ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мастерская Самоделкина»
рабочая программа ( класс) на тему
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_samodelkina_na_4_goda.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Мастерская Самоделкина»
Возрастной состав учащихся: 8-12 лет
Срок реализации: 4 года
Режим работы: 2 часа в неделю
Программа разработана: учителем
начальных классов Жеребятьевой Е.И.
.
Пояснительная записка
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.
Мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Создать условия для динамики развития ребенка поможет увлекательная работа с бумагой, нитками и тканью. Ребенку дается возможность реально открыть для себя волшебный мир листа бумаги, ткани, постичь их свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин.
Программа включает в себя четыре направления по работе с различными материалами:
- работа с бумагой и картоном;
- работа с пластическими материалами: знакомство с различными приёмами лепки из пластилина, соленого теста;
- работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) и тканью;
- работа c природным материалом.
Специфика данных видов деятельности направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук, способствующих развитию психофизических функций детей с отклонениями в развитии.
В наши дни возрождается интерес к различным ремеслам, зачастую почти забытым , и все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки – сувениры, украшения, панно, рамки для фотографий и т.д. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми, для развития творческих способностей, а также мелкой моторики, а значит развитие речи, интеллекта, так как нейропсихологами давно доказана связь между развитием мелкой моторики и речи. Приятное на ощупь, внешний вид и запах, тесто оказывает огромный терапевтический, успокаивающий эффект, оно дает возможность самовыражения, служит отвлекающим средством от ежедневных проблем, помогает расслабиться.
В программе представлен методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми по художественной деятельности на основе конструирования из бросового и природного материала, имеющего разнообразную структуру. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами. Постоянная работа с такими материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережного отношения к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.
Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело. Занятия в кружке позволяют детям гармонично развиваться. Они проявляют фантазию, наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают глазомер, цветоощущение.
Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между детьми, оказание помощи друг другу, доброжелательно оценивать работу товарищей, в корректной форме делать замечания и давать советы. Самое важное – научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, чтения , развития речи и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Воспитательные:
* развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;
*формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребенка;
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
*пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображение, желания включаться в творческую деятельность.
Коррекционные:
*развитие мышления, умения сравнивать, анализировать;
*развитие памяти, внимания, речи;
*стимулирование сенсорного развития: глазомер, форма, ориентировка в пространстве;
*развитие двигательной сферы: моторика, двигательная сноровка и т.д.
Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе.
Программа рассчитана на четырехлетнее обучение, предусматривает разные возрастные уровни, начиная с 8 лет и далее, в зависимости от способностей, возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся в группах не более 12 человек, в игровой форме, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, творческой активности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В программе дана последовательность тем и содержание практических работ.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие знания и умения:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).
- экономно и рационально расходовать материалы.
- обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстративные наглядные пособия и индивидуальный материал:
- образцы бумаги, ниток;
- материалы по технике безопасности;
- материал из истории тестопластики, бумаги;
- образцы работ;
- схемы, предметные картинки;
- трафареты к различным поделкам.
Для занятий необходимы следующее оборудование и инструменты:
- цветная бумага и картон;
- природный материал ( сухие листья, веточки и т.д.);
- бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
- соленое тесто, пластилин;
- ножницы с тупым концом;
- скалочка, доска, стеки;
- линейка, прямоугольник, трафареты.
Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний. В процессе обучения устраиваются выставки с демонстрацией работ, в которых отражаются трудовые умения и навыки, полученные по данному разделу программы.
Первый год программы
Цель : адаптация детей к новым условиям, к группе; сплочение детского коллектива.
