Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_pk_2014-15.doc | 216 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Яблоновская основная общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области.
Утверждаю:
Директор МОУ «Яблоновская ООШ»
_________ Гражданкин А.П.
Приказ № __ от «__» 2014г
Программа внеурочной деятельности
«Православная культура»
Срок реализации 3 года.
Возраст 7-11
Учитель Православной культуры:
Емельянова Елена Ивановна.
село Яблоново, 2014 год
Программа внеурочной деятельности: «Православная культура», комплексная образовательная программа по духовно- нравственному направлению.
Автор программы: Л. Л. Шевченко.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
От « »_____________2014г., протокол №______
Председатель_____________ А. П. Гражданкин
Оглавление
1.Пояснительная записка……………………………………………………4
2. Учебный план……………………………………………………………...6
3.Учебно-тематический план……………………………………………….7
4.Содержание изучаемого курса……………………………………………14
5. Методическое обеспечение………………………………………………23
6. Список литературы……………………………………………………….24
Программа «Православная культура»
Пояснительная записка
Программа по предмету «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеурочная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Место в учебном плане. Программа рассчитана на 102 часа (1 ч в неделю). По учебному плану в во 2 классе- 34ч, в 3 классе- 34ч, в 4 классе- 34ч.
Особенности содержания.
Содержание курса выстраивается на материале 6 образовательных линий:
Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии; Основы религиозно-философской мысли).
Нравственно-этическая культура православия.
История православной культурной традиции России (образ жизни).
Письменные источники православной культуры.
Христианское искусство.
Православное искусство и религиозные культуры мира.
Авторская программа по предмету Л.Л. Шевченко предполагает выделение общей темы для каждого года обучения. Общей темой первого года обучения является «Красота Божьего мира».
Программа предполагает рассмотрение в каждой четверти новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах четвертей – разделах:
I четверть –«Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем»
II четверть – «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы».
III четверть –« Праздники – радости».
IV четверть –« Пасха: цветы и звуки весны».
Общей темой второго года обучения является «Радостный мир православной культуры».
Программа предполагает рассмотрение в каждой четверти новых сторон основной темы года. Она раскрывается в темах четвертей – разделах:
I четверть – Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник);
II четверть – Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека;
III четверть – Радость православной веры;
IV четверть – О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?
Общей темой третьего (четвертого) года обучения является «Радостный мир православной культуры».
I четверть- «Отечество небесное. Бог.»
II четверть- «Добродетели в жизни христианина».
III четверть- «Восхождение в Отечество Небесное. Человек Преображенный. Святые».
IVчетверть- «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои».
Учебный план
Программа рассчитана на 102 часа (1 ч в неделю). По учебному плану в во 2 классе- 34ч,
в 3 классе- 34ч, в 4 классе- 34ч - поэтому часы распределились следующим образом.
Класс | Темы | |
Всего часов | ||
2 класс | I четверть –«Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем» II четверть – «В ожидании Рождества – самого красивого события зимы». III четверть –« Праздники – радости». IV четверть –« Пасха: цветы и звуки весны». | 8 8 10 8 Итого:34 |
3 класс | I четверть – Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник); II четверть – Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного человека; III четверть – Радость православной веры; IV четверть – О чём рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)? | 8 8 10 8 Итого:34 |
4 класс | I четверть- «Отечество небесное. Бог.» II четверть- «Добродетели в жизни христианина». III четверть- «Восхождение в Отечество Небесное. Человек Преображенный. Святые». IVчетверть- «Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои». | 8 8 10 8 Итого: 34 |
102ч. |
Учебно-тематический план.
