Программа воспитательной работы Планета Добра
методическая разработка (1 класс) по теме
Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа. В программе отражены принципы реализации программы, методы, формы работы. Отражено взаимодействие классного руководителя с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитательной работы
«Планета добра»
учителя МБОУ СОШ № 14
г. Каменска-Шахтинского
Письменской Ольги Михайловны
2011-2012г.
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Пояснительная записка.
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цели и задачи программы «Планета Добра»
Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- Формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- Знакомство с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях.
- Формирование у учащихся правильного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.
- Развитие позитивного отношения личности к собственному интеллектуальному развитию;
- Вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
- Формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
- Создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Воспитательная работа в рамках программы включает:
- проектную и исследовательскую деятельность;
- организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
- походы;
- праздники, викторины, конкурсы;
- кружки и секции.
Программа реализуется в четыре этапа:
- 1-й этап – "Познай себя – это интересно!";
- 2-й этап – "Сотвори себя – это необходимо!";
- 3-й этап – "Утверди себя – это возможно!";
- 4-й этап – "Прояви себя – это реально!".
Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Этап "Познай себя – это интересно!"
Цели этапа "Познай себя – это интересно!":
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
- определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:
– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;
– требованиях и педагогической позиции учителя; - изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Этап "Сотвори себя – это необходимо!"
Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
организация работы актива класса.
Критерии успешного завершения этапа "Сотвори себя – это необходимо!":
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
Этап "Утверди себя – это возможно!"
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":
- обучающиеся в микрогруппах могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
Этап "Прояви себя – это реально!"
Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
- обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Принципы реализации Программы «Планета Добра»
Педагогическую целесообразность Программы определяют принципы организации воспитательной и образовательной деятельности:
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Методы и формы
- беседы и наблюдения
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии, экологические и фольклорные экспедиции
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- дискуссии
- конкурсы
- игры, соревнования
- родительские собрания в различных формах
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй | ||
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские университеты | ||
индивидуальные и тематические консультации | |||
тренинги | |||
конференции | |||
родительские собрания | |||
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества | ||
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |||
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |||
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы | ||
участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля | |||
участие в работе общественного совета содействия семье и школе | |||
Тематика родительских собраний | |||
I четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель | |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, | |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей | учитель | |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
Результативность реализации Программы «Планета Добра»
При реализации программы «Планета Добра» мы получаем следующие результаты: к пятому классу у учащихся ведущими качествами личности выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, ответственность за родных, близких, друзей, вежливость, деликатность, исполнительность и инициатива; стремление к ведению здорового образа жизни; бережливое отношение к природе; знание русской национальной культуры и культуры родного края.
Модель выпускника начальной школы
1. Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, мотивирован на продолжение образования, человека во всем их многообразии.
2. Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности. Уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину.
3. Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, владеющий языками мира, знающий традиции, обычаи, правила, необходимые в общении с другими людьми.
4. Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.
5. Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.
6. Человек с высоким уровнем нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности (высокая культура общения, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, патриотизм, любовь к Родине, доброта, отзывчивость, скромность;
Приложение .
1. Обязанности командира класса.
- командир класса является помощником учителя в организации праздников, общих дел, походов и других мероприятий в классе.
- командир класса организует дежурство в классе, следит за очередностью и правильностью выполнений поручений.
- командир класса посещает совет школьного актива и рассказывает одноклассникам о тех мероприятиях, которые будут проходить в школе.
- в случае конфликтных ситуаций учитель обращается к командиру с просьбой помочь разобраться в ситуации
- командир класса дает оценку работы командирам групп.
- по окончании срока полномочий, командир класса должен отчитаться о проделанной работе и выслушать мнение ребят своего класса о том, как он справился с ней.
2. Обязанности командиров групп.
- командир группы организует всех детей своей группы для выполнения общего поручения.
- командир группы распределяет обязанности между членами группы, проверяет ход работы и ее результат
- командир группы должен активно участвовать при выполнении общего поручения, быть примером для всех ребят.
- по окончании срока полномочий, командир должен отчитаться о своей работе и выслушать мнение ребят о том, как он справился с ней.
3. Обязанности учителя.
- учитель должен создать в классе атмосферу доверия, сотрудничества и взаимопомощи среди ребят
- учитель может высказать свое мнение в виде пожелания, не навязывая его, но в случае конфликтных ситуаций учитель старается разъяснить, помочь детям разобраться в сложившейся ситуации.