Задачи : правильное употребление терминов и использование их в работе; формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами; воспитание культуры труда и эстетического просвещения кружковцев.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, тесто;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Раздел | Теоретических часов | Практических часов | Всего часов |
| Работа с бумагой и картоном | 1 | 29 | 30 |
| Работа с природным материалом | 2 | 6 | 8 |
| Работа с соленым тестом, пластилином | 2 | 18 | 20 |
| Работа с бросовым материалом | 9 | 9 | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 6 | 62 | 68 |
Содержание работы первого года обучения
№ | Темы занятий | Кол-во часов |
1 четверть – 18 часов | ||
Работа с природным материалом – 8 часов | ||
1 | Вводное занятие. Рассказ о флористике. Природе родного края. | 1 |
2 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. | 1 |
3 | Аппликация из сухих листьев. Виды листьев. Игра «Чей листок?» Узоры в квадрате, в прямоугольнике. | 1 |
4 | Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов. | 1 |
5 | Изготовление поделок из шишек. | 1 |
6 | Изготовление животных из листьев. | 1 |
7 | Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). | 1 |
8 | Составление композиции (коллективная работа). | 2 |
Работа с пластичными материалами (пластилин, соленым тестом)- 10 часов | ||
9 | Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). | 1 |
10 | Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. | 1 |
11 | Лепка по замыслу детей (по прочитанной сказке). | 1 |
12 | Знакомство с тестопластикой. Правила техники безопасности. | 1 |
13 -14 | Осьминожка. (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.) | 2 |
15 - 16 | Бусы. | 2 |
17-18 | Зайка. | 2 |
2 четверть -14 часов | ||
Работа с пластичными материалами (соленым тестом)- 6часов | ||
1-2 | Рамка для картинки | 2 |
3-4 | Солонка «Уточка» | 2 |
5-6 | Брелок «Человечек» | 2 |
Работа с бумагой и картоном- 8 часов | ||
7 | Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты | 1 |
8-9 | Игрушки для елки из цветных полосок. | 2 |
10 | Ребристые игрушки. Елочка. | 1 |
11 | Бабочка. | 1 |
12 | Колокольчик. | 1 |
13-14 | Снежинки. | 2 |
3 четверть - 20 часов | ||
Работа с бумагой и картоном-22часа | ||
Пушистый шарик | ||
1 | Зайчик. | 1 |
2 | Снеговик. | 1 |
3 | Мозаика. Цыплята . | 1 |
4 | Березка. | 1 |
5 | Подсолнухи. | 1 |
6 | Геометрическая мозаика. Кошка. | 1 |
Аппликации из бумажных комочков | ||
7 | Грибок | 1 |
8 | Петушок. | 1 |
9- 10 | Поздравительная открытка «23 февраля» | 2 |
11-12 | На лесной полянке (панно) | 2 |
Аппликации с бумажными петлями | ||
13 | Ромашка (композиция цветы в вазе) | 1 |
14-15 | Праздничная открытка «8 марта». | 2 |
16 | Лебеди. | 1 |
17 | Елочка. | 1 |
18 | Барашек. | 1 |
Оригами. | ||
19 | Зайчата. | 1 |
20 | Жар - птица | 1 |
4 четверть -16 часов | ||
Пластичная полоска | ||
1 | Мишка | 1 |
2 | Кошка. | 1 |
Работа с пластичными материалами (соленым тестом)-4 часа | ||
3-4 | Ваза для сухих цветов | 2 |
5-6 | Ежик. | 2 |
Работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) -9 часов | ||
7 | Игрушки из катушек | 1 |
8-9 | Цветик–семицветик ( из оберточной бумаги) | 2 |
10-11 | Тигренок из коробки | 2 |
12-13 | Панно «Апельсиновый букет» | 2 |
14-15 | Крокодил из коробочки | 2 |
16 | Итоговое занятие | 1 |
Второй год программы
Цель: умение детей работать в группе, закрепление знаний 1 года обучения
Задачи: научить правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, умение пользоваться инструментами, научить детей взаимопомощи.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов;
- применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- выполнять работу, используя художественные материалы;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Раздел | Теоретических часов | Практических часов | Всего часов |
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
| Работа с бумагой и картоном | 24 | 24 | |
| Работа с природным материалом | 1 | 10 | 12 |
| Работа с соленым тестом, пластилином | 1 | 15 | 16 |
| Работа с бросовым материалом | 15 | 16 | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | |
итого | 4 | 64 | 68 |
Содержание программы второго года обучения
№ | тема | Кол-во часов |
1 четверть -18 часов | ||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем. | 1 |
Работа с природным материалом - 12 часов | ||
2 | Экскурсия в цветник, на луг. Правила сбора природного материала. Сбор природного материала (листья, цветы, травы и т. д.) Правила сушки листьев, цветов, трав . | 1 |
3-4 | Плоская аппликация из сухих листьев. Фигуры птиц и животных. | 2 |
