ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мастерская Самоделкина»
рабочая программа ( класс) на тему

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей  младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_samodelkina_na_4_goda.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                    ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Мастерская Самоделкина»

                                                                                   

                                                                   Возрастной состав учащихся: 8-12  лет

                                                           Срок реализации: 4 года

                                                                        Режим работы: 2 часа в неделю

                                                                                       Программа разработана: учителем

                                                                                       начальных классов Жеребятьевой Е.И.

                                                             

                                                                               

 .

Пояснительная записка

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей  младшего школьного возраста.

Мир ребенка -  сложный комплекс разнообразных  зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Создать условия для динамики развития ребенка поможет увлекательная работа с бумагой, нитками и тканью. Ребенку дается возможность реально открыть для себя волшебный мир листа бумаги, ткани,   постичь их свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин.

Программа включает в себя четыре направления по работе с различными материалами:

  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с пластическими материалами: знакомство с различными приёмами лепки из пластилина, соленого теста;
  • работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) и тканью;
  • работа c природным материалом.

 Специфика данных видов деятельности  направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук, способствующих развитию психофизических функций детей с отклонениями в развитии.

В наши дни возрождается интерес к различным ремеслам, зачастую почти забытым , и все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.  Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки – сувениры, украшения, панно, рамки для фотографий и т.д. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми, для развития творческих способностей, а также мелкой моторики, а значит развитие речи, интеллекта, так как нейропсихологами давно доказана связь между развитием мелкой моторики и речи. Приятное на ощупь, внешний вид и запах, тесто оказывает огромный терапевтический, успокаивающий эффект, оно дает возможность самовыражения, служит отвлекающим средством от ежедневных проблем, помогает расслабиться.

В программе представлен методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми по художественной деятельности на основе конструирования из бросового и природного материала, имеющего разнообразную структуру. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами. Постоянная работа с такими материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережного отношения к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.

Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело. Занятия в кружке позволяют детям гармонично развиваться. Они проявляют фантазию, наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают глазомер, цветоощущение.

Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между детьми, оказание помощи друг другу, доброжелательно оценивать работу товарищей, в корректной форме делать замечания и давать советы.  Самое важное – научить ребят переживать чувство  радости от самостоятельно  выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.

Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, чтения , развития речи  и т.д., и способствовать их систематизации;

* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Воспитательные:

* развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;

*формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребенка;

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

*пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображение, желания включаться в творческую деятельность.

Коррекционные:

*развитие мышления, умения сравнивать, анализировать;

*развитие памяти, внимания, речи;

*стимулирование сенсорного развития: глазомер, форма, ориентировка в пространстве;

*развитие двигательной сферы: моторика, двигательная сноровка и т.д.

Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе.

Программа рассчитана на четырехлетнее обучение, предусматривает разные возрастные уровни, начиная с 8 лет и далее, в зависимости от способностей, возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся в группах не более 12 человек, в игровой форме, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, творческой активности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В программе дана последовательность тем и содержание практических работ.

В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие знания и умения:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  •  расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).
  • экономно и рационально расходовать материалы.
  • обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстративные наглядные пособия и индивидуальный материал:

  • образцы бумаги, ниток;
  • материалы по технике безопасности;
  • материал из истории  тестопластики, бумаги;
  • образцы работ;
  • схемы, предметные картинки;
  • трафареты к различным поделкам.

Для занятий необходимы следующее оборудование и инструменты:

  • цветная бумага и картон;
  • природный материал ( сухие листья, веточки и т.д.);
  • бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
  • соленое тесто, пластилин;
  • ножницы с тупым концом;
  • скалочка, доска, стеки;
  • линейка, прямоугольник, трафареты.

Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний. В процессе обучения устраиваются выставки с демонстрацией работ, в которых отражаются трудовые умения и навыки, полученные по данному разделу программы.

Первый год программы

    Цель : адаптация детей к новым условиям, к группе; сплочение детского коллектива.

