проведения итоговых работ является регулярный мониторинг результатов выполнения трёх (четырёх) итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования
Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат в условиях введения ФГОС НОО...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования
Оценка достижений планируемых результатов...
Создание здоровьесберегающей среды на начальном уровне общего образования
Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника – утрата интереса ребёнка к учёбе, столь явного в начальных классах. Ученик, для которого посещение школы – тяжёлое и неприя...
Раздел ООП итоговая оценка выпускника
Итоговая оценка качества освоения обучающимися ООП осуществляется образовательным учреждением. К структуое итоговой оценки выдвигаются определённые требования. Итоговая оценка выпускника формируется н...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок «Радуга». 1 КЛАСС НАЧАЛЬНОГО (ОСНОВНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок «Радуга». 1 КЛАСС...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИКТ
Информационная компетентность позволяет педагогу более эффективно работать с информацией, изучать и обрабатывать большие объемы информации....