Рабочая программа по миру природы 8 вид. (3 класс)
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по миру природы 8 вид (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_miru_prirody_i_cheloveka.docx | 432.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
- Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020 учебный год
- Учебника для обучающихся: Худенко Е.Д., Терехова И.А., Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 3 класс. - Допущено Министерством образования Российской Федерации -М.: АРКТИ, 2004 г.
Цель: исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся, развивать связную устную речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общая характеристика предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с интеллектуальной недостаточностью в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Основным методом обучения является беседа, организуемая в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдения сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных фильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепятся умение правильно строить предложения, описывая предметы, явления, рассказывая обувиденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические формы работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдение за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Большое внимание в программе уделяется работе над обогащением и уточнением словаря, назывании обучающимися предметов и явлений, составлению характеристики по их основным свойствам, сравнению с другими предметами и явлениями, классификации предметов. Обучающиеся учатся участвовать в беседе, давать полные и отчетливые ответы на вопросы, самостоятельно задавать вопросы, дополнять ответы своих товарищей. Особое внимание уделяется использованию в речи вновь усвоенных слов, выражению пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Способы введения ИКТ на уроке: работа с электронными пособиями; мультимедийные презентации, подготовленные учителем; включение в объяснения аудиовизуальных фрагментов для иллюстрации учебного материала.ИКТ используются не столько в целях получения необходимой информации, сколько для модернизации самого процесса обучения. Они открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, помогают их заинтересовать, позволяют лучше усваивать информацию, делая урок насыщенным (рисунки, репродукции, видеофрагменты, аудиотексты и пр.)
Основной формойорганизации процесса обучения данного предмета является урок. Тип урока определяется в зависимости от дидактической цели (урок знакомства с новым материалом, урок закрепления знаний и умений, комбинированный урок, экскурсия, практическое занятие, урок контроля знаний, обобщающий урок).
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, групповая.
Приоритетные методы работы с учащимися - беседа, рассказ, работа с учебником, наблюдение, демонстрация (учебных кинофильмов, презентаций, предметных и сюжетных картин), опыты, самостоятельная работа, практическая работа, упражнения, экскурсия.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Используются дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения (конкурсы, аукционы, загадки, пословицы, поговорки, кроссворды).
Одним из важных приемов развития речи является сравнение (нахождение сходства и различия, выделение существенных и несущественных признаков), классификация, дифференциация, установление причинно-следственных связей, материализация (умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях), умение делать простейшие выводы и обобщения.
На изучение курса по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в 3 классе отводится 65 часов (2 часа в неделю). В том числе проведение экскурсий - 5 часов.
При составлении данной программы в авторскую программу В.В. Воронковой внесены изменения и дополнения путем:
-установления четкой связи с окружающей действительностью для повышения интереса и мотивации;
-учета национально- регионального компонента;
-индивидуальных психологических особенностей детей данного класса.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу;
- представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.
Предметные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Контрольные и самостоятельные работы по предмету не предусмотрены.
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, или они были незначительны. Наблюдалось достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена.
Оценка «4» выставляется обучающемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и последовательным. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Речь была недостаточно эмоционально окрашена.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения.
Обучающиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека
№ | Тема | Кол-вочасов | Дата | Коррекционные задачи | Требования к уровню подготовленности обучающихся | ||
план | факт | ||||||
1 | Летние каникулы. | 1 | Развивать связную речь, память, воображение. | Уметь составлять рассказ о лете с опорой на картинки | |||
2 | Осенняя экскурсия. Труд людей осенью | 1 | Развивать связную речь, общую моторику | Знать правила поведения на природе, признаки осени, осенние месяцы | |||
3 | Овощи: картофель, капуста свекла. | Развивать словарный запас по теме, связную речь. | Знать словарь по теме. Уметь задавать вопросы к рисункам, различать листья деревьев. | ||||
4 | Бахчевые культуры: арбуз, дыня. | 1 | Расширять активный словарь предметов, действий, признаков. Развивать связную устную речь. | Знать, где растут ягоды, бахчевые культуры. Уметь составлять рассказ по плану | |||
5 | Ягоды: малина, земляника | 1 | |||||
6 | Растения на клумбах: астры, ноготки. Практическое занятие. | 1 | Развивать зрительные анализаторы, связную речь.РрРРазвивать слуховое, зрительное восприятие,связную, диалогическую речь.Развивать слуховое, зрительное восприятие,связную, диалогическую речь. | Знать, узнавать данные растения, описывать их. | |||
