Рабочая программа дополнительного образования « Мастерская Самоделкина»
рабочая программа
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно-эстетическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.
Мир ребенка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Создать условия для динамики развития ребенка поможет увлекательная работа с бумагой, нитками и тканью. Ребенку дается возможность реально открыть для себя волшебный мир листа бумаги, ткани, постичь их свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм и величин.
Программа включает в себя четыре направления по работе с различными материалами:
- работа с бумагой и картоном;
- работа с пластическими материалами: знакомство с различными приёмами лепки из пластилина, соленого теста;
- работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) и тканью;
- работа c природным материалом.
Специфика данных видов деятельности направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук.
В наши дни возрождается интерес к различным ремеслам, зачастую почти забытым , и все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки – сувениры, украшения, панно, рамки для фотографий и т.д. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми, для развития творческих способностей, а также мелкой моторики, а значит развитие речи, интеллекта, так как нейропсихологами давно доказана связь между развитием мелкой моторики и речи. Приятное на ощупь, внешний вид и запах, тесто оказывает огромный терапевтический, успокаивающий эффект, оно дает возможность самовыражения, служит отвлекающим средством от ежедневных проблем, помогает расслабиться.
В программе представлен методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми по художественной деятельности на основе конструирования из бросового и природного материала, имеющего разнообразную структуру. В процессе работы дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление, осваивают способы работы с различными инструментами. Постоянная работа с такими материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережного отношения к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.
Занятия в кружке формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело. Занятия в кружке позволяют детям гармонично развиваться. Они проявляют фантазию, наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают глазомер, цветоощущение.
Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между детьми, оказание помощи друг другу, доброжелательно оценивать работу товарищей, в корректной форме делать замечания и давать советы. Самое важное – научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, чтения , развития речи и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Воспитательные:
* развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;
*формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребенка;
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
*пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображение, желания включаться в творческую деятельность.
Развивающие:
*развитие мышления, умения сравнивать, анализировать;
*развитие памяти, внимания, речи;
*стимулирование сенсорного развития: глазомер, форма, ориентировка в пространстве;
*развитие двигательной сферы: моторика, двигательная сноровка и т.д.
Для достижения заявленной цели программы вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе.
Программа рассчитана на четырехлетнее обучение, предусматривает разные возрастные уровни, начиная с 8 лет и далее, в зависимости от способностей, возможностей и желания ребенка. Занятия проводятся в игровой форме, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, творческой активности детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В программе дана последовательность тем и содержание практических работ.
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе предполагается, что дети получат следующие знания и умения:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).
- экономно и рационально расходовать материалы.
- обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстративные наглядные пособия и индивидуальный материал:
- образцы бумаги, ниток;
- материалы по технике безопасности;
- материал из истории тестопластики, бумаги;
- образцы работ;
- схемы, предметные картинки;
- трафареты к различным поделкам.
Для занятий необходимы следующее оборудование и инструменты:
- цветная бумага и картон;
- природный материал ( сухие листья, веточки и т.д.);
- бросовый материал (коробки, баночки, пробки и т.д.);
- соленое тесто, пластилин;
- ножницы с тупым концом;
- скалочка, доска, стеки;
- линейка, прямоугольник, трафареты.
Важным моментом деятельности детей является подведение итогов полученных умений и знаний. В процессе обучения устраиваются выставки с демонстрацией работ, в которых отражаются трудовые умения и навыки, полученные по данному разделу программы.
Первый год программы
Цель : адаптация детей к новым условиям, к группе; сплочение детского коллектива.
Задачи : правильное употребление терминов и использование их в работе; формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами; воспитание культуры труда и эстетического просвещения кружковцев.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, тесто;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Ожидаемые результаты:
Личностные: ответственность, самостоятельность, усидчивость, терпеливость, аккуратность.
Предметные: знать основы технологий выполняемых работ, умение работать с инструментом, уметь изготавливать поделки, композиции и эстетично их оформлять.
Метапредметные:
Регулятивные – сохранение цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные – умение работать в коллективе, формирование умения понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Познавательные – знать основы проектной деятельности.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Раздел | Теоретических часов | Практических часов | Всего часов |
| Работа с бумагой и картоном | 1 | 31 | 32 |
| Работа с природным материалом | 2 | 7 | 9 |
| Работа с соленым тестом, пластилином | 2 | 18 | 20 |
| Работа с бросовым материалом | 1 | 9 | 10 |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 7 | 65 | 72 |
Работа с природным материалом – 9 часов
1.Вводное занятие. Рассказ о флористике. Природе родного края. 1 час.
2.Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. 1 час.
3.Аппликация из сухих листьев. Виды листьев. Игра «Чей листок?» Узоры в квадрате, в прямоугольнике. 1 час.
4. Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов. 1 час.
5. Изготовление поделок из шишек. 1 час.
6. Изготовление животных из листьев. 1 час.
7. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). 1 час.
8. Составление композиции (коллективная работа). 2 часа.
Работа с пластичными материалами (пластилин, соленым тестом)- 10 часов
9. Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).1 час.
10. Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. 1 час.
11. Лепка по замыслу детей (по прочитанной сказке). 1 час.
12. Знакомство с тестопластикой. Правила техники безопасности. 1 час.
13-14. Осьминожка. (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.). 2 часа
15. Бусы.( Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)2 часа.
16. Зайка. (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.) 2 часа.
Работа с пластичными материалами (соленым тестом)- 6часов
1-2. Рамка для картинки.( Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.) 2 часа
3-4. Солонка «Уточка». (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)2 часа
5-6. Брелок «Человечек». (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия.)2 часа
Работа с бумагой и картоном- 9 часов
7.Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. 1 час
8-9. Игрушки для елки из цветных полосок. 2 часа
10. Ребристые игрушки. Елочка. 2 часа
11. Бабочка. 1 час
12. Колокольчик. 1 час
13-14. Снежинки. 2 час
Работа с бумагой и картоном-23 часа
1.Пушистый шарик. 1 час
2. Зайчик. 1 час
3. Снеговик. 1 час
4. Мозаика. Цыплята . 1 час
5. Геометрическая мозаика. Кