ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИКТ
статья на тему

Информационная компетентность позволяет педагогу более эффективно работать с информацией, изучать и обрабатывать большие объемы информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИКТ

Вдовина Анна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 6

Компетентностный подход является основой современной российской системы образования. Данный подход положен в основу Федеральных государственных стандартов. Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения в современную школу предполагает переориентацию приоритетов в подготовке будущих специалистов с процесса обучения на его результаты, диктуемые потребностями общества. Одним из необходимых результатов подготовки учителя начальных классов является его ИКТ-компетентность, позволяющая успешно адаптироваться молодому специалисту в образовательном пространстве школы. Профессиональный стандарт педагога требует от учителя проектирования и конструирования обучающей среды, роль ИКТ-компетентности расширяется. [6, 124]

Анализируя различные источники информации, в том числе работы Л.В. Заниной и Н.П. Меньшикова, а также Иванова Д.И., можно прийти к выводу, что определение слова «компетентность» неоднозначно и зависит от области применения. Самое общее определение компетентности – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Если рассматривать определение этого термина именно в педагогике, то оно звучит следующим образом: созидательная способность осуществлять тот или иной вид деятельности (в данном случае педагогической), при развивающейся дифференциации научных знаний в отраслевые научные знания, акцент делается на успешную подготовку педагогом учащихся к самореализации. [1., 34] Понятие информационной компетенции не имеет однозначного определения. Выделим два подхода к этому определению:

  • Использование в своей профессиональной деятельности технологических компьютерных средств;
  • Интегративное качество личности, являющиеся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно - специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технических средств [2., 14].

Второй подход наиболее актуален в современном обществе и именно его рассмотрим более подробно в данной работе.

При выборе учебного материала для работы учитель должен помнить об основных дидактических принципах:

  • систематичности,
  • последовательности,
  • доступности,
  • дифференцированного подхода,
  • научности. 

Применяя ИКТ в образовательном процессе, учитель повышает мотивацию учащихся, результатом чего в итоге становится более высокий уровень усвоения знаний. Чтобы добиться высоких результатов, учитель должен овладеть следующими умениями:

  • технические (владение компьютерной техникой);
  • методические;
  • технологические (рациональное использование информационных средств обучения на разных уроках).

Используя ИКТ в образовательном процессе, учитель должен преследовать следующие цели:

  • выполнение стандартов общего образования;
  • развитие мышления у учащихся;
  • формирование мыслительной деятельности.

Информационная компетентность позволяет педагогу более эффективно работать с информацией, изучать и обрабатывать большие объемы информации.

Можно выделить следующие составляющие компоненты формирования информационной компетентности:

  • Совокупность знаний, отражающих систему современного информационного общества;
  • Практическое осуществление полученных умений и навыков на практике;
  • Практика использования творческих возможностей личности в исследовательской деятельности;
  • Субъективная мотивация получения информационной компетентности.

Информационная компетенция является одной из наиболее важных компетенций на данном этапе развития общества.

Для успешного формирования информационной компетентности с использованием ИКТ педагог должен ориентироваться на следующие цели педагогической деятельности:

  • Уровень знаний учащихся;
  • Уровень развития личностных качеств учащихся, ориентированность на их саморазвитие, на свою самореализацию;
  • Соответствие требованиям аттестации;
  • Уровень развития собственных личностно-профессиональных возможностей, развитие собственной карьеры.

В своей практике наиболее часто использую программу МS PowerPoint, с помощью которой создаю интерактивные таблицы, презентации. Такие таблицы содержат не только необходимый информационный материал, но и яркие анимационные картинки, которые без труда привлекают внимание младших школьников, специальные визуальные эффекты акцентируют внимание на наиболее значимых моментах. Такие таблицы и презентации можно использовать как на отдельных этапах урока, так и на всем уроке, но при этом необходимо соблюдать принятые нормы СанПина для обучающихся, которые имеют временное ограничение в зависимости от возраста.

При формировании у педагога информационной компетентности важную роль играют субъективные осознанные цели и мотивы, профессиональный рост самого педагога и развитие личности учащегося. Также педагог обязан знать современные требования к результатам школьного образования, иметь четкое представление о современных технологиях и методах обучения. Только хорошо ориентируясь в целях и методах современного образования, педагог может успешно осваивать и применять на практике инновационные технологии, к которым можно отнести и информационную компетентность.

Конечным продуктом информационной компетентности могут стать медиа-проекты, аналитические отчеты, планы, презентации, разработка программ дистанционного обучения с использованием ИКТ.

Литература

  1. Грицков Д.М., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Подготовка педагогических кадров к разработке авторских Интернет-ресурсов по иностранному языку // Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф.-выставки. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – С. 33 – 35
  2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2002. – С.14
  3. ИКТ и компетентности учителей. Аналитическая записка 11.2012 года. Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214696.pdf
  4. Иванов, Д.И. Профессиональная компетентность учителя/ Д.И. Иванов  //Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.6
  5. Занина, Л.В. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова     //Основы педагогического мастерства/Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс,2008.-С.110-115
  6. Совершенствование ИКТ-компетентности учителей в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Керженцева А.В., Пшукова М.М.Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 3-2 (59), 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovershenstvovanie-ikt-kompetentnosti-uchiteley-v-usloviyah-realizatsii-fgos-nachalnogo-obschego-obrazovaniya

ФИО (полностью)

Вдовина Анна Владимировна

Место работы

МБОУ СОШ № 6

Должность

учитель начальных классов

Ученая степень, ученое звание

Контактные телефоны (рабочий, мобильный)

89133397264

E-mail

anna.vdovina.2012@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Формирование информационной компетентности учителя и учащегося начальной школы

Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников...

Формирование информационной компетентности в процессе обучения литературному чтению.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится о необходимости формирования целостной системы универсальных качеств, включающих самостоятельную деятельность обучающихся. Меж...

Формирование информационной компетентности при изучении темы «Единицы измерения времени».

Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования -  необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому информационная компетентность се...

Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.

Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....

Примерная программа формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на ступени основного общего образования

Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности содержит следующие разделы:пояснительную записку, содержащую описание основных целей и задач программы, ее места и роли в реализации треб...

« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...