Программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры"
рабочая программа (1 класс) по теме
Изучение православных традиций, истории христианства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 73.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Калининский район
х.Гречаная Балка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Основы православной культуры»(обращение к истокам)
ступень обучения : начальное общее образование (1-4 классы) класс 1
Количество часов: 33 час
Составитель: Кисляк Татьяна Алексеевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Пояснительная записка
Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных КУЛЬтурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения ее, а также смысла символических образов. Историкокультурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина - снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путем включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений разных стран и народов.
Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодежи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.
Особое значение история религиозной культуры приобретает сегодня для творчески одаренных школьников, а также верующих. Выполнение авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволило нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвященных основам православной культуры.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на успешную социализацию их в российской культуре.
Курс «История религиозной культуры» построен С учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс
В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебнометодической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса.
Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждом году обучения. Цель кvpca - расширение историко-куль турологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.
Образовательные и психолого-адаптационные задачи кvpca:
- изучение православной религиозной традиции, истории христианства;
- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами
Ветхого Завета;
- изучение православной этики;
- ознакомление с православным календарем;
- знакомство с агиографией;
- ознакомление с особенностями церковного искусства;
- изучение устройства православного храма;
- ознакомление с мировыми религиями и сеКтами;
- ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскуЮ
мифологию;
- ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;
- ознакомление с основными видами православного богослужения;
- изучение церковнославянского языка;
- формирование целостного восприятия мира;
- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- формирование культуры общения;
- предупреждение возможных тупиков личностного развития;
- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
- выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной
'и религиозной почве;
- воспитание патриотизма;
- формирование представления о культурном И историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального един'ства;
. - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- расширение и активизация словаря школьников путем дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;
- возрождение православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и "'истории;
- воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
№ п/п | Разделы темы | Количество часов | ||||
Рабочая программа | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
1 | Красота в мире | 3 | 3 | |||
2 | Хранилища культуры | 5 | 5 | |||
3 | Всегда живое | 6 | 6 | |||
4 | Наша Родина | 10 | 10 | |||
5 | Спаситель | 6 | 6 | |||
6 | Семья | 3 | 3 | |||
7 | Мир вокруг и внутри нас | 1 | 1 | |||
8 | Духовное в реальном мире | 3 | 3 | |||
9 | Жизнь Иисуса Христа и православные праздники | 30 | 30 | |||
10 | Что мы знаем о Евангелие | 4 | 4 | |||
11 | Библия – записанное откровение Божие | 2 | 2 | |||
12 | О чем рассказывает Ветхий Завет | 28 | 28 | |||
13 | Культура – всеобщее достояние | 3 | 3 | |||
14 | Как Русь стала православной | 8 | 8 | |||
15 | Православие и Российское государство | 6 | 6 | |||
16 | Православный храм | 2 | 2 | |||
17 | О православном богослужении | 4 | 4 | |||
18 | О церковных колоколах | 4 | 4 | |||
19 | За монастырскими стенами | 2 | 2 | |||
20 | Дом и семья | 3 | 3 | |||
21 | Русь святая | 2 | 2 | |||
ИТОГО: | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Краткая характеристика структуры программы
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала.
Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1-15 уроках (в зависимости от объема и степени сложности учебного материала).
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
- учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;
- педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;
-педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в воспитании молодежи;
- необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
- необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
-учитель организует уроки по традиционным моделям при условии соответствия типа урока его целям и задачам;
- использует разнообразные методы и приемы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;
-основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;
-теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого·педагогических принципов:
• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
- единства образовательного и воспитательного процессов;
- рефлексивного обучения;
• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.
Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) беседа закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) сократический урок; 4) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждеиием (на этом же уроке) и творческим заданием; 6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курса
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками, богословских, историко-культурологических знаний в (области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православных видов богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.
Учащиеся должны хорошо знать текст Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого :3авета, уметь читать и понимать содержание церковнославянских текстов, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Изданы учебные пособия для учащихся по 1, 2, 3, 4, 5 и 6 разделам Программы «История религиозной культуры»:
• Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. - М.: Православная педагогика, 2005.
• Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.
Учебное пособие для 1 (2) класса. - М.: Православная педагогика, 2003.
• Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.
Рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Православная педагогика, 2004.
• Бородuна А. В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. - М.: Православная педагогика, 2004.
.
• Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: 1 класс. Пособие для учителя. - М.: Православная педагогика, 2005.
• Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.
Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика, 2003;
• БородUНд А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.
Учебно-методическое пособие для учителя. - Издание 2-е. - М, Православная педагогика, 2004.
• БородUНд А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика, 2004.
Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по всем разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», а также демонстрационный материал.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть I (начальная школа).
«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
1 класс
РАЗДЕЛ 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 ч.
Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» - 3 ч
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек - созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» - 5 ч
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас НерукотворныЙ. Образы РодиHbI в произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. Икона 1 «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки - хранилища культуры. Российская государственная библиотека.
Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек России.
Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования
и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» - 6 ч
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублев. '. ",
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о хyдожественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА. - 10 ч
Россия - наша Родина. Россия - общая Родина всех россиян. Красота просторов России, ее историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонитепьных сооружениях русских городов, о правоспавных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни траны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России - о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединенных общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как постоянной их борьбе с собственными грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ~HHыe явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Смысловая и историческая связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», 'усская культура», «русский язык», «русский Hapo~».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ. - 6 ч
Богочеловек. Сын Бога. Богородицз. Иконы «Спас в силах», «Отечество», 'ождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос - Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ». - 3 ч
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией 'Матери. Заключительный урок. Обобщение знаний о Спасителе и православии.
Представление о Божественной любви как важнейшем необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчениие злых сердец» (Семистрельная).
УЧЕБНО·МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО 1 РАЗДЕЛУ КУРСА УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. - М., Православная педагогика, 2005.
УЧЕБНО·МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
2 класс
РАЗДЕЛ 2 «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа
Тема 1. «Мир вокруг и внутри нас» - 1 ч.
Тема 2. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 3 ч
Самая древняя книга о духовном мире - Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на при мере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 3. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 30 ч
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира. Евангелие - книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна
Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях. смерти и воскрешении.
Преображение Г ocnодне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника - Светлого Христов? Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница - День Пресвятой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.
УЧЕБНО·МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО 2 РАЗДЕЛУ КУРСА УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.
Учебное пособие для 1(2) класса. - М., Православная педагогика, 2003.
Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2классз. - М.: Православная педагогика, 2004.
УЧЕБНО·МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Бородuна А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.
Учебно-методическое пособие для учителя. - М, Православная педагогика. 2003.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.
Учебно-методическое пособие для учителя. - Издание 2-е. - М, Православная педагогика, 2004.
3 класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ИКОНА И БИБЛИЯ» - 34 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» - 4 ч
Книга, рассказывающая о Спасителе и спасении. Название «Евангелие» в переводе с греческого - «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета.
Время написания Евангелия. Четвероевангелие. Евангелисты: Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Тема 2 «БИБЛИЯ - ЗАПИСАННОЕ ОТКРОВЕНИЕ БОЖИЕ» - 2 ч
Библия - Священное Писание, записанное Откровение Божие. Значение слова «Откровение». Высшее Откровение на земле - Спаситель - Богочеловек. Спаситель мира, его жизнь, смерть и воскресение - центр Священного Писания и Священного Предания Церкви. Значение слов «Предание» И «Писание».
Две части Библии: Ветхий Завет и Новый Завет. Цель написания и смысл названий двух главных частей Библии.
Временные рамки создания Ветхого и Нового Заветов и периоды жизни человечества, описанные в этих частях Библии.
Тема 3 «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ» - 28 ч
Повествование о сотворении мира. Сотворение неба - невидимого духовного
мира. Сотворение земли - видимого вещественного мира.
Первые люди. Представление о рае.
Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.
Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублева «Троица». Гибель Содома и Гоморры. Соленое море - Мертвое море.