    Задачи : правильное употребление терминов и использование их в работе; формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами; воспитание культуры труда и эстетического просвещения кружковцев.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, тесто;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Учебно-тематический план первого года обучения

Раздел

Теоретических часов

Практических часов

Всего часов

  1. 2

Работа с бумагой и картоном

1

29

30

  1. 3

Работа с природным материалом

2

6

8

  1. 4

Работа с соленым тестом, пластилином

2

18

20

  1. 5

Работа с бросовым материалом

9

9

  1. 6

 Итоговое занятие

1

1

Итого

6

62

68

Содержание работы первого года обучения

Темы занятий

Кол-во часов

1 четверть – 18 часов

Работа с природным материалом – 8 часов

1

Вводное занятие. Рассказ о флористике. Природе родного края.

1

2

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

Правила сушки листьев, цветов.

1

3

Аппликация из сухих листьев. Виды листьев.

Игра «Чей листок?» Узоры в квадрате, в прямоугольнике.

1

4

Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов.

1

5

Изготовление поделок из шишек.

1

6

Изготовление животных из листьев.

1

7

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

1

8

Составление композиции (коллективная работа).

2

Работа с пластичными материалами (пластилин, соленым тестом)- 10 часов

9

Рассказ о глине и пластилине.

Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

1

10

Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

1

11

Лепка по замыслу детей (по прочитанной сказке).

1

12

Знакомство с тестопластикой. Правила техники безопасности.

1

13 -14

Осьминожка. (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)

2

15 - 16

Бусы.

2

17-18

Зайка.

2

2 четверть -14 часов

Работа с пластичными материалами (соленым тестом)- 6часов

1-2

Рамка для картинки

2

3-4

Солонка «Уточка»

2

5-6

Брелок «Человечек»

2

Работа с бумагой и картоном- 8 часов

7

Виды  бумаги и ее свойства, материалы и инструменты

1

8-9

Игрушки для елки из цветных полосок.

2

10

Ребристые игрушки. Елочка.

1

11

Бабочка.

1

12

Колокольчик.

1

13-14

Снежинки.

2

3 четверть - 20 часов

Работа с бумагой и картоном-22часа

Пушистый шарик

1

Зайчик.

1

2

Снеговик.

1

3

Мозаика.  Цыплята .

1

4

Березка.

1

5

Подсолнухи.

1

6

Геометрическая мозаика. Кошка.

1

Аппликации из бумажных комочков

7

Грибок

1

8

Петушок.

1

9-  10

Поздравительная открытка «23 февраля»

2

11-12

На лесной полянке (панно)

2

Аппликации с бумажными петлями

13

Ромашка (композиция цветы в вазе)

1

14-15

Праздничная открытка «8 марта».

2

16

Лебеди.

1

17

Елочка.

1

18

Барашек.

1

Оригами.

19

Зайчата.

1

20

Жар - птица

1

4 четверть -16 часов

Пластичная полоска

1

Мишка

1

2

Кошка.

1

Работа с пластичными материалами (соленым тестом)-4 часа

3-4

Ваза для сухих цветов

2

5-6

Ежик.

2

Работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) -9 часов

7

Игрушки из катушек

1

8-9

Цветик–семицветик ( из оберточной бумаги)

2

10-11

Тигренок из коробки

2

12-13

Панно «Апельсиновый букет»

2

14-15

Крокодил из коробочки

2

16

Итоговое занятие

1

Второй год программы

Цель: умение детей работать в группе, закрепление знаний 1 года обучения

Задачи: научить правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, умение пользоваться инструментами, научить детей взаимопомощи.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов;
  • применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • выполнять работу, используя художественные материалы;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

Учебно-тематический план второго года обучения

Раздел

Теоретических часов

Практических часов

Всего часов

 Вводное занятие

1

1

  1. 2

Работа с бумагой и картоном

24

24

  1. 3

Работа с природным материалом

1

10

12

  1. 4

Работа с соленым тестом, пластилином

1

15

16

  1. 5

Работа с бросовым материалом

15

16

  1. 6

 Итоговое занятие

1

1

итого

4

64

68

Содержание программы второго года обучения

тема

Кол-во часов

1 четверть -18 часов

     1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем.

1

Работа с природным материалом -   12 часов

2

Экскурсия в цветник, на луг. Правила сбора природного материала. Сбор природного материала (листья, цветы, травы и т. д.)  Правила сушки листьев, цветов, трав .

1

3-4

Плоская аппликация из сухих листьев. Фигуры птиц и животных.

2

5

Беседа о цветах «В царстве цветов» Учимся составлять букеты.

