Рабочая программа дополнительного образования « Мастерская Самоделкина»
рабочая программа

Пустошило Светлана Анатольевна

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно-эстетическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей  младшего школьного возраста.

Мир ребенка -  сложный комплекс разнообразных  зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Создать условия для динамики развития ребенка поможет увлекательная работа с бумагой, нитками и тканью. Ребенку дается возможность реально открыть для себя волшебный мир листа бумаги, ткани,   постичь их свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин.

Программа включает в себя четыре направления по работе с различными материалами:

  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с пластическими материалами: знакомство с различными приёмами лепки из пластилина, соленого теста;
  • работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) и тканью;
  • работа c природным материалом.

 Специфика данных видов деятельности  направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук.

В наши дни возрождается интерес к различным ремеслам, зачастую почти забытым , и все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.  Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки – сувениры, украшения, панно, рамки для фотографий и т.д. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми, для развития творческих способностей, а также мелкой моторики, а значит развитие речи, интеллекта, так как нейропсихологами давно доказана связь между развитием мелкой моторики и речи. Приятное на ощупь, внешний вид и запах, тесто оказывает огромный терапевтический, успокаивающий эффект, оно дает возможность самовыражения, служит отвлекающим средством от ежедневных проблем, помогает расслабиться.

В программе представлен методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми по художественной деятельности на основе конструирования из бросового и природного материала, имеющего разнообразную структуру. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами. Постоянная работа с такими материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережного отношения к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.

Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело. Занятия в кружке позволяют детям гармонично развиваться. Они проявляют фантазию, наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают глазомер, цветоощущение.

Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между детьми, оказание помощи друг другу, доброжелательно оценивать работу товарищей, в корректной форме делать замечания и давать советы.  Самое важное – научить ребят переживать чувство  радости от самостоятельно  выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.

Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, чтения , развития речи  и т.д., и способствовать их систематизации;

* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Воспитательные:

* развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;

*формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребенка;

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

*пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображение, желания включаться в творческую деятельность.

Развивающие:

*развитие мышления, умения сравнивать, анализировать;

*развитие памяти, внимания, речи;

*стимулирование сенсорного развития: глазомер, форма, ориентировка в пространстве;

*развитие двигательной сферы: моторика, двигательная сноровка и т.д.

Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе.

Программа рассчитана на четырехлетнее обучение, предусматривает разные возрастные уровни, начиная с 8 лет и далее, в зависимости от способностей, возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся в игровой форме, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, творческой активности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В программе дана последовательность тем и содержание практических работ.

В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие знания и умения:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  •  расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).
  • экономно и рационально расходовать материалы.
  • обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстративные наглядные пособия и индивидуальный материал:

  • образцы бумаги, ниток;
  • материалы по технике безопасности;
  • материал из истории  тестопластики, бумаги;
  • образцы работ;
  • схемы, предметные картинки;
  • трафареты к различным поделкам.

Для занятий необходимы следующее оборудование и инструменты:

  • цветная бумага и картон;
  • природный материал ( сухие листья, веточки и т.д.);
  • бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
  • соленое тесто, пластилин;
  • ножницы с тупым концом;
  • скалочка, доска, стеки;
  • линейка, прямоугольник, трафареты.

Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний. В процессе обучения устраиваются выставки с демонстрацией работ, в которых отражаются трудовые умения и навыки, полученные по данному разделу программы.

                                                  Первый год программы

    Цель : адаптация детей к новым условиям, к группе; сплочение детского коллектива.

    Задачи : правильное употребление терминов и использование их в работе; формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами; воспитание культуры труда и эстетического просвещения кружковцев.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, тесто;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Ожидаемые результаты:

Личностные: ответственность, самостоятельность, усидчивость, терпеливость, аккуратность.

Предметные: знать основы технологий выполняемых работ, умение работать с инструментом, уметь изготавливать поделки, композиции и эстетично их оформлять.