- учитель должен проявить максимум терпения и такта, позволив детям самостоятельно принимать решения.
Памятка для выполнения поручения.
Если ты дежурный, то
- проверь, не оставил ли кто-то свои вещи в классе
- организуй ребят, чтобы они проверили, в каком состоянии оставляют свои рабочие места после рисования и трудов
- сотри с доски, помоги учителю убрать наглядные пособия на место.
- если есть мусор на полу, то подмети его
Если ты ухаживаешь за цветами, то
- следи за тем, чтобы земля в цветах не пересохла, но и не была залита водой.
- убирай засохшие листья, рыхли землю, протирай крупные листья от пыли.
- следи за тем, чтобы поддоны у цветов были чистыми.
Если ты раздаешь тетради, то
- делай это внимательно, чтобы тетради попали к своему хозяину.
- следи за тем, чтобы тетради не мялись, лежали аккуратно.
- лишние тетради отдавай учителю, следи, чтобы ни одна тетрадь не потерялась
- помоги учителю пересчитать, переложить или собрать тетради по его просьбе
Если ты следишь за учебниками, то
- каждый день проверяй у своих товарищей, в каком состоянии у них учебники, нет ли в них пометок
- проверяй, пользуются ли ребята закладками
- добивайся того, чтобы все ребята бережно относились к своим учебникам
- помогай учителю собирать и сдавать учебники в библиотеку
Если ты следишь за дисциплиной, то
- организуй игры на перемене
- следи за дисциплиной, если учителя нет в классе
- помогай учителю следить за дисциплиной в столовой, в раздевалке, на экскурсиях
- будь для других ребят примером в поведении
Если ты отвечаешь за связь с библиотекой, то
- проверяй, нет ли среди ребят задолжников, своевременно напоминай им сдавать книги в библиотеку
- интересуйся у библиотекаря, регулярно ли дети посещают библиотеку
- организуй работу, если надо подклеить книги
- следи за тем, чтобы книги в классной библиотеке всегда были в порядке, стояли на своих местах
- рекомендуй ребятам прочитать интересные книги
- помогай учителю работать с читательскими дневниками ребят
Тест
Назначение теста: Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Инструкция к тесту: в каждом из вопросов выбери один ответ.
Шкалы: школьная мотивация
1. Тебе нравится в школе или не очень?
1. не очень
2. нравится
3. не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
1. чаще хочется остаться дома
2. бывает по-разному
3. иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
1. не знаю
2. остался бы дома
3. пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
1. не нравится
2. бывает по-разному
3. нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
1. хотел бы
2. не хотел бы
3. не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
1. не знаю
2. не хотел бы
3. хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1. часто
2. редко
3. не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
1. точно не знаю
2. хотел бы
3. не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
1. мало
2. много
3. нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
1. нравятся
2. не очень
3. не нравятся
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Уровни мотивации № вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Высокий b c c a b b a b b a
Средний a b a b c a b a a b
Низкий c a b c a c c c c c
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:
• «высокий уровень», оценивается в 2 балла;
• «средний уровень» – в 1 балл;
• «низкий уровень» – 0 баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
• 14- 20 баллов – высокий уровень;
• 7-13 баллов – средний уровень;
• 1-6 – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-89418-1510163657.jpg)
Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель данной программы:Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества....
Программный материал воспитательной работы "Планета добра"
В методическом материале подробно расписана работа с родителями и детьми по предупреждению негативных проявлений, воспитание основ поведенческих навыков . Работа с детьми и родителями опис...
Программа воспитательной работы "Планета добра"
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-212933-1729152323.jpg)
Программа по воспитательной работе "Планета добра"
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna Разработанная программа "Планета добра" направлена на всестороннее развитие ребенка.Она служит основой построения воспитательной ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/04/picture-967093-1667573446.jpg)
Авторская программа воспитательной работы "Дорогою добра"
Программа прошла конкурсный отбор на городском конкурсе "Программ по воспитательной работе- 2006". Вошла в десятку лучших и получила грант на её реализацию в размере 50 тыс рублей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/09/picture-1261123-1596980323.jpg)
Программа воспитательной работы "Планета добра" 1-4 класс
Программа воспитательной работы "Планета добра " 1-4 класс...
Комментарии
Программа воспитательной работы Планета Добра