1

6

Божья коровка из скорлупы грецкого ореха

1

7

Стрекоза из листьев и семян

1

8

Кораблик из крупы

1

9

Аппликация собачки из крупы

1

10

Птичка из чешуек шишки

1

11

Аппликация  из сухих листьев. Пейзаж. Что такое пейзаж. «Осень»

1

12

Фантазии из листьев «Веселый лужок»

1

Работа с бумагой и картоном – 24 часов

Геометрическая мозаика

13

Черепаха  Правила ТБ

1

14

Верблюд

1

15

Лиса

1

16

Сова

1

17

Кошка

1

18

Аппликация «Необитаемый остров»

1

2 четверть – 14 часов

Оригами -8 часов

1

Парусник

1

2

Бабочка

1

3

Лисичка

1

4

Собачка

1

5

Сова

1

6

Уточка

1

7

Курица

1

8

Цветы

1

Игрушки к Новому году

9 - 10

Ребристые игрушки  - подвески

2

11-12

Снегири на ветке

2

13-14

Снеговички  

2

3 четверть – 20 часов

Витая спираль

1

Птичка

1

2

Березки

1

Бумажные комочки

3

Птенцы

1

4

Сирень

1

Работа с соленым тестом, пластилином – 16 часов

5 -6

Котик

2

7-8

Кит

2

9-10

Птички на ветке

2

11-12

Сова

2

13 -14

Кашпо

2

15-16

Карандашница  «Божья коровка»

2

17-18

Колье с рыбкой

2

19-20

Подснежники из пластилина

2

4 четверть -16 часов

 Работа с бросовым материалом – 15 часов

1-2

Аппликация Цветок из остатков ткани

2

3-4

Панно Цветы из ленточек

2

5-6

Улитка из ниток

2

7-8

 Мозаика из яичной скорлупы

2

9-10

Поделки из яйца

2

11-13

Поделки с макаронами

3

14-15

Поделки из коробочек ( собачка)

2

16

Итоговое занятие

1

Программа 3 года обучения.

Цельтворческая работа, отражающая в значительной мере уровень и глубину полученных учащимися знаний и навыков.

Задачи: учить ребенка при обсуждении использовать образец и его технический рисунок, что позволит в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз, закреплять знания, умения и навыки работы с различными материалами.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

Учебно- тематический план третьего года обучения

Раздел

Теоретических часов

Практических часов

Всего часов

 Вводное занятие

1

1

Работа с бумагой и картоном

2

26

28

Работа с природным материалом

1

8

9

Работа с соленым тестом, пластилином

14

14

Работа с бросовым материалом

15

15

 Итоговое занятие

1

1

итого

5

63

68

Содержание программы третьего года обучения

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем.

1

Работа с природным материалом -   9 часов

2

Экскурсия в цветник, на луг. Правила сбора природного материала. Сбор природного материала (листья, цветы, травы и т. д.)  Правила сушки листьев, цветов, трав .

1

3

Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек

1

4

Сова из сухих листьев

1

5

Львенок из крылаток

1

6

Репка из крупы

1

7

Ежик из чешуек шишки

1

8

Композиция «Домик»

1

9

Поделка «Ягодки – цветочки»

1

10

Фантазии из листьев «Морские мозаики»

1

Работа с бумагой и картоном - 28часов

11

Свойства бумаги и картона, материалы, инструменты.

1

Оригами

12

Поздравительная открытка к Дню учителя

1

13

Изготовление цветов

1

14

Тигр

1

15

Лев

1

16

Жираф

1

17-18

Изготовление открытки к 8 Марта

2

Веселый конус

19

Технология выполнения поделок из конуса

1

20

Буратино

1

21-22

Заяц

2

23-24

Дед Мороз

2

Волшебный шар

25

Волнистый шар

1

26

Снеговик

1

27

Медвежонок

1

Геометрическая мозаика

28

Слон

1

29

Петушок

1

Самоделки из бумаги и картона

30-31

Птица

2

32-33

Чебурашка

2

34-35

Крокодил

2

36

Изготовление новогодней гирлянды

1

37-38

Елочные украшения, игрушки.

