Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»
рабочая программа на тему
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.
Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.docx | 176.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательной работы
«Добру откроется мир»
Категория: учащиеся 1-4 класса.
Срок реализации программы: 4 года.
Челябинск
2014
Пояснительная записка.
Актуальность программы. Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.
Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.
Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования.
Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обуславливает необходимость духовно-нравственного воспитания каждого его члена. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Реализация процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивается системой воспитания и образования: семейного, общественного дошкольного, общего, дополнительного, среднего специального, высшего, профессионального, а также многообразным социокультурным влиянием среды.
Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Программа «Добру откроется мир» рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-11 лет.
Цель: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- Формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся:
- беседа;
- чтение сказок и рассказов;
- спортивное соревнование;
- конференция пап и мам;
- выставка творческих работ;
- практическое занятие.
- игра.
Основные направления, ценностные основы и задачи воспитания и социализации учащихся
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи:
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе родного города, района;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, г. Челябинска, района;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«О тех, кто мир нам подарил» |
4. Классный час «История Российского флага» 5. Экскурсия в Музей Боевой Славы 6. Час поэзии «Мне посчастливилось родиться на Руси» 7. Конкурс-викторина «О солдатах и генералах» |
|
«Я люблю тебя, Россия!»
«Кто я? Какие мы?»
«Что такое мир»
«Россия – Родина моя»
|
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.
Задачи:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем» 2.Классный час «Правила поведения в общественных местах» 3.Праздник вежливых наук 4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» 5. «Мои родные» выставка рисунков 6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) 7.Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах» 8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни» 8.Классный час «Спешите делать добро» |
«Тепло семейного очага»
4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» 5. Круглый стол «Что такое правила хорошего тона» 6.Семейный праздник «Род, родные, Родина» 7. День матери 8. Час общения «Порадовать близких – как это просто» |
«Без друга в жизни туго» 6. Классный час «Путешествие в страну добра и справедливости» 7. Ролевая игра «Учимся дружить»
| 1. Исследовательская работа «Родословная моей семьи» 2. Классный час «Школа вежливости» 3. Праздник «Восьмой день весны» 4. Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе» 6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи» 8.Тестирование «Семейные проблемы глазами детей» 9.Доверительная беседа «Отворите волшебные двери добра и доверия» 10. Тематическое занятие «Давайте учиться жить» |
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
Задачи:
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«У кого в порядке книжки и тетрадки»
«Говорящий портфель»
|
второй дом»
«Мы – юные читатели» | 1. Мир моих увлечений» 2. Игра «Умники и умницы» 3. КВН по русскому языку
«Люби книгу!»
|
«Турнир Шерлока Холмса»
«Знание - сила» |
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1.ПДД по плану 2. Час общения «Режим – это скучно или необходимо» 3. Классный час «Береги здоровье смолоду» 4. Беседа «Почему сон – это важно» 5. Беседа «О вкусной и здоровой пище» 6. Классный час «Личная безопасность» 7. Спортивный час «Если хочешь быть здоровым» 8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе 9. Тренировочная эвакуация |
«Путешествие в страну Здоровья» 7. Весёлые старты «Быстрее, выше, сильнее» 8. Игра «Как стать нехворайкой» 9. Тренировочная эвакуация | 1. ПДД по плану 2. Творческий проект «Режим дня – основа жизни человека» 3. Ролевая игра «В гостях у доктора Айболита» 4. Классный час «В здоровом теле – здоровый дух» 5. «Светофор здоровья» 6. Беседа «Овощи – кладовая витаминов» 7. Практикум «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» 8. «Мама, папа, я – спортивная семья» 9. Тренировочная эвакуация | 1. ПДД по плану
7. Беседа «Чистота – залог здоровья» 8. Беседа «Мое здоровье – мое богатство» 9. Устный журнал «Секретные советы мальчикам и девочкам» 10. Тренировочная эвакуация |
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
|
|
«Природа нашей Родины»
|
«Планета Земля в опасности»
«Маленькие тайны большой природы» 9. Путешествие по родному краю |
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи:
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Счастливое детство» 2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)
«Удивительное рядом»
«Сказка-ложь, да в ней намёк»
|
«Короб чудес»
«У фантазии нет границ»
«В солнечном царстве, эстетическом государстве» 9. Выставка «Музей весёлых затей» |
«Мир глазами детей»
«Тропою сказок» 6.Этика общения «Кто опрятен, тот приятен» 7. Весёлая игротека «Счастливый случай» 8. Классный час «Цени прекрасные мгновенья» 9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку |
«Вместе весело шагать»
«Мартовская капель»
«Настроение не пустяк»
«Что для тебя красота?»
«В гостях у царевны Эстетики» |
Тематический план по ПДД
месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Дорога в школу и домой. | Почему дети попадают в дорожные аварии. | Введение. | Наш путь в школу и новые маршруты. |
Октябрь | Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт? | История появления автомобиля и Правил дорожного движения. | Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. | Движение учащихся группами и в колонне. |
Ноябрь | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. | Сигналы для регулирования дорожного движения. | Проверка знаний по правилам дорожного движения. |
Декабрь | Светофор. | Новое в светофоре. | Дорожные знаки и их группы. | Труд водителя. |
Январь | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | Правила безопасного перехода улиц и дорог. | Правила перехода улиц и дорог. | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. |
Февраль | Что такое проезжая часть дороги. | Новое об улицах, дорогах и дорожных знаках. | Тормозной путь транспортных средств. | Предупредительные сигналы водителей. |
Март | Пешеходный переход. | Правила перехода перекрестка. | Виды транспортных средств. | Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. |
апрель | Что означают дорожные знаки? | Мы – пассажиры. | Настольные игры по правилам дорожного движения. | Практическое занятие на специально размеченной площадке. |
Май | Экскурсия: «Я - пешеход». | Экскурсия: «Я – пешеход и пассажир». | Игры и соревнования правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Экскурсия по городу. |
Май | Итоговое занятие. | Итоговое занятие. |
Тематика родительских собраний
месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь |
3. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам первоклассников. | 1. Организация учебного процесса на учебный год 2.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома 3.Основные требования к ЗУНам второклассников |
| 1. Задачи на новый учебный год. 2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников.
|
Ноябрь |
|
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
Май |
|
|
| Прощай, начальная школа! (торжественное собрание-праздник совместно с детьми) |
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Список литературы, рекомендуемой при реализации программы
- Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
- Балабанова И.П. Счастливая этика. – М., 1997.
- Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл.: Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
- Буданова Г.П. Справочик классного руководителя: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Внеклассные мероприятия: 2 класс/Авт.-сост. Л.Н.Яровая и др. – М.: ВАКО, 2007.
- Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2007.
- Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
- Дереклеева Н.И.Организация родительских собраний в 1 – 11 классах. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2000.
- Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Дробинина Н.Н.Классные часы: 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
- Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 1994.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
- Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
- Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1-4 классов. – М.: ВАКО, 2006.
- Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1 – 4 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
- Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. – М., 1994.
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт.-сост. Т.Н.Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
- Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
Список литературы, используемой при написании программы
- Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
- Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
- Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
- Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
- Валеев И.И.Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.
- Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
- Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
- Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ, «Русь», 1998.
- Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
- Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Худож. лит., 1983.
- Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
- Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и башкирская литература XIX – XX века. – Уфа: Китап, 2006.
- Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
- Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.
- Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2001.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
- Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. 1973.
- Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., Просвещение. 1968.
- Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С. К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. 2002, № 6
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
- Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Список книг, рекомендуемых для детского чтения
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
- Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
- Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
- Артюхова Н. «Трусиха»
- Атнабаев А. «Край мой»
- Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
- Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
- Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка – добрая душа»
- Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
- Биишева З.А. «Колесница-летунья»
- Богданов Н.А «След человека»
- Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
- Бунин И.А. Матери
- Винокуров Е.М. «Мальчики»
- Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
- Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
- Гарипов Р. «Жаворонок»
- Даян К. «Батыр полей», «Шаймуратов генерал»
- Дик И. «Красные яблоки»
- Добронравов Н. «Если отец герой!»
- Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным»
- Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
- Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
- Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
- Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
- Игебаев А. «Вы не верьте»
- Карим М. «О березовом листе»
- Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
- Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
- Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»
- Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
- Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
- Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
- Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
- Носов Н.Н. Рассказы
- Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
- Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
- Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
- Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
- Пляцковский М. «Мама»
- Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
- Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
- Пушкин А.С. Сказки
- Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
- Симонов К.М. «Родина»
- Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
- Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!»
- Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»
- Халим Айдар «Удивительный мальчиш Биктырыш»
- Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
- Юлтый Д. «Хлеб»
- Яковлев Ю. «Мама»
СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.
Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.
Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.
В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.
Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.
Законы дружбы
- Не обзывай и не унижай своего друга.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
- Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
- Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
- Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Не предавай друга.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,
отражающие нравственные ценности
- Герой – за Родину горой.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Своя земля и в горсти мила.
- Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
- Где родился, там и сгодился.
- Всякому мила своя сторона.
- За край свой насмерть стой.
- Где смелость – там победа.
- Русский боец – всем молодец.
- Смелого враг не берет.
- Чем крепче дружба, тем легче служба.
- Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
- Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
- Друг денег дороже.
- Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
- Друг познается в беде.
- Всякая дорога вдвоем веселей.
- Доброе братство лучше богатства.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Тайное всегда становится явным
- Шила в мешке не утаишь.
- Кто правдой живет, добро наживет.
- Правда светлее солнца, дороже золота.
- Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
- Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
- Маленькая ложь за собой большую ведет.
- Скромность каждому к лицу.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- Совесть без зубов, а гложет.
- Не дал слово – крепись, а давши – держись.
- Нет большего позора, как не выполнить уговора.
- «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
- Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
- Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
- Кто ленив, тот и сонлив.
- Лень до добра не доводит.
- Ленивому всегда праздник.
- Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
- Кто любит труд того люди чтут.
- Без дела жить – только небо коптить.
- Всякий человек у дела познается.
- Делано наспех – сделано насмех.
- Играть играй, да дело знай.
- У ленивого что на дворе, то и на столе.
- Делать добро спеши.
- Свет не без добрых людей.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Зла за зло не воздавай.
- Добро помни, а зло забывай.
- За добро плати добром.
- Доброму слову и добрая слава.
- Доброму слову – добрый ответ.
- Великое слово – «Спасибо!».
- От вежливых слов язык не отсохнет.
- Других не суди – на себя погляди.
- На что клад, когда в семье лад.
- Почитай старых, сам будешь стар.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Мир да лад – большой клад.
- На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
- При солнце тепло, а при матери – добро.
- Своя семья – самые верные друзья.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Здоровье дороже золота.
План реализации программы
«Добру откроется мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы Планета Добра
Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа. В програ...
Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель данной программы:Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества....
Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра"
Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра" ГБОУСШ № 251 Кировского района...
Программа воспитательной работы "Планета добра"
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
Программа воспитательной работы "В мире добра"
Данная программа разработана для обучающихся 1, 4 класса-комплекта, работающего по адаптированной образовательной программе....
Программа воспитательной работы "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 4 года....
Программа воспитательной работы "Научи своё сердце добру"
Программа «Научи своё сердце добру» ставит своей целью формирование в каждом ребёнке начал духовно-нравственной личности: воспитание доброго отзывчивого человека, любящего свою Родину, бережно относящ...