- Класс
№п\п | Название разделов и тем | Сроки прохождения плановые | Сроки прохождения плановые | Примечание |
Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем | ||||
1 | Мы и мир Божий вокруг нас. Приглашение в школу. | |||
2 | Красота в окружающем мире. | |||
3 | Поиски красивого вокруг себя. | |||
4 | Красота рукотворная и нерукотворная | |||
5 | Бог Творец красивого мира. | |||
6 | Сотворение человека. | |||
7 | Правила жизни данные людям. | |||
8 | Как изобразить доброго и красивого человека. | |||
9 | Обобщение по теме: «Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем,изображаем.» | |||
В ожидании Рождества - самого красивого события зимы | ||||
10 | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | |||
11 | Добрые и злые люди | |||
12 | За что Бог наказал людей. | |||
13 | Как бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария. | |||
14 | Как бог простил людей. В ожидании праздника. Пресвятая Дева Мария. | |||
15 | Обобщение по теме: «В ожидании Рождества- самого красивого события зимы» | |||
16 | В ожидании Рождества - самого красивого события зимы | |||
Праздники - радости | ||||
17 | Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово. | |||
18 | Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово. | |||
19 | Зимние радости. Святки. | |||
20 | Праздник Крещения | |||
21 | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | |||
22 | Праздник дня защитника Отечества | |||
23 | Масленица. Прощеное воскресенье. | |||
24 | Как люди предали Христа. Покаяние. | |||
25 | Обобщение по теме: «Праздники-радости» | |||
26 | Как люди предали Христа. Покаяние | |||
Пасха: цвета и звуки весны | ||||
27 | Праздник Благовещения. | |||
28 | Как мы готовимся к празднованию Пасхи. Экскурсия в храм. | |||
29 | Как мы готовимся к празднованию Пасхи. | |||
30 | Какого цвета Пасха? | |||
31 | Праздник Дня Победы. Экскурсия в музей. | |||
32 | Родословие моей семьи. | |||
33 | Обобщение по теме: «Пасха: цвета и звуки весны» | |||
34 | Мои обязанности |
- класс.
№п\п | Название разделов и тем | Сроки прохождения плановые | Сроки прохождения фактические | Примечание |
Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях. | ||||
1 | Красота и радость в жизни людей. | |||
2 | Буквица славянская. История азбуки. | |||
3 | Праздники – радости сентября. | |||
4 | Православный храм – дом Божий. | |||
5 | О чем рассказывают иконы. | |||
6 | Радостный мир православной иконы. | |||
7 | Скорби и торжество в православной иконе. | |||
8 | Повторение. | |||
9 | История храма Игнатия Богоносца | |||
Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни человека. | ||||
10 | Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | |||
11 | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | |||
12 | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | |||
13 | Синайское законодательство. | |||
14 | История царя Давида. Псалтирь. | |||
15 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | |||
16 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? | |||
17 | Что мы видим в православном храме. | |||
Радость православной веры. | ||||
18 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | |||
19 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | |||
20 | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | |||
21 | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» | |||
22 | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | |||
23 | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | |||
24 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | |||
25 | Радость послушания. Дети и родители. | |||
26 | «Небесное веселье». Христианские мученики. | |||
27 | Радости православной веры. | |||
О чем рассказывают создатели православной культуры. | ||||
28 | О чем рассказывают создатели православной культуры?. | |||
29 | Благовестие спасения. | |||
30 | Воля Божия и воля человеческая. | |||
31 | Праздник праздников. Торжество торжеств. | |||
32 | Радость праведных. | |||
33 | Защита веры. Святые люди. | |||
34 | Доброта и милосердие христианина. Какой он, христианин? |
- класс.
№п\п | Название разделов и тем | Сроки прохождения плановые | Сроки прохождения фактические | Примечание | |||
Тема1: Отечество небесное. Бог. | |||||||
1 | Бог просвещающий. | ||||||
2 | Что говорит о Боге православная культура? | ||||||
3 | Свет на горе Фавор. | ||||||
4 | Бог спасающий. | ||||||
5 | Что говорит о человеке православная культура? | ||||||
6 | Христиане в православном храме. | ||||||
7 | Золотое правило жизни. | ||||||
8 | 10 Заповедей Божьих. | ||||||
9 | Обобщающее занятие: «Отечество небесное. Бог.» | ||||||
Тем2. Добродетели в жизни христиан. | |||||||
10 | Добро и зло. | ||||||
11 | Как бог сотворил Дом Спасения человека. | ||||||
12 | Воеводы сил любви. Добродетели. | ||||||
13 | Непобедимое оружие христиан. | ||||||
14 | Защита святынь. Силы тьмы. | ||||||
15 | Небесные помощники. Увенчанные небесными венцами. Христианская семья. | ||||||
16 | Добрый ответ. | ||||||
17 | Обобщающее занятие: «Добродетели в жизни христиан» | ||||||
Тема3: Восхождение в Отечество небесное. Человек преображенный. Святые. | |||||||
18 | Как преображается человек? По ступенькам восхождения. | ||||||
19 | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. | ||||||
20 | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. | ||||||
21 | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. | ||||||
22 | Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской. | ||||||
23 | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец. | ||||||
24 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. | ||||||
25 | Ступенька «Страх господень». Ходящие в путях Господних. | ||||||
26 | Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божья у Креста. | ||||||
27 | Обобщающее занятие: Восхождение в отечество небесное. Человек преображенный. Святые. | ||||||
Тема: Отечество земное и небесное. Человек преображенный. Герой. | |||||||
28 | Принявший венец победы. | ||||||
29 | Доброе имя в славе моего Отечества. | ||||||
30 | Россия помнит. Святыни родного края. | ||||||
31 | Бессмертие. Новомученники и Исповедники Российские. | ||||||
32 | Священный долг. | ||||||
33 | Ступенька «Благодарение». Перед престолом небесным. | ||||||
34 | Благословение. Богомудрые учители веры и благочестия. |
Содержание изучаемого курса
2 класс.
Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем.
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире ( постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя( природа, дома, храмы). Бог – Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.
В ожидании Рождества – самого красивого события зимы.
Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушание? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания . Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свой недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворённом Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.
Праздники – радости.
Рождество Христово – самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте . Покаяние. Прощение. Прощёное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел – хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Руси. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Дмитрий Донской.
Пасха: цвета и звуки весны.
Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека – христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека – сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?
3 класс.
Раздел «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм – православная икона – православный праздник)» (8ч.)
О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире.
Поэтическая история славянской азбуки. Ее создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку?
Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие?
Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного? О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах.
Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас Нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? Сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер?
Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Креста Господня. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское понимание Искупления: от чего Бог искупил человека?
Раздел «Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина» (8ч.)
Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека?
Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем в нем поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане?
Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом?
Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк?
Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник?
Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор?
Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы).
Раздел «Радость православной веры» (10ч.)
Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Михаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни?
Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный.
Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость.
Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «Многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан?
Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей.
Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке.
Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. «Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство – счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божьего.
«Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным?
Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему христиане называли это время «веселое время поста»? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние?
Раздел «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?» (8ч.)
Какими качествами души обладали православные мастера?
Радость благовестя спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы.
Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека.
«Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово.
Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение.
Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность.
Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные.
Святители. Святитель Иоасаф Белгородский: жизнь и подвиги.
Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре
4класс.
Тема 1. Отечество Небесное. Бог просвещающий.
О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. Религия — вера и почитание Бога. Религиозные представления разных народов. Христианство - одна из основных религий мира. Религиозная культура. Православие как основная религия в России. Христианское понимание происхождения знания о Боге. Особенность этого знания: просвещение человека Божественным светом. Священное Писание, Священное Предание, жития святых. Кого называют просвещенным человеком? О чем свидетельствует Священная история? Историческое источники как свидетельство о совершенном Богом спасении людей. Отражение Священного Предания в церковных песнопениях и иконографии. Представление иконы «Вседержитель». Словарик иконописца: Вседержитель; живопись; мозаика; фреска. Церковнославянский язык как язык обучения детей грамоте в древней Руси. Учебные книги. Азбучная молитва в стихах. «В начале было Слово...». Смысл поговорки «Начать с азов».
Что говорит о Боге православная культура?
Что Бог открыл о Себе людям? Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублева. О святом иконописце Андрее Рублёве. О чем и как рассказывает икона «Троица»? Как готовился православный иконописец к написанию иконы? Словарик иконописца: иконы «Спас в Силах», «Спас Нерукотворный». Храмы в честь Святой Троицы. Андроников монастырь. Отражение события явления Троицы в поэзии. Праздник Святой Троицы. Церковнославянская азбука: буква «Та (твердо, истинно), Троица Святая. Смысл поговорки «Сначала аз да бука, а потом науки».
Свет на горе Фавор
В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. Изображения смысла (в христианском понимании) события живописными и графическими средствами: рисунки на темы «Сверхсветлый мрак», «Светлое облако». Представление иконы «Преображение Гоподне» Феофана Грека. Анализ смысла иконы на трех уровнях: сюжетном (что изображено?), богословском (какой смысл события?), дидактическом (чему учит событие?). Иерархичность устройства мира, отраженная изобразительными средствами: Бог и человек (пророки, ученики). Словарик иконописца: духовная красота иконы; горки на иконе символическое изображение духовного роста). О святом Григории Паламе.
