Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
рабочая программа по теме
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).
Цель данной программы:
Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательной работы
«Дорогою добра»
Воспитателей НОУ Школы-интерната №22 ОАО «РЖД»,
г. Улан-Удэ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников.
Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности школьников, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условие гармоничных отношений в обществе.
Формирование и развитие толерантного сознания – сложный и длительный процесс. Поэтому важное место в воспитании толерантности принадлежит начальной школе. Именно начальная школа является важной ступенью познания ребенком окружающего мира. Ребенка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик В.)
Важнейшей задачей школы должно являться формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей , их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Из стен школы должны выйти воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, владеющие информационными, проектировочными и коммуникативными умениями, позитивно, толерантно и конструктивно мыслящие во благо Родины.
Проблема толерантности очень остро стоит в третьем классе. С этим классом мы проработали один год. Класс сложный, за три года в нем поменялось пять воспитателей (смена происходила каждый год в силу розных причин), не было единой системы требований, отсюда неорганизованность, недисциплинированность, кроме того мы столкнулись с проблемой низкого уровня развития у детей навыков взаимодействия: не умение ребят слушать и слышать друг друга, нет взаимопомощи, радости за другого, чувства товарищества, сплоченности, очень развито «яканье», дети совершенно не умеют работать в группах, им важно только их мнение, а что думают другие – не важно, отсюда выкрики, недавание высказаться, часто возникают конфликтные ситуации. Поэтому возникла необходимость создания воспитательной системы класса, которая поможет развить у учащихся навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре нашего внимания стоит воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Программа «Дорогою добра» рассчитана на два года (4 и 5 класс) и ориентирована на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка, на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития, на успешную адаптацию детей в школе. В основу программы положен проблемно-тематический принцип: от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.
Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, экскурсии. Проектную и исследовательскую деятельность и др. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников. Воспитательная система опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, коллективную, досуговую.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, общительность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, сплочение коллектива.
Цель данной программы:
Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества.
Задачи:
1.Формировать в классе духовную, нравственную и эмоционально- благоприятную среду, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
2. Воспитывать ребёнка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
3. Формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
4. Вовлечь родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств необходимых для самореализации;
5. Создать систему мониторинга развития толерантности в классном коллективе.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении интернатного типа, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребёнка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Принципы реализации программы
- Воспитание – это жизнь рядом и вместе;
- Человеку нужно быть нужным;
- Умей выслушать и услышать каждого;
- В воспитании мелочей не бывает;
- Творящие дети дурного «не вытворят»;
- Сначала «включай» сердце ребёнка, потом голову, потом руки;
- Умей всё видеть, но кое-что не замечать;
- Всё слушать, но кое-что не слышать;
- Уважай незнание ребёнка.
Организация ученического самоуправления в классе
Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп. В актив входят министры города Солнца и президент города Солнца.
В классе организована работа малых инициативных групп под руководством министров:
- Министра образования
Цель: помощь отстающим;
выпуск познавательных газет;
подведение итогов успеваемости.
- Министра здоровья и спорта
Цель: Выпуск информационной газеты «В здоровом теле – здоровый дух», подготовка устных журналов и газет;
сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном.
- Министра культуры
Цель: организация перемен;
помощь в проведении и подготовки классных вечеров, праздников, конкурсов,
выпуск поздравительных и развлекательных газет;
- Министра труда
Цель: организация дежурств в классе, столовой, комнатах, школе;
помощь в организации генеральных уборок, субботников;
контроль выполнения обязанностей дежурными;
выпуск листовок по оценке качества выполнения работы дежурными.
Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников.
Программа реализуется по следующим направлениям:
- Познавательное развитие
- Гражданско-патриотическое
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Творчество и досуг
- Работа с родителями
Механизм реализации программы:
Девиз | Задачи | Формы реализации |
Познавательное развитие – «Знание – сила»
«Ученье свет, а неученье – тьма» | Определить круг возможностей каждого ученика; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность; развивать способность мыслить рационально, эффективно и проявлять свои интеллектуальные, познавательные умения в жизни | Тематические недели, викторины, экскурсии, выпуски газет, познавательные игры, участие в школьной НПК. |
Гражданско-патриотическое воспитание – «Я и мое Отечество»
Воспитать чувство ответственности, гордости за свою страну, ответственности за сохранение памятников истории и культуры; расширение знаний об истории своей семьи, города, республики, страны. | Вахта памяти, часы общения «Мой дом -Россия» , «История моей семьи», «Геральдические символы страны, республики», встречи с ветеранами, организация поздравлений учителей, находящихся на пенсии с Днем учителя, участие в акциях ко дню пожилого человека, экскурсии, знакомство с памятниками культуры, истории. |
Духовно-нравственное воспитание
Один за всех и все за одного | Развивать умения и навыки в сфере общения; создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе; развитие собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие ученического самоуправления. | Тренинги общения, ролевые игры, экскурсии, тематические классные часы «Вместе весело шагать», «День именинника», «Мостик дружбы», «Что делать, если тебя не понимают», праздничные конкурсы с 23 февраля и 8 марта, собрания актива класса |
Спортивно-оздоровительное направление
«В здоровом теле - здоровый дух» | Сохранять и укреплять здоровье, формировать потребность в ЗОЖ | Углубленный медосмотр в начале года, учет врачебных рекомендаций, посещение спортивных секций, прогулки, физминутки, зарядка, классные часы по теме ЗОЖ, спортивные игры: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья», |
Работа с родителями.
«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей» | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ. | Индивидуальные консультации, беседы, тематические родительские собрания, анкетирования, методика незаконченных предложений, тестирования, проведение совместных мероприятий, творческий отчет. |
Творчество и досуг
«Дело мастера боится!» | Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся; развитие интереса к внеклассной деятельности. | Конкурсы, классные часы, праздники, театральные постановки, экскурсии, выставки работ, творческие мастерские (Мастерская Деда Мороза, конкурс «Чудо Ёлочка», «Подарки своими руками») , проектная деятельность. |
Критерии эффективности развития у школьников стереотипов толерантности:
- сплочённость классного коллектива
- развитость способностей учащихся;
- сформированность культуры в целом;
- проявление индивидуальных особенностей ученика;
- совершенствование собственного здоровья;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- социализация человека в обществе;
- повышение уровня воспитанности.
Результат реализации программы:
- Модель толерантного ученика:
- Ребёнок, хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;
- Ребёнок, хорошо понимающий других, обладающий определённым уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
- Ребёнок, владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками;
- Ребёнок, успешно взаимодействующий в коллективе;
- Ребёнок, противостоящий нетолерантным отношениям;
- Модель толерантного класса:
- Коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
- Коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся друг с другом,
учащиеся и учителя,
дети и их родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная программа воспитательной деятельности обучающихся в первых классах группы продленного дня.
Программа создана для работы с первыми классами в группе продленного дня. Может использоваться на протяжении нескольких лет....
Программа воспитательной работы в 1- Г классе «Пчелки»
Программа «Пчелки» направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей ...
Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...