Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования
методическая разработка (1 класс) по теме

Сарана Наталья Алексеевна

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат  в условиях введения ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель

психолого-педагогического сопровождения

участников образовательного процесса

на начальной ступени общего образования,

обеспечивающей реализацию психолого-педагогических условий

ФГОС НОО

1. Актуальность модели  психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования

        Д.А. Медведевым выдвинута инициатива «Наша новая школа», которая провозглашает, что «…актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Большое значение приобретают социальные эффекты, обусловленные функционированием системы образования — эффекты формирования гражданской активности и консолидации общества, снижения социально-психологической напряженности между различными группами населения и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями».

       Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования направлен на обеспечение условий для  эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования,  в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

       В процессе введения ФГОС НОО особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Вместе с тем, проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности и развития компетентностей. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития. Развитие этих качеств как никаких других нуждается в грамотной психолого-педагогической поддержке и участии в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС реально при организации психолого-педагогического сопровождения.

В связи с этим  изменены подходы к организации образовательного процесса в школе: важное место в образовательном процессе  занимает психическое и физическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение федерального государственного образовательного  стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических и педагогических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся.

           Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

          - необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

          - необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей..В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

         - низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение  в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию  умения сотрудничать  и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

2. Нормативно-правовая  и методологичекая основа  разработки и реализации модели  

    психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса на

    начальной ступени общего образования

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010, приказ №271)
  • Приказ Министерства и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования».
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования», Москва, «Просвещение», 2011 г.
  • План-график введения ФГОС (утвержден на заседании координационного совета при Департаменте общего образования МОиН  РФ. Протокол от 27-28 июня 2010 г. №1).
  • А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская, И.А. Володарская «Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе», Москва, «Просвещение», 2011 г.

3. Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

4. Задачи программы: 


    1. Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью  

         определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем обучения и

         своевременного их устранения. Составлять социально-психологический портрет

         ученика;

   

     2. Проводить мониторинговые исследования формирования УУД и особенностей

         адаптации учащихся 1-х классов;

     3. Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их

         успешного приспособления к условиям обучения в школе;

     4. Создавать  комфортную развивающую образовательную среду;

     5. Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений

        младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;
   6. Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую

        ступень общего образования;

7. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности

    обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и

    воспитания; а также выявлять интересы, склонности, способности и ценностные

    ориентации младших школьников;
    8. Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;

  1. Способствовать совершенствованию  личностных, регулятивных,  познавательных и коммуникативных учебных действий обучающихся;
  2. Проводить работу с одаренными детьми, организовывать интеллектуальные и

творческие соревнования и проектно-исследовательскую деятельность;

       11.  Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми «группы риска»;
 12.  Консультировать учителей и родителей по педагогическим  и психологическим

              проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.

5.Задачи  этапов психолого-педагогического сопровождения

5.1 Задачи первого этапа:

  • Проводить психологическую диагностику сформированности универсальных учебных  

       действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и общении с

       педагогами и сверстниками.

  • Организовать методическую работу педагогов, направленную на построение учебного

       процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями  

       школьников, выявленных в ходе наблюдения за детьми впервые недели обучения.

  • Организовать психологическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время.
  • Консультировать и просвещать родителей первоклассников, знакомить взрослых с  

       основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

5.2 Задачи второго этапа:

  • Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с  отдельными школьниками.
  • Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками.
  • Назначение индивидуального и группового консультирования и просвещения родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.

5.3 Выводы:

  • Следует признать необходимость педагогических интерпретаций, полученных медицинских, психологических, дефектологических данных, что требует выстраивания  индивидуальных планов развития каждого ребенка;
  • Не менее важна преемственность вертикальная, предполагающая сопровождение детей на всех этапах становления и развития от детского сада до старшей школы.

6. Модель психолого-педагогического сопровождения

             

        

                               

7. Принципы разработки модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС:

  1. Рекомендательный характер советов сопровождающего;
  2. Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
  3. Непрерывность сопровождения;
  4. Комплексный подход сопровождения

                         

8. Уровни психолого-педагогического сопровождения

  • Индивидуальный
  • Групповой
  • Уровень класса
  • Уровень школы

            9. Основные формы сопровождения

  • Консультирование
  • Диагностика
  • Экспертиза
  • Профилактика
  • Развивающая работа
  • Коррекционная работа
  • Просвещение

  1. Формирование и развитие психолого-педагогической  компетентности участников образовательного процесса

№ п/п

Базовые компетентности

Характеристика компетентности

Показатели оценки компетентности

  1. Личностные качества

11.

Вера в силы и возможности обучающихся

Вера в силы и возможности обучающихся. Готовность поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие  успешность его деятельности

- умение создавать  ситуацию успеха для обучающихся;

- умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание;

- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные стороны развития;

- умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты

12.

Интерес к внутреннему миру обучающихся

Выстраивание педагогической деятельности  с опорой на индивидуальные особенности  обучающихся

- умение составлять устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

- умение выяснять индивидуальные образовательные потребности ученика, возможности, трудности;

- умение построить индивидуализированную образовательную программу

13.

Открытость к принятию  других позиций, точек зрения

Открытость к принятию других позиций и точек зрения

- убежденность, что истина может быть не одна;

- интерес к мнениям и позициям других;

- учет двух точек зрения в процессе оценивания обучающихся

14.

