Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
рабочая программа по теме
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).
Цель данной программы:
Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательной работы
«Дорогою добра»
Воспитателей НОУ Школы-интерната №22 ОАО «РЖД»,
г. Улан-Удэ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников.
Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности школьников, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условие гармоничных отношений в обществе.
Формирование и развитие толерантного сознания – сложный и длительный процесс. Поэтому важное место в воспитании толерантности принадлежит начальной школе. Именно начальная школа является важной ступенью познания ребенком окружающего мира. Ребенка воспитывает всё, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам» (Соловейчик В.)
Важнейшей задачей школы должно являться формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей , их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Из стен школы должны выйти воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, владеющие информационными, проектировочными и коммуникативными умениями, позитивно, толерантно и конструктивно мыслящие во благо Родины.
Проблема толерантности очень остро стоит в третьем классе. С этим классом мы проработали один год. Класс сложный, за три года в нем поменялось пять воспитателей (смена происходила каждый год в силу розных причин), не было единой системы требований, отсюда неорганизованность, недисциплинированность, кроме того мы столкнулись с проблемой низкого уровня развития у детей навыков взаимодействия: не умение ребят слушать и слышать друг друга, нет взаимопомощи, радости за другого, чувства товарищества, сплоченности, очень развито «яканье», дети совершенно не умеют работать в группах, им важно только их мнение, а что думают другие – не важно, отсюда выкрики, недавание высказаться, часто возникают конфликтные ситуации. Поэтому возникла необходимость создания воспитательной системы класса, которая поможет развить у учащихся навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре нашего внимания стоит воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Программа «Дорогою добра» рассчитана на два года (4 и 5 класс) и ориентирована на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка, на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития, на успешную адаптацию детей в школе. В основу программы положен проблемно-тематический принцип: от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.
Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, экскурсии. Проектную и исследовательскую деятельность и др. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников. Воспитательная система опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, коллективную, досуговую.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, общительность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, сплочение коллектива.
Цель данной программы:
Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества.
Задачи:
1.Формировать в классе духовную, нравственную и эмоционально- благоприятную среду, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
2. Воспитывать ребёнка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
3. Формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
4. Вовлечь родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств необходимых для самореализации;
5. Создать систему мониторинга развития толерантности в классном коллективе.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении интернатного типа, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребёнка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Принципы реализации программы
- Воспитание – это жизнь рядом и вместе;
- Человеку нужно быть нужным;
- Умей выслушать и услышать каждого;
- В воспитании мелочей не бывает;
- Творящие дети дурного «не вытворят»;
- Сначала «включай» сердце ребёнка, потом голову, потом руки;
- Умей всё видеть, но кое-что не замечать;
- Всё слушать, но кое-что не слышать;
- Уважай незнание ребёнка.
Организация ученического самоуправления в классе
Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп. В актив входят министры города Солнца и президент города Солнца.
В классе организована работа малых инициативных групп под руководством министров:
- Министра образования
Цель: помощь отстающим;
выпуск познавательных газет;
подведение итогов успеваемости.
- Министра здоровья и спорта
Цель: Выпуск информационной газеты «В здоровом теле – здоровый дух», подготовка устных журналов и газет;
сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном.
- Министра культуры
Цель: организация перемен;
помощь в проведении и подготовки классных вечеров, праздников, конкурсов,
выпуск поздравительных и развлекательных газет;
- Министра труда
Цель: организация дежурств в классе, столовой, комнатах, школе;
помощь в организации генеральных уборок, субботников;
контроль выполнения обязанностей дежурными;
выпуск листовок по оценке качества выполнения работы дежурными.
Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников.
Программа реализуется по следующим направлениям:
- Познавательное развитие
- Гражданско-патриотическое
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Творчество и досуг
- Работа с родителями
Механизм реализации программы:
Девиз | Задачи | Формы реализации |
Познавательное развитие – «Знание – сила»
«Ученье свет, а неученье – тьма» | Определить круг возможностей каждого ученика; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность; развивать способность мыслить рационально, эффективно и проявлять свои интеллектуальные, познавательные умения в жизни | Тематические недели, викторины, экскурсии, выпуски газет, познавательные игры, участие в школьной НПК. |
Гражданско-патриотическое воспитание – «Я и мое Отечество»
Воспитать чувство ответственности, гордости за свою страну, ответственности за сохранение памятников истории и культуры; расширение знаний об истории своей семьи, города, республики, страны. | Вахта памяти, часы общения «Мой дом -Россия» , «История моей семьи», «Геральдические символы страны, республики», встречи с ветеранами, организация поздравлений учителей, находящихся на пенсии с Днем учителя, участие в акциях ко дню пожилого человека, экскурсии, знакомство с памятниками культуры, истории. |
Духовно-нравственное воспитание
Один за всех и все за одного | Развивать умения и навыки в сфере общения; создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе; развитие собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие ученического самоуправления. | Тренинги общения, ролевые игры, экскурсии, тематические классные часы «Вместе весело шагать», «День именинника», «Мостик дружбы», «Что делать, если тебя не понимают», праздничные конкурсы с 23 февраля и 8 марта, собрания актива класса |
Спортивно-оздоровительное направление
«В здоровом теле - здоровый дух» | Сохранять и укреплять здоровье, формировать потребность в ЗОЖ | Углубленный медосмотр в начале года, учет врачебных рекомендаций, посещение спортивных секций, прогулки, физминутки, зарядка, классные часы по теме ЗОЖ, спортивные игры: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «День здоровья», |
Работа с родителями.
«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей» | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ. | Индивидуальные консультации, беседы, тематические родительские собрания, анкетирования, методика незаконченных предложений, тестирования, проведение совместных мероприятий, творческий отчет. |
Творчество и досуг
«Дело мастера боится!» | Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся; развитие интереса к внеклассной деятельности. | Конкурсы, классные часы, праздники, театральные постановки, экскурсии, выставки работ, творческие мастерские (Мастерская Деда Мороза, конкурс «Чудо Ёлочка», «Подарки своими руками») , проектная деятельность. |
Критерии эффективности развития у школьников стереотипов толерантности:
- сплочённость классного коллектива
- развитость способностей учащихся;
- сформированность культуры в целом;
- проявление индивидуальных особенностей ученика;
- совершенствование собственного здоровья;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- социализация человека в обществе;
- повышение уровня воспитанности.
Результат реализации программы:
- Модель толерантного ученика:
- Ребёнок, хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;
- Ребёнок, хорошо понимающий других, обладающий определённым уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
- Ребёнок, владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками;
- Ребёнок, успешно взаимодействующий в коллективе;
- Ребёнок, противостоящий нетолерантным отношениям;
- Модель толерантного класса:
- Коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
- Коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся друг с другом,
учащиеся и учителя,
дети и их родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочная программа воспитательной деятельности обучающихся в первых классах группы продленного дня.
Программа создана для работы с первыми классами в группе продленного дня. Может использоваться на протяжении нескольких лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194880-1359890546.jpg)
Программа воспитательной работы в 1- Г классе «Пчелки»
Программа «Пчелки» направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-296478-1384347883.jpg)
Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс
Программа разработана на основе авторской программы факультатива...
Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...