Исав и Иаков. Получение отцовского благословения Иаковом. «Борьба» Иакова за благословение Господз. Примирение Иакова и Исава.
Иаков и его 12 сыновей. Иосиф в Египте. Встреча Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет.
История многострадального Иова.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Синайское законодательство. Золотой телец. Земля обетованная.
Сидия. Самсон. Предательство Далилы и гибель Самсона.
Саул и Давид. Победа Давида над Голиафом. Царствование и псалмы Дави-
да. Грех и покаяние царя Давида, 50-й псалом - молитва и песнь покаянная.
Царь Соломон. Мудрость Соломона. Пророк Илия.
Ветхозаветные пророки о Мессии.
Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.
4 класс
РАЗДЕЛ 3 «ПРАВОСЛАВИЕ - КУЛЬТУРООБРА3УЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 34 ч.
Тема 1. «КУЛЬТУРА - ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» - 3 ч.
Великая русская культура - достояние всех россиян. Образование в .IX веке государства Русь.
Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия - неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.
Язык - особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку - проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковно-славянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» - 8 ч
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостолэ. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.
Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.
Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы - два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Проcлавление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов.
Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси - варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с принцессой Анной ..
Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.
День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» - 6 ч
Церковь - собрание верующих во Христа. Небесная и земная Цepковь. Объяснение полного названия Православной Церкви - Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх - предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.
Понятие о государственной и кулыурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовноисторических традиций в государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, Священство. Священник - иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» И «Священного Предания».
Тема 4 .• ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» - 2 ч
Храм (церковь, собор, часовня) - общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и коностас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» - 4 ч
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причастия, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (соборования), Брака (венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения.
Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литурrия - главное богослужение Православной Церкви.
Молитва - общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художествен-
ной культуре.
Тема 6 «0 ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» - 4 ч
Виды и названия колоколов.
Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру.
Очепный и язычный способы· извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон.
Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» - 2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри - стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято- Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.
Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ»· 3 ч .~
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья - малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Петр и Феврония Муромские. Образец семейной святости святых царственных мучеников Николая 1, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ»· 2 ч
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная икона Божией Матери», икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.
Легенда о граде Китеже.
Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.
Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
УЧЕБНО·МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО 4 РАЗДЕЛУ КУРСА УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Бородuна А. В. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. - М., Православная педагогика, 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
(для начальной школы, то есть - 1 части программы)
1.Азбука христианства: Словарь-справочник. - М.: Наука, 1997.
2. Александр Шаргунов, протоиерей. Воскресные проповеди: В 2 т. - М.:
Хронос-Пресс, 2001.
З. Александр Шаргунов, протоиерей. Проповеди и выступления. - М.:
АРВИК, 1995.
4. Александр Шаргунов, протоиерей. Чудеса царственных мучеников: В 2 т. ; М.: Хронос-Пресс, Звонница, 2001.
5. Андрицова М:Ю., Валуев Д. В., Довгий Т. П. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие. - Смоленск: СОИУУ, 2002.
6. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль или объяснение о церкви, литургии и о всех службах и утварях церковных. - м., 1990.
7.Аристарх (Лоханов). Что надо знать о православном этикете. - М., 1999.
8. Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. - М., 1891.
9. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Животрепещущая тема // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 47, 21 ноября 2002.
10. Бородина А. В. История религиозной культуры: Концепция и программа для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 48, 28 ноября 2002.
11. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Методология курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 51,19 декабря 2002.
12. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и задачи курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 47, 21 ноября 2002.
13. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 49,5 декабря 2002.
14. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник. - М.: Покров, 2002.
15. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие. 2-е изд. Испр. и доп. - М.: Покров, 2003.
16. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика,2004 ..
17. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 50, 12 декабря 2002.
18. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Причины введения религиоведения в содержание образование/l Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 52, 26 декабря 2002.
19. Бородина Д. В. О возвращении к истокам духовности /1 Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.
20. Великие духовные пастыри России. - М.: Владос, 1999.
21. Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 года). - М., 2003.
22. Ганичев В. Н. Духовный диалог I/Новая книга России. - NQ З, 2004.