Общая культура

Определяет характер и стиль  педагогической деятельности. Во многом определят  успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся

- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

- возможность продемонстрировать свои достижения;

- руководство кружками и секциями

15.

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта.  Способствует объективности оценки обучающихся

- в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

- эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки

16.

Позитивная направлен

ность  на педагогичес

кую деятельность. Уверенность в себе.

Вера в собственные силы. Позитивные отношения с коллегами  обучающимися

-позитивное настроение;

 - желание работать;

-высокая профессиональная самооценка

  1. Постановка целей и задач педагогической деятельности

21.

Умение перевести тему урока в педагогичес

кую задачу

Эффективное целеполагание в учебном процессе.  Ученик ставится в  позицию субъекта деятельности

-знание образовательных стандартов и  реализующих их программ;

- владение конкретным набором  способов перевода  темы в задачу

22.

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и  индивидуаль

ным особенностям обучающихся.

Индивидуализация обучения

- знание возрастных особенностей обучающихся;

- владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте

  1. Мотивация учебной деятельности

31.

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая  обучающемуся  поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов  обеспечить позитивную  мотивации обучения

- знание возможностей конкретных учеников;

- постановка  учебных задач в соответствии с  возможностями ученика;

- демонстрация успехов обучающихся  родителям, одноклассникам

32.

Компетент

ность в педагогичес

ком оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом  осознания обучающимися  своих достижений и недоработок.

- знание многообразия педагогических оценок;

 - владение различными методами оценивания и их применение

33.

Умение превращать учебную задачу в личностно значимую

Компетентность,  обеспечивающая  мотивацию  учебной деятельности

- знание интересов обучающихся;

- ориентация в культуре;

- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов

  1. Информационная компетентность

41.

Компетент

ность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей  культурой педагога

-  владение методами  рения различных задач;

- свободное решение  олимпиадных задач

42.

Компетент

ность в методах преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает  индивидуальный подход и развитие творческой личности

- знание нормативных методов и методик;

-демонстрация личностно-ориентированных методов образования;

 -использование современных методов обучения, в том числе новых информационных технологий

43.

Умение вести самостоятельный поиск информации

Непрерывное обновление  собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение  вести самостоятельный поиск

- профессиональная любознательность;

- умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями

  1. Разработка программ  педагогической деятельности и принятие      

            педагогических решений

51.

Умение разрабатывать образователь

ную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Компетентность в разработке образовательных программ  позволяет осуществлять  преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся

-знание образовательных стандартов и примерных программ;

-наличие персонально разработанных образовательных программ;

- участие обучающихся и родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального учебного маршрута;

- обоснованность выбора  учебников и учебно-методических  комплектов, используемых педагогом

52.

Умение принимать решения в различных педагогичес

ких ситуациях

Разрешение педагогических проблем составляет суть  педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения, так и творческие или интуитивные

- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

- владение набором решающих правил, используемых для  различных ситуаций;

- знание критериев достижения цели;

- знание нетипичных конфликтных ситуаций;

- развитость педагогического мышления

  1. Компетенции в организации учебной деятельности

61.

Компетент

ность в установлении субъект-субъектных отношений

Способность педагога к взаимопониманию, установлению  отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность выступать в помогающие отношения,  позитивный настрой учителя

- знаний обучающихся;

- компетентность в целеполагании;

-предметная компетентность;

 -методическая компетентность;

-готовность к сотрудничеству

62.

Компетент

ность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

Добиться понимания учебного материала путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний и умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала

- знание того, что знают и понимают ученики;

-свободное владение изучаемым материалом;

- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных  знаний обучающихся

63.

Компетент

ность в педагогичес

ком оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия ля формирования самооценки, пробуждает творческие силы

- знание функций педагогической оценки;

 - знание видов педагогической оценки;

- владение методами  педагогического оценивания;

 - умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

64.

Компетент

ность в способах умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой  интеллектуальных операций

- знаний системы интеллектуальных операций;

-владение интеллектуальными операциями;

- умение сформировать у учеников интеллектуальные операции;

- умение организовать использование  интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче

 11. Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего    

       последующего обучения и особого этапа в жизни ребёнка


     - Изменение при поступлении в школу ведущей деятельности – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимой игровой);
   - Освоение новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
    - Принятие и освоение ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
    - Формирование у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
    - Изменение самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
   - Моральное развитие, связанное с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями.
      - Характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление. 


12. В основе Стандарта  лежит системно - деятельностный подход, который

      предполагает:

       - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
     - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
     - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
     - разнообразие траекторий индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

      - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося  (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  1. Ожидаемые результаты:

 У выпускника 4 класса к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности:

• хороший уровень овладения учебными навыками и действиями;

• развитие познавательной сферы должно соответствовать возрастным   нормам;

• достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;

• нормальный или высокий уровень учебной мотивации,  сформированные учебно-

  познавательные мотивы;

• наличие сформированного контроля и самоконтроля;

• наличие положительной самооценки;

• хорошо развитая и в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера;

  • сформированность  коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение (важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии);
  • сформированность социально значимых качеств, прежде всего присущих гражданину:
  • уважение к родной стране, своему народу, его истории;
  • осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой.

14. Сроки реализации  модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования:

  1. годы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)

В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"

Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...

Программа психологического сопровождения участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов

Деятельность педагога-психолога направленная на психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов....

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576.

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ГБОУ школа-интернат № 576....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....