Метапредметные:

Регулятивные – сохранение цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные – умение работать в коллективе, формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Познавательные – знать основы проектной деятельности.

 

Учебно-тематический план первого года обучения

Раздел

Теоретических часов

Практических часов

Всего часов

  1. 2

Работа с бумагой и картоном

1

31

32

  1. 3

Работа с природным материалом

2

7

9

  1. 4

Работа с соленым тестом, пластилином

2

18

20

  1. 5

Работа с бросовым материалом

1

9

10

  1. 6

 Итоговое занятие

1

1

Итого

7

65

72

                                                 

                               Работа с природным материалом – 9 часов

1.Вводное занятие. Рассказ о флористике. Природе родного края. 1 час.

2.Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. 1 час.

3.Аппликация из сухих листьев. Виды листьев. Игра «Чей листок?» Узоры в квадрате, в прямоугольнике. 1 час.

4. Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов. 1 час.

5. Изготовление поделок из шишек. 1 час.

6. Изготовление животных из листьев. 1 час.

7. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). 1 час.

8. Составление композиции (коллективная работа). 2 часа.

                                       

  Работа с пластичными материалами (пластилин, соленым тестом)- 10 часов

9. Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).1 час.

10. Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. 1 час.

11. Лепка по замыслу детей (по прочитанной сказке). 1 час.

12. Знакомство с тестопластикой. Правила техники безопасности. 1 час.

13-14. Осьминожка. (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.). 2 часа

15. Бусы.( Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)2 часа.

16. Зайка. (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.) 2 часа.

                                                     

                     Работа с пластичными материалами (соленым тестом)- 6часов

1-2. Рамка для картинки.( Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.) 2 часа

3-4. Солонка «Уточка». (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)2 часа

5-6. Брелок «Человечек». (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)2 часа

                                  Работа с бумагой и картоном- 9 часов

7.Виды  бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. 1 час

8-9. Игрушки для елки из цветных полосок. 2 часа

10. Ребристые игрушки. Елочка. 2 часа

11. Бабочка. 1 час

12. Колокольчик. 1 час

13-14. Снежинки. 2 час

                                                             

                                               Работа с бумагой и картоном-23 часа

1.Пушистый шарик. 1 час

2. Зайчик. 1 час

3. Снеговик. 1 час

4. Мозаика.  Цыплята . 1 час

5. Геометрическая мозаика. Кошка 1 час

6. Грибок.. 1 час

7. Берёзка. 1 час

8. Аппликации из бумажных комочков. 1 час

9. Подсолнух. 1 час

10. Петушок. 1 час

11. Поздравительная открытка «23 февраля» 1 час

12. На лесной полянке (панно) 1 час

13. Аппликации с бумажными петлями. 1 час

14. Праздничная открытка «8 марта». 1 час

15. Ромашка (композиция цветы в вазе). 1 час

16. Лебеди. 1 час

17. Елочка. 1 час

18. Барашек. Оригами. 1 час

19. Зайчата. 1 час

20. Жар – птица. 2 часа

                                                       

1. Пластичная полоска. Мишка. 1 час.

2. Кошка. 1 час

                           Работа с пластичными материалами (соленым тестом)-4 часа

3-4. Ваза для сухих цветов. 2 часа

5-6. Ежик. 2 часа

       Работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) -10 часов

7. Игрушки из катушек. 1 час

8-9. Цветик–семицветик ( из оберточной бумаги)

10-11. Тигренок из коробки. 2 часа

12-13. Панно «Апельсиновый букет». 2 часа

14-15. Крокодил из коробочки. 2 часа

16. Итоговое занятие. 1 час

Используемая литература

  • А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
  • А.И.Романовская «Поделки из соленого теста», Москва. 2009
  • Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
  • И.А. Лыкова Лепим с мамой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»

      Направленность программы «Юный  математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мастерская Самоделкина»

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей  младшего школьного возраста....

Программа дополнительного образования "Мастерская КиТ"

   Данная программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.     Актуальность программы заключ...