Бог спасающий
Милость Божия к людям. Христос-Пастырь добрый. Спасительная чудесная помощь. Исцеление расслабленного. О Царствии Небесном. Таинство крещения. Церковнославянская азбука: буква «Ц»; слова-милость, Царствие Небесное, Церковь.
. Христиане В православном храме
Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл право- славного храма. Во что веруют христиане? Символ православной веры. Таинства Православной Церкви. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. духовный смысл, Духовная красота преображенного человека. В чем она проявляется? Православный храм в традициях жизни православной семьи:
крестины, венчание, отпевание. Благочестивое поведение православных людей: традиции посещение храма в воскресные и праздничные дни. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). История Царя колокола. Музыка колоколов в красках и линиях: рисуем звон. Святые зодчие Флор и Лавр. Словарик зодчего: слова - зодчий, притвор, четверик, алтарь, купол. Церковнославянская азбука: буква «Л» (люди); слова: Литургия, Причащение, Таинство.
Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства)? Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Христа в иконописи: представление иконы Вседержителя с Евангелием «Заповедь новую даю вам». Церковнославянская азбука: отражение основной темы урока в языке («Не судите»). Слова - «доброта», «красота (лепота)», «любовь», «милосердие». Как изобразить доброе, красивое в рисунке? Какой поступок можно назвать красивым? доброта моей души. Чем я могу воде литься? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что делать, если люди совершают по отношению ко мне злой поступок?
Тема 2. Добродетели в жизни христианина.
Добро и зло
Об ориентирах добродетельной жизни христиан. добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появились в мире. Грех как проявление зла, два брата - Исав и Иаков. Что означает благословение для христиан? Что стало причиной недостойного по ступка Исава? Следование телесным страстям, обожествление природы, дурной пример, страсти - источники порабощения человека злом. Какой я? Что есть во мне: что люблю, чем увлекаюсь, кому подражаю? Что рассказывается о христианском благочестии в литературе Древней Руси, Поучение князя Владимира Мономаха. «Юности честное зерцало. Что значит быть почтительным сыном и дочерью? Христианское поведение.
Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя, Как Бог строил дом спасения. О Богородице, лестнице, послужившей соединению небесного и земного. Песнопения, посвящённые празднику Рождества Богородицы. Представление иконы: Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Название и сюжет иконы. Как христиане поднимаются по небесной лестнице? Где начало этого пути? Таинства Церкви. Кто помогает человеку? Почему Христос сказал о Себе: «Я есть путь). Легок ли путь жизни христианина? Препятствия на этом пути
Воеводы сил любви. Добродетели
Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? <доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей и семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Труд души. Нелегкость духовного труда.
В чем сила человека? Священная история о падении людей-исполинов. Что стало причиной их гибели? Страсти гнева, тщеславия, гордости. Проявляются ли они во мне? Как с ними бороться? Как зло воевало против святынь? Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. Преподобный Иоанн Дамаскин. Представление иконы:
икона Божией Матери «Троеручница». Христианские святыни на Святой Земле: храм Воскресения Господня. Небесные помощники
Воевода Небесных Сил бесплотных - Архангел Михаил. Представление иконы: Архангел Михаил в иконографии разных христианских стран. Словарик иконописца: символы цветов в православной иконе. Почитание Небесных Сил бесплотных в церковных песнопениях, в русской поэзии, прозе. Храмы, освященные в честь Архангела Михаила. Архангельский собор Московского Кремля: история создания, архитектура.
Увенчанные Венцами. Христианская семья
Пример проявление добродетелей в жизни христианской семьи. Семья - малая Церковь. добродетели христианской семьи. Любовь - высшая добродетель. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. В чем проявлялась жертвенная любовь детей и родителей? Мужество и любовь в последние дни жизни. Представление иконы: святые Царственные страстотерпцы. О чем молились Царственные мученики в последние дни? Русские поэты - в поддержку их духовных сил. Церковнославянская азбука: о почитании родителей, о мужестве — «Заступи в старости отца твоего и не опечаль его); «Премудрость смиренного вознесет главу его».
Тема З. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые.
По ступенькам Восхождения Как преображался человек? О чем возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Как Савл стал апостолом Павлом. Чему учит христиан пример святых? Житийная литература. Поэзия. Устное народное творчество. Каких святых изображают на иконах? Представление иконы «Собор Всех Святых». Церковнославянская азбука: заповедь о любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим.., и ближнего твоего, как самого себя». Будем любить друг друга.
Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Чем отличается эта икона от одноименной картины? Православное паломничество. Путешествие по святым местам - Киево-Печерская Лавра. Святые Антоний и Феодосий Печерские. Из истории зодчества. Представление иконы: мозаики Софийского Собора в Киеве. Словарик иконописца: перспектива, время, цвет, свет в иконе. Церковнославянская азбука: слова из текстов урока.
Ступенька благочестие. Святой богатырь Илья Муромец
Солнце земли Русской.
О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру.
Смиренный чудотворец.
О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице Сергиеву лавру. Троице-Сергиева лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. Храмы лавры. Церковнославянская азбука.
О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы.
Церковнославянская азбука: «Радость моя, не время нам унывать.
Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью?), страх наемника (ожидающего оплаты за труды), страх сына (боящегося огорчить отца). Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. О почитании святого на Руси. «Микола Милостивый. Почему на Руси святого называют «Миколой»? Представление иконы: «Николай Чудотворец» в житии. Почитание святого Николая Чудотворца, отраженное в народном фольклоре, поэзии. Церковнославянская азбука: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смысл заповеди блаженства в жизни святителя Николая Чудотворца.
Матерь Божия у Креста.
Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию прославляют как Честнейшую Херувим? Крест Христов. Что означает для христиан следование путем Христа? Крестопоклонная неделя на Руси. Страстная неделя Великого Поста.
Апостол Павел о христианской любви. Ее качества. Как христиане поднимаются по лестнице Божественной Любви? Почему первая и предпоследняя ее ступеньки - терпение? Христианский смысл поговорок «Бог терпел и нам велел, «Терпенье и труд все перетрут». Песнопения Пасхального канона и его связь с «Лестницей любви.
Тема 4. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.
Кто такие герои? Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Представление иконы: «Чудо Георгия о змее. Георгиевские кавалеры. Церковнославянская азбука.
Наука побеждать полководца-христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. В чем они? Верность. В чем она?
Россия помнит. Святыни родного края
Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле. Какую христианскую добродетель проявили защитники Отечества? Как был построен храм Христа Спасителя. Надпись на памятных медалях Александра 111: «Не нам, не нам, но имени Твоему». Ее смысл.
Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество.
Священный долг. Всенародный подвиг. Христианский щит: броня - вера и любовь, шлем - надежда спасения. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Представление иконы: Икона Божией Матери «Казанская». Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии. Перед Престолом Небесным.
Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская, Смоленская, Почаевская, Донская.
Благословение детей. Смысл благословения. Представление иконы: «Благословение детей». Ответственность христиан перед Богом, перед людьми, перед собой. Как восстановить и сохранить образ Божий? Может ли живой человек иметь мертвую душу? Какими качествами проявляется духовная смерть в человеке? Как христиане понимали смерть. «Символ веры» о воскресении. Может ли быть рай на земле? Райское состояние души - что это такое? Может ли жизнь быть адом? Какие качества человека свидетельствуют о смерти его души? Пробуждение души. Что это такое? Может ли дух и душа человека засыпать и просыпаться? Когда это происходит? Слово «Бдение» (идите и молитесь»), «Всенощное бдение». Почему христиане не боялись смерти? Подвиг воина Евгения Родионова. Христианская заповедь любви. Любовь к Богу и ближним - высшая христианская добродетель. Церковнославянская азбука: смысл Пасхального песнопения
Путешествие по святым местам Русской земли. Оптина Пустынь - центр духовной жизни. Старчество. Смысл благодарения. Смысл благословения. Святые старцы. Представление иконы: «Преподобные Старцы Оптинские».
Методическое обеспечение программы.
- Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144с.
- Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-й,2-й, 3(4)-й год обучения: Книга первая. Книга вторая. – М.: Изд. дом «Покров», 2004.
- Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 1-й,2-й, 3(4)-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. – 176с.
Технические средства обучения.
Компьютер, экран, доска - для показа презентаций, образцов и организации экспресс-выставок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-3 классы."Основы православной культуры"
Рабочая программа для 2-3 классов (второй год обучения) по основам православной культуры. Программа разработана на основе авторской программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И. Романовой....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-2 классы."Основы православной культуры"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-2 классов по основам православной культуры составлена на основе авторской программы Л. И. Романовой...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Православная культура"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника" (общекультурное направление)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура общения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура бощения"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура родного края" 2023-24г
Рабочая программа по внеурочной деятельности Брянского края...