7 | Золотая осень Растения в природе и их значение в жизни человека | 1 | Уметь подбирать слова-действия к словам-предметам. | ||||
8 | Дорога в школу. Экскурсия.Итоги 1 четверти. | 1 | Развивать оптико- пространственную ориентацию. | Знать название улицы, на которой расположена школа, домашний адрес. Уметь ориентироваться на улице. | |||
9 | Сезонные изменения в природе. | 1 | Развивать понятийный аппарат, связное высказывание. | Знать признаки поздней осени. Уметь подводить итоги изменений в природе осенью. | |||
10 | Транспорт.Правила дорожного движения. | 1 | Знать ПДД Уметь отличать наземный вид транспорта от других. | ||||
11 | Наземный транспорт. | 1 | Развивать внимательность, словарный запас по теме, связную речь. | ||||
12 | Посуда, виды посуды. Практическое занятие. | 1 | |||||
13 | Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия. | 1 | Знать зимние явления природы. Уметь составлять отчёт о зимней экскурсии. | ||||
14 | Одежда. Сезонная одежда. | 1 | Обогащать словарный запас по теме,развивать мышление, воображение, связную речь. | Знать различные виды одежды, уход за одеждой Уметь составлять рассказ по действиям. | |||
15 | Виды обуви.Обувь и уход за ней. | 1 | Обогащать словарный запас по теме. | Знать виды обуви. Уметь рассказать об уходе и видах обуви, ухаживать за ней. | |||
16 | Зимние забавы детей.Итоги 2 четверти. | 1 | Развивать эмоционально-волевую сферу.Развивать навык последовательного, связного высказывания | Уметь составить устный рассказ о зимних забавах детейЗнать пройденный материал. Уметь подбирать слова-признаки к предметам, составлять рассказ по серии картинок. | |||
17 | Сезонные изменения в природе. | 1 | Обогащать словарный запас по теме, воспитывать аккуратность, бережливость. | Знать признаки зимы. Уметь определять месяц. | |||
18 | Зимующие птицы: снегирь.,синица | 1 | Развивать навык логичного, последовательного, связного высказывания | Знать отличительные признаки птицы. Уметь отличить от других птиц, подбирать слова- действия, обосновывать свой ответ. | |||
19 | Перелетные птицы: грач,скворец | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать память, связную речь. | ||||
20 | Человек и природа.Труд людей города и села зимой. | 1 | Развивать понятийный аппарат, связное высказывание. | Знать правила охраны природы. Уметь составлять рассказ по серии картинок, озаглавить его. | |||
21 | Домашние птицы: уткакурица | 1 | Знать части тела домашних птиц. Уметь образовывать словосочетания по образцу | ||||
22 | Сезонные изменения в природе. Январь. Февраль Экскурсия. | 1 | Развивать навык последовательного изложения текста | Знать признаки зимы. Уметь составлять рассказ, работать с деформированным текстом. | |||
23 | Домашние животные: коза ,овца. | 1 | Развивать зрительное восприятие, связную речь | Уметь различать домашних животных по определенных критериям. | |||
24 | Дикие животные: ёж медведь. | 1 | Воспитывать любовь к животному миру, обогащать словарный запас по теме, развивать диалогическую, монологическую речь. | Уметь составить описательный рассказ о животных | |||
25 | Растения и животные весной. Экскурсия. | 1 | Обогащать словарный запас, воспитывать эстетическое чувство | Знать отличительные признаки растений и животных весной | |||
Развивать мышление, общую моторику, связную речь, эмоционально-волевую сферу. | Знать признаки весны, правила ухода за комнатными растениями. | ||||||
26 | Комнатные растения: герань, традесканция. | 1 | |||||
27 | Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга | 1 | Воспитывать бережное отношение к природе, развивать эмоционально-волевую сферу. | Знать, что такое красная книга и ее предназначение. Уметь составлять рассказ с опорой на действия. | |||
28 | Насекомые: мураве ,муха. | 1 | Воспитывать любовь к природе, обогащать словарный запас по теме, развивать диалогическую, монологическую речь. | Знать части тела насекомых, об их пользе и вреде. Уметь описывать характер и внешний вид. | |||
29 | Разнообразие животного мира.Охрана животных. Местные заповедники | 1 | Знать о заповедниках и их предназначении, о разнообразии животного мира, о приносимой пользе. | ||||
30 | Сезонные изменения весной.Экология воздуха и охрана окружающей среды | 1 | Знать, называть признаки весны. Уметь подводить итогиЗнать понятия: кислород, «лёгкие» планеты, экология, о пользе чистого воздуха. Уметь объяснить причины загрязнения воздуха.наблюдений, записывать их. | ||||
31 | Охрана здоровья: мой организм и органы чувств | 1 | Развивать память, связное высказывание, умение вести разговор. | Знать функции глаз, ушей, носа, языка и уход за ними. Уметь ухаживать за зубами. | |||
32 | Органы слуха: уши и уход за ними.Глаза: орган зрения | 1 | |||||
33 | Орган осязания: язык. Зубы | 1 | |||||
34 | Итоги 4 четверти. Итоги года. | 2 | Развивать мышление, память, обогащать словарный запас. | Знать пройденный за год материал. Уметь ответить на вопросы полным ответом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс
Рабочая программа "В мире детской литературы" 3 класс...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы и человека для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
laquo;Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира. Актуальность заключается в формировании естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развит...
Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)
Рабочая программа по миру природы 4 класс (8вид)...
Адаптированная рабочая программа по Миру природы и человека
Пояснительная запискаОсновная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.К...
Рабочая программа по миру природы и человека
Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, В. В. Воронковой 1-4 классы...
Рабочая программа по миру природы и человека
Рабочая программа составлена в соответствии с ФАООП УО и включает авторское КТП (темы распределены с учетом сезонов года)...