Программа воспитательной работы "Научи своё сердце добру"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа «Научи своё сердце добру» ставит своей целью формирование в каждом ребёнке начал духовно-нравственной личности: воспитание доброго отзывчивого человека, любящего свою Родину, бережно относящегося к природе, умеющего правильно ориентироваться в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyasnitelnaya_zapiska.doc | 43.5 КБ |
soderzhanie_programmy.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, чуткость, терпимость, милосердие, толерантность, участившиеся случаи ничем не оправданной жестокости среди детей в последнее время лишний раз доказывают актуальность формирования в детях нравственной личности, доброго отзывчивого милосердного человека.
Это, прежде всего, воспитание духовно-нравственных ценностей: формирование навыков правильного поведения дома, в школе и других общественных местах, товарищеских отношений между детьми, вниманию к взрослым, уважения к людям преклонного возраста и инвалидам, к труду разных профессий, а также любви к своей Родине, к родному краю, к природе.
Воспитать в ребёнке чувство доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Душа ребёнка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для воспитателя. Нужно сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребёнок получит импульс тепла и участия. А для этого нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным особенностям реальная жизнь, с разнообразными видами деятельности, имеющими познавательно-мировоззренческую направленность, чтобы каждый воспитанник мог найти себе дело по душе, ощутил чувство успеха, уверенности в себе. Без этого невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Народная мудрость гласит: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт». Поэтому программа «Научи своё сердце добру» ставит своей целью формирование в каждом ребёнке начал духовно-нравственной личности: воспитание доброго отзывчивого человека, любящего свою Родину, бережно относящегося к природе, умеющего правильно ориентироваться в жизни.
Задачи программы:
- обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к окружающему миру;
- создать атмосферу радости и доброжелательного сосуществования старших и младших;
- учить школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам;
- развивать эмоциональную сферу уч-ся, научить управлять отрицательными эмоциями, научить прощать людей;
- формировать у детей культуру общения, помочь в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах;
- привлекать культурно-образовательную среду, родителей к воспитанию личности детей;
Отличие этой программы от широко известных воспитательных программ в том, что она имеет «узкую специализацию» и предназначена для одного класса школы. Главная особенность программы – «дойти до каждого». Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, а также методы убеждения и самовоспитания.
Принципы построения программы:
- Целеустремлённость, систематичность (воспитательный процесс как система);
- Конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);
- Научность (в основе – научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);
- Целостность образовательной и воспитательной программ;
- Единство педагогического руководства, классного руководителя и активности детей;
- Реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий жизни;
- Связь внутриклассной работы с работой школы и вне её;
- Индивидуальность;
- Гибкость плана воспитательной работы;
- Право ребёнка быть тем, чем он есть, т.е. право быть личностью.
Приоритетными направлениями в данной программе являются:
- «Я, моя семья, мои друзья и люди, которые меня окружают»;
- «Я, мы и природа»;
- «Мой край родной»;
- «Здоровый образ жизни».
Все эти направления акцентируют внимание на «Я» каждого ребёнка.
Программа реализуется на протяжении 4 лет. Каждое направление включает в себя блоки классных часов по указанным темам.
1 блок: «Я, моя семья, мои друзья и люди, которые меня окружают».
Я – равноправный член семьи.
Чтобы помочь детям почувствовать роль личности в семье, учитель изучает детей, особенности их характера, интересы, роль каждого ребёнка в конкретной семье. В контакте с родителями ведёт целенаправленную деятельность по воспитанию у детей чувства самоуважения через его добрые дела и поступки. Родителям полезно обращать внимание ребёнка на то, что он играет значимую роль в семье, им важно знать его мнение, дорога его помощь.
Моя семья – моя радость.
Ребёнок должен знать: кто я сам, почему меня так назвали, что означает моя фамилия? Мои родители: какими они были раньше? Кем они работают? Какую пользу приносит их работа обществу?
Кто мои бабушка и дедушка? Как они росли сами? Как они растили моих папу и маму? Где работали бабушка и дедушка, что умеют делать? Почему они слабы? Я – их помощник. Я учусь быть послушным и терпеливым.
Будем заботиться о младших братишках и сестрёнках. Умея уступать, узнаём, как занять малыша.
Познакомимся с «волшебными» словами. Когда и как ими пользоваться? Как разговаривать по телефону? Как вести себя в гостях и как принимать гостей?
Мои друзья и люди, которые меня окружают.
Учимся взаимопониманию с одноклассниками и друзьями. Как вежливо вести себя в магазине, в транспорте и других общественных местах? Учимся помогать людям, желая творить добро.