5 | Беседа о цветах «В царстве цветов» Учимся составлять букеты. | 1 |
6 | Божья коровка из скорлупы грецкого ореха | 1 |
7 | Стрекоза из листьев и семян | 1 |
8 | Кораблик из крупы | 1 |
9 | Аппликация собачки из крупы | 1 |
10 | Птичка из чешуек шишки | 1 |
11 | Аппликация из сухих листьев. Пейзаж. Что такое пейзаж. «Осень» | 1 |
12 | Фантазии из листьев «Веселый лужок» | 1 |
Работа с бумагой и картоном – 24 часов | ||
Геометрическая мозаика | ||
13 | Черепаха Правила ТБ | 1 |
14 | Верблюд | 1 |
15 | Лиса | 1 |
16 | Сова | 1 |
17 | Кошка | 1 |
18 | Аппликация «Необитаемый остров» | 1 |
2 четверть – 14 часов | ||
Оригами -8 часов | ||
1 | Парусник | 1 |
2 | Бабочка | 1 |
3 | Лисичка | 1 |
4 | Собачка | 1 |
5 | Сова | 1 |
6 | Уточка | 1 |
7 | Курица | 1 |
8 | Цветы | 1 |
Игрушки к Новому году | ||
9 - 10 | Ребристые игрушки - подвески | 2 |
11-12 | Снегири на ветке | 2 |
13-14 | Снеговички | 2 |
3 четверть – 20 часов | ||
Витая спираль | ||
1 | Птичка | 1 |
2 | Березки | 1 |
Бумажные комочки | ||
3 | Птенцы | 1 |
4 | Сирень | 1 |
Работа с соленым тестом, пластилином – 16 часов | ||
5 -6 | Котик | 2 |
7-8 | Кит | 2 |
9-10 | Птички на ветке | 2 |
11-12 | Сова | 2 |
13 -14 | Кашпо | 2 |
15-16 | Карандашница «Божья коровка» | 2 |
17-18 | Колье с рыбкой | 2 |
19-20 | Подснежники из пластилина | 2 |
4 четверть -16 часов | ||
Работа с бросовым материалом – 15 часов | ||
1-2 | Аппликация Цветок из остатков ткани | 2 |
3-4 | Панно Цветы из ленточек | 2 |
5-6 | Улитка из ниток | 2 |
7-8 | Мозаика из яичной скорлупы | 2 |
9-10 | Поделки из яйца | 2 |
11-13 | Поделки с макаронами | 3 |
14-15 | Поделки из коробочек ( собачка) | 2 |
16 | Итоговое занятие | 1 |
Программа 3 года обучения.
Цель– творческая работа, отражающая в значительной мере уровень и глубину полученных учащимися знаний и навыков.
Задачи: учить ребенка при обсуждении использовать образец и его технический рисунок, что позволит в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз, закреплять знания, умения и навыки работы с различными материалами.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).
Учебно- тематический план третьего года обучения
№ | Раздел | Теоретических часов | Практических часов | Всего часов |
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Работа с бумагой и картоном | 2 | 26 | 28 | |
Работа с природным материалом | 1 | 8 | 9 | |
Работа с соленым тестом, пластилином | 14 | 14 | ||
Работа с бросовым материалом | 15 | 15 | ||
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
итого | 5 | 63 | 68 |
Содержание программы третьего года обучения
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем. | 1 |
Работа с природным материалом - 9 часов | ||
2 | Экскурсия в цветник, на луг. Правила сбора природного материала. Сбор природного материала (листья, цветы, травы и т. д.) Правила сушки листьев, цветов, трав . | 1 |
3 | Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек | 1 |
4 | Сова из сухих листьев | 1 |
5 | Львенок из крылаток | 1 |
6 | Репка из крупы | 1 |
7 | Ежик из чешуек шишки | 1 |
8 | Композиция «Домик» | 1 |
9 | Поделка «Ягодки – цветочки» | 1 |
10 | Фантазии из листьев «Морские мозаики» | 1 |
Работа с бумагой и картоном - 28часов | ||
11 | Свойства бумаги и картона, материалы, инструменты. | 1 |
Оригами | ||
12 | Поздравительная открытка к Дню учителя | 1 |
13 | Изготовление цветов | 1 |
14 | Тигр | 1 |
15 | Лев | 1 |
16 | Жираф | 1 |
17-18 | Изготовление открытки к 8 Марта | 2 |
Веселый конус | ||
19 | Технология выполнения поделок из конуса | 1 |
20 | Буратино | 1 |
21-22 | Заяц | 2 |
23-24 | Дед Мороз | 2 |
Волшебный шар | ||
25 | Волнистый шар | 1 |
26 | Снеговик | 1 |
27 | Медвежонок | 1 |
Геометрическая мозаика | ||
28 | Слон | 1 |
29 | Петушок | 1 |
Самоделки из бумаги и картона | ||
30-31 | Птица | 2 |
32-33 | Чебурашка | 2 |
34-35 | Крокодил | 2 |
36 | Изготовление новогодней гирлянды | 1 |
37-38 | Елочные украшения, игрушки. | 2 |
Работа с пластичными материалами (соленое тесто)-14 часов | ||
39-40 | Колокольчик | 2 |
41-42 | Конфетница | 2 |
43-44 | Веселые бутерброды | 2 |
45-46 | Рамка для фото | 2 |
47-48 | Панно | 2 |
49-50 | Шкатулка | 2 |
51-52 | Баночка- карандашница | 2 |
Работа с бросовым материалом – 15 часов | ||
53-54 | Панно –тарелка (ленточки) | 2 |
55-56 | Ландыши | 2 |
57 | Колокольчик из бутылки | 1 |
58-59 | Цветы из пластиковых бутылок | 2 |
60-61 | Бычок из коробок | 2 |
62-63 | Зайчик из коробок | 2 |
64-65 | Мозаика из скорлупы Зима» | 2 |
66-67 | Поделки из скорлупы | 2 |
68 | Итоговое занятие | 1 |
Программа 4 года обучения
Цель : сплочение детского коллектива; нравственное воспитание личности; развитие личностных качеств через обучение.