2

Работа с  пластичными  материалами (соленое тесто)-14 часов

39-40

Колокольчик

2

41-42

Конфетница

2

43-44

Веселые бутерброды

2

45-46

Рамка для фото

2

47-48

Панно

2

49-50

Шкатулка

2

51-52

Баночка- карандашница

2

Работа с бросовым материалом – 15 часов

53-54

Панно –тарелка (ленточки)

2

55-56

Ландыши

2

57

Колокольчик из бутылки

1

58-59

Цветы из пластиковых бутылок

2

60-61

Бычок из коробок

2

62-63

Зайчик из коробок

2

64-65

Мозаика из скорлупы Зима»

2

66-67

Поделки  из скорлупы

2

68

Итоговое занятие

1

Программа 4 года обучения

Цель : сплочение детского коллектива; нравственное воспитание личности; развитие личностных качеств через обучение.

Задачи : развитие пространственного мышления; дальнейшее расширение и углубление знаний , умений  и навыков работы с различными материалами; удовлетворение интересов школьников к работе и развитие его до сознания потребности; добиваться  от учащихся качественного изготовления  и отделки изделия в целом; привитие учащимся самопроверки и самооценки своего изделия.

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение туши;
  • способы и приемы обработки различных материалов.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Учебно-тематический план четвертого года обучения

Раздел

Теоретических часов

Практических часов

Всего часов

 Вводное занятие

1

1

  1. 2

Работа с бумагой и картоном

30

30

  1. 3

Работа с природным материалом

1

9

10

  1. 4

Работа с соленым тестом, пластилином

22

22

  1. 5

Работа с бросовым материалом

4

4

  1. 6

 Итоговое занятие

1

1

итого

3

65

68

Содержание программы четвертого года обучения

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем.

1

Работа с природным материалом -   10  часов

2

Экскурсия в цветник, на луг. Правила сбора природного материала. Сбор природного материала (листья, цветы, травы и т.д.)  Правила сушки листьев, цветов, трав .

1

3

Синичка из семян растений

1

4

Сова из крупы

1

5

Мишка из цепких растений

1

6

Подсолнух ( семена, крупа, горошины перца)

1

7-8

Букет из листьев клена

2

9-10

Фантазии из листьев  «Петя – петушок»

2

11

Птички – невелички ( объемные поделки)

1

Работа с бумагой и картоном -30 часа

Оригами

12

Петушок

1

13

Слоненок

1

14-15

Аппликация «Ежик под грибком»

2

16-17

Аппликация «Звездное небо»

2

Бумажные комочки

18-19

 Черепаха

2

20-21

Верблюд

2

Пушистый шарик

22-23

Зайчонок

2

24-25

Бельчонок

2

26-27

Снеговик

2

Витая спираль

28-29

Веточка

2

30-31

Елочка

2

32-33

Курочка

2

Конус

34-35

Лисенок

2

36-37

Клоун

2

38-39

Новогодние игрушки - Апельсин.

2

40-41

Разноцветный шарик

2

Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто)- 22 часа

42-43

Веселый зоопарк. Лошадка

2

44-45

Бегемот

2

46-47

Зебра

2

48-49

Крокодил

2

50-51

Слоник

2

52-53

Павлин

2

54-55

Панно из пластилина

2

56-57

Зеркальце «Лягушка»

2

58-59

Панно «корзинка с цыплятами»

2

60-61

Панно «Котофей»

2

62-63

Панно «Мышка»

2

Работа с бросовым материалом -4 часа

64-65

Ваза с цветами из пластиковых бутылок

2

66 -67

Поделки из макарон

2

68

Заключительное занятие –оформление выставки «Чудеса рядом»

1

Методические рекомендации по проведению занятия.

Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели

Программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком трудными.

Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.

На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий в кружке.

Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагаются дидактические игры и упражнения на внимание, сообразительность.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Первый и второй  года обучения определяют содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия ребята под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.

К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание. Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для  ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Используемая литература

  • А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
  • А.И.Романовская «Поделки из соленого теста», Москва. 2009
  • Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
  • И.А. Лыкова Лепим с мамой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»

Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими...

программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"

Целью  курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей  обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе  приобретения языковых знаний, ...

Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Мастерская Самоделкина»

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.Программа включает в себя четы...

Программа дополнительного образования "Мастерская КиТ"

   Данная программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.     Актуальность программы заключ...

Рабочая программа дополнительного образования « Мастерская Самоделкина»

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно-эстетическую направленность....