23. Громыко М. М., Буганов Д. В. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник,2000.
24. Закон Божий / Сост. Серафим Слободской. - Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
25. Знаменитые колокола России / СОСТ. Козлов В. Ф. - М.: Отечество - Крайрут, 1994.
26. Колокола России /Авт.-СОСТ. Мишин В. В. - М.: Московский журнал, Красный звон., 1995.
27. Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов. - М.: Вика, 1991.
28. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г.
29. Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город, 2003.
30. Перевезенцев С. В. Святорусское царство // Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.
31. Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. - М., 2004.
32. Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М., 1992.
33. Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. - М., 2003.
34. Православие для всех / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). - Кострома,20ОО.
35. Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, бо-
гослужениях, обрядах и требах. - М.: Отчий Дом, 1994.
36. Русские монастыри. - М.: Очарованный странник, 1995.
37. Русская икона: Детская энциклопедия. - М.: Белый город, 2002.
38. Святые земли Русской / Сост. С. С. Бычков.- М.: Белый город, 2002.
39. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.
40. Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского
(+ 48 слайдов). - Рига: Уходящие образы, 1991.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания МО заместитель директора
учителей от ___________. №1 по УВР
руководитель МО __________Тютина Т.П.
_____________________ от ____________2012г
№ п/п | Темы | Количество часов | Дата | |||
Всего | Теория | Практика | План | Факт | ||
1 | «КРАСОТА В МИРЕ» | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы | 1 | ||||
2 | Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. | 1 | ||||
3 | Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: | 1 | ||||
2 | «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» | 5 | 2 | 3 | ||
1 | Государственная Третьяковская галерея. Спас НерукотворныЙ. | 1 | ||||
2 | Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. | 1 | ||||
3 | Возникновение библиотек при храмах и монастырях. | 1 | ||||
4 | Человек - хранитель культуры. | 1 | ||||
5 | Представление о единстве культуры России. | 1 | ||||
3 | «ВСЕГДА ЖИВОЕ» | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. | 1 | ||||
2 | Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. | 1 | ||||
3 | художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. | 1 | ||||
4 | Храмы. Общее представление о православном храме. | 1 | ||||
5 | Представление о православном богослужении.. | 1 | ||||
6 | Общее представление о внутреннем устроении православного храма. | 1 | ||||
4 | «НАША РОДИНА. | 10 | 4 | 6 | ||
1 | Россия - наша Родина. Россия - общая Родина всех россиян. | 1 | ||||
2 | Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др | 1 | ||||
3 | О правоспавных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. | 1 | ||||
4 | Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. | 1 | ||||
5 | Представление о жизни православных людей как постоянной их борьбе с собственными грехами (недостатками). | 1 | ||||
6 | Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. | 1 | ||||
7 | Народ как общество людей, объединенных общими целями, идеями, языком, культурой. | 1 | ||||
8 | Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. | 1 | ||||
9 | Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. | 1 | ||||
10 | Христос Спаситель | 1 | ||||
5 | «СПАСИТЕЛЬ. | 6 | 1 | 5 | ||
1 | Иконы «Спас в силах», «Отечество», 'ождество Христово», | 1 | ||||
2 | Почаевская икона Пресвятой Богородицы | 1 | ||||
3 | Христос как Спаситель мира. Спаситель мира. | 1 | ||||
4 | Икона «Всех скорбящих Радость». | 1 | ||||
5 | Христос - Искупитель человечества. | 1 | ||||
6 | Понятие о вечной жизни. | 1 | ||||
6 | «СЕМЬЯ». | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Представление о семейных православных традициях в русской культуре. | 1 | ||||
2 | Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией 'Матери. | 1 | ||||
3 | Представление о Божественной любви как важнейшем необходимом условии для сохранения мира. | 1 | ||||
Итого: | 33 | 13 | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обуч...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"...
Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.
Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...
Программа внеурочной деятельности "Православная культура"
Программа внеурочной деятельности "Православная культура" (1-4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Православная культура" для 1 класса. программа содержит календарно-тематическое планирование. Расчитана на зз часа....