Задачи : развитие пространственного мышления; дальнейшее расширение и углубление знаний , умений и навыков работы с различными материалами; удовлетворение интересов школьников к работе и развитие его до сознания потребности; добиваться от учащихся качественного изготовления и отделки изделия в целом; привитие учащимся самопроверки и самооценки своего изделия.
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение туши;
- способы и приемы обработки различных материалов.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ | Раздел | Теоретических часов | Практических часов | Всего часов |
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
| Работа с бумагой и картоном | 30 | 30 | |
| Работа с природным материалом | 1 | 9 | 10 |
| Работа с соленым тестом, пластилином | 22 | 22 | |
| Работа с бросовым материалом | 4 | 4 | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | |
итого | 3 | 65 | 68 |
Содержание программы четвертого года обучения
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем. | 1 |
Работа с природным материалом - 10 часов | ||
2 | Экскурсия в цветник, на луг. Правила сбора природного материала. Сбор природного материала (листья, цветы, травы и т.д.) Правила сушки листьев, цветов, трав . | 1 |
3 | Синичка из семян растений | 1 |
4 | Сова из крупы | 1 |
5 | Мишка из цепких растений | 1 |
6 | Подсолнух ( семена, крупа, горошины перца) | 1 |
7-8 | Букет из листьев клена | 2 |
9-10 | Фантазии из листьев «Петя – петушок» | 2 |
11 | Птички – невелички ( объемные поделки) | 1 |
Работа с бумагой и картоном -30 часа | ||
Оригами | ||
12 | Петушок | 1 |
13 | Слоненок | 1 |
14-15 | Аппликация «Ежик под грибком» | 2 |
16-17 | Аппликация «Звездное небо» | 2 |
Бумажные комочки | ||
18-19 | Черепаха | 2 |
20-21 | Верблюд | 2 |
Пушистый шарик | ||
22-23 | Зайчонок | 2 |
24-25 | Бельчонок | 2 |
26-27 | Снеговик | 2 |
Витая спираль | ||
28-29 | Веточка | 2 |
30-31 | Елочка | 2 |
32-33 | Курочка | 2 |
Конус | ||
34-35 | Лисенок | 2 |
36-37 | Клоун | 2 |
38-39 | Новогодние игрушки - Апельсин. | 2 |
40-41 | Разноцветный шарик | 2 |
Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто)- 22 часа | ||
42-43 | Веселый зоопарк. Лошадка | 2 |
44-45 | Бегемот | 2 |
46-47 | Зебра | 2 |
48-49 | Крокодил | 2 |
50-51 | Слоник | 2 |
52-53 | Павлин | 2 |
54-55 | Панно из пластилина | 2 |
56-57 | Зеркальце «Лягушка» | 2 |
58-59 | Панно «корзинка с цыплятами» | 2 |
60-61 | Панно «Котофей» | 2 |
62-63 | Панно «Мышка» | 2 |
Работа с бросовым материалом -4 часа | ||
64-65 | Ваза с цветами из пластиковых бутылок | 2 |
66 -67 | Поделки из макарон | 2 |
68 | Заключительное занятие –оформление выставки «Чудеса рядом» | 1 |
Методические рекомендации по проведению занятия.
Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели
Программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком трудными.
Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.
На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий в кружке.
Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагаются дидактические игры и упражнения на внимание, сообразительность.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Первый и второй года обучения определяют содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия ребята под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание. Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Используемая литература
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- А.И.Романовская «Поделки из соленого теста», Москва. 2009
- Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
- И.А. Лыкова Лепим с мамой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Самоделкин"
детское объединение "Самоделкин"...
Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»
Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими...
программа дополнительного образования 3класс "Мастерская слова"
Целью курса является формирование лингвистической и коммуникативной компетентностей обучающегося, воспитание его духовно-нравственных качеств на основе приобретения языковых знаний, ...
Программа дополнительного образования "Волшебная мастерская"
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Мастерская Самоделкина»
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.Программа включает в себя четы...
Программа дополнительного образования "Мастерская КиТ"
Данная программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер. Актуальность программы заключ...
Рабочая программа дополнительного образования « Мастерская Самоделкина»
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно-эстетическую направленность....