2 блок: «Я, мы и природа»
Моё место в природном и социальном окружении. Неразрывная связь человека и природы. Природное и социальное окружение – среда жизнедеятельности человека. Роль и место «Я» в этой среде.
Учимся вести себя в окружающей среде в соответствии с человеческими нормами. Охраняем природную среду от загрязнения, разрушения, истощения. Место «Я» и «Мы» в реализации этой задачи.
3 блок: «Мой край родной».
Эстетическая выразительность поселковой среды: архитектурные памятники, парк и сады, предприятия, магазины, культурно-просветительные учреждения.
Знакомимся со страницами истории нашего посёлка.
Я – своему посёлку. Участвуем в благоустройстве Елатьмы.
4 блок: «Здоровый образ жизни»
Физическое, духовное и психическое здоровье – факторы, определяющие здоровье человека.
Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека.
Отдых, среда природного окружения: игры, спорт. Труд, познавательная деятельность, посещение парка.
Забота об окружающей среде и здоровье, соблюдение режима дня. Закаливание. Соблюдение гигиенических норм и культуры быта.
Для реализации программы используются различные методы работы: беседы, дискуссии, тренинги, викторины, экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические праздники, индивидуальная работа с каждым ребёнком и т.п.
При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью, становятся раскованными, общительными и доброжелательными. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских пожеланий, предложений, советов. Педагог только корректирует эти пожелания и придаёт им форму реального дела. Дети активно посещают все мероприятия, т.к. сами их и предложили. Итогом воспитательной деятельности является воспитание деятельной личности с самостоятельной инициативой, критическим отношением к окружающему, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, честную, отзывчивую на всё хорошее и доброе, признающую приоритет общечеловеческих ценностей над любыми другими, ведущую здоровый образ жизни.
Предварительный просмотр:
2. Содержание программы.
Я, моя семья, мои друзья, люди, которые меня окружают | |||
Цели и задачи:
| |||
Направления работы:
| |||
Мероприятия: | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
|
|
|
|
«Я, мы и природа» | |||
Цели и задачи:
| |||
Направления работы:
| |||
Мероприятия: | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
|
|
|
|
«Мой край родной» | |||
Цели и задачи:
| |||
Направления работы:
| |||
Мероприятия: | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
|
|
| 1. «Любить Родину – значит, быть ей полезным» (дискуссия) 2. «Никто не забыт и ничто не забыто!» (экскурсия в краеведческий музей) 3. «Я – гражданин России» (тематический классный час) 4. «Чем богат наш край» (заочное путешествие Экскурсия на маслосырзавод) 5. Акция «Я – хозяин моего посёлка». Благоустройство школьного двора, парка. 6. Акция «Цветочек». Выращивание рассады цветов для школьного двора. 7. «Из истории моего посёлка» (игра-викторина) 8. Конкурс сочинений на тему «Хочу рассказать тебе о своём крае» |
Я и моё здоровье | |||
Цели и задачи:
| |||
Направления работы:
| |||
Мероприятия: | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
рактическое занятие.
|
|
|
2. Занятие в Школе Светофорных наук. «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». 3. «Если хочешь быть здоров». Просмотр мультфильма.
|
Я и большой мир | |||
Цели и задачи:
| |||
Направления работы:
Мероприятия: | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
(внеурочное мероприятие по чтению).
|
|
|
|
Мир семьи (работа с родителями) | |||
Цели и задачи:
| |||
Направления работы:
| |||
Мероприятия: | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1.Изучение микроклимата, материально-бытовых условий семей уч-ся. Выявление малообеспеченных, многодетных и неполных семей, семей группы социального риска 2.Родительское собрание «Ваш ребёнок стал учеником». Выборы родительского комитета. 3.Семинар-практикум «Игра – средство развития детей 7-8-летнего возраста. » 4.Родительское собрание «Поговорите со мной, родители. Роль совместного отдыха родителей и детей» 5.Родительское собрание «Пути формирования сознательного интереса к обучению у уч-ся 1 класса. Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника» 6.Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости, поведении их детей | 1.Посещение малообеспеченных, многодетных и неполных семей, семей группы социального риска. 2. Родительское собрание «Воспитание у детей доброты и отзывчивости». Выборы родительского комитета. 3. Родительское собрание «Мотивация учения и пути её формирования в семье». Педагогический тренинг «Первые уроки школьной отметки» 4. Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?». Обучающий тренинг «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». 5. Родительское собрание «Воспитание у младших школьников культуры поведения. Уроки этики и поведения для детей и родителей» 6. Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости, поведении их детей | 1.Посещение малообеспеченных, многодетных семей, семей группы социального риска. 2. Родительское собрание «Как стать хорошими родителями. (Авторитет родителей, в чём он заключается»). Выборы родительского комитета. 3. Родительское собрание «Как научиться быть ответственными за свои поступки». 4.Родительское собрание «Трудовое воспитание детей в семье. Истоки трудолюбия» 5.Родительское собрание (обмен мнениями) «Поощрение и наказание детей в семье» 6.Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости, поведении их детей | 1.Посещение малообеспеченных, многодетных семей, семей группы социального риска 2.Родительское собрание (обмен мнениями «Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителе».. «Телевидение и компьютер в жизни детей». Выборы родительского комитета. 3.Родительское собрание «Волевые качества ребёнка: как их развивать?» 4.Родительское собрание «Причины и последствия детской агрессии». Дискуссия «Мой ребёнок становится трудным» 5.Родительское собрание «Перешли мы в 5 класс». Встреча родителей с будущим классным руководителем и учителями-предметниками. 6.Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости, поведении их детей |
Совместное проведение свободного времени детей и родителей | |||
1. «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны!» (знакомство с профессиями мам. Рассказы мам о своих профессиях) 2.«Здравствуй, здравствуй, Новый год!». 3.Праздник «Пусть всегда будут мамы!» Родители – члены жюри) 4.«Папа, мама, я – спортивная семья!» Весёлые старты. 5.«Считай, смекай, отгадывай» (математический КВН. (Родители – члены жюри) | 1.«Природа вокруг нас» (турнир знатоков природы. Родители – члены жюри) 2.«Что делают там, где работают твои родители» (родители – организаторы экскурсии) 3.«Что такое хорошо и что такое плохо?» (весёлый конкурс, где пригодится слово «НЕ». Родители – члены жюри) 4.«Что делают там, где работают твои родители» (родители – организаторы экскурсии) 5.«Весёлые старты» (Родители – члены жюри) 6.«Умники и умницы» (математический КВН Родители – члены жюри) 7.«Вместе весело шагать по просторам». Экскурсия в природу детей и родителей. 8. Урок мужества. Рассказы родителей о своей воинской службе. | 1.«Когда люди радуются» (конкурсная программа Родители – члены жюри) 2.Конкурс на лучший кроссворд о природе. (Родители – члены жюри) 3.Операция «Птичьи столовые». Конкурс на лучшую кормушку для птиц. (Родители – члены жюри) 4.«Мои друзья – животные». Олимпиада. (Родители – члены жюри) 5.Экскурсия на родник 6.Конкурс «Я леплю из пластилина» (Родители – члены жюри) 7.«Весёлые старты» Родители – члены жюри | 1.«Помоги себе и товарищу». Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи. Проводят родители-медработники. 2.«Семейный круг». Праздник для детей и родителей. 3.«Природа и мы». Конкурс знатоков природы (Родители – члены жюри) 4.Экологическая викторина «Береги природу, человек!» Конкурс тематических плакатов.( Родители – члены жюри) 5.«Чем богат наш край» (родители – организаторы экскурсии на маслосырзавод) 6.Акция «Цветочек». Выращивание рассады цветов для школьного двор 7.Рыцарский турнир. Родители – члены жюри 8.Конкурс «А ну-ка, девочки» (Родители – члены жюри и участники конкурса) 9.«Помоги себе и товарищу». Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи. Проводят родители-медработники. 10.«Математики страна и прекрасна и сильна» (конкурс эрудитов-математиков. Родители – члены жюри) 11.«Чудесный мир классики» (литературный КВН. Родители – члены жюри) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Научи своё сердце добру!"
Классный час "Научи своё сердце добру" для учащихся 2 класса. Цель- формирование нравственных качеств. Задачи: 1. Учить детей видеть и чувствовать мир. 2 .Воспитывать дроброжелательное ...
Классный час "Научи своё сердце добру" для 2 класса
Классный час "Научи своё сердце добру" для учащихся 2 класса.Формирует нравственные качества личности, учит детей видеть и чувствовать мир, развивает чувство товарищества., взаимопонимание....
Классный час "Научите своё сердце добру..."
Классный час...
Классный час "Научи своё сердце добру"
Цель занятия -сформировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;развивать умение отличать плохое от хорошего;поразмышлять о важнейших нравственных ценностях: добре, любв...
Научи своё сердце добру
Данный классный час «Научи свое сердце добру» для учащихся начальной школы нацелен на формирование у детей представлений о добре и зле, на отношение к людям с ограниченными возможностями; осмысление п...
Классный час «Научите своё сердце добру»
- развитие представлений учащихся о добре ,воспитание стремления совершать добрые дела, развитие самооценки;- развитие у учащихся речи, мышления, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуника...
Классный час на тему " Научи своё сердце добру"
Классный час на тему " Научи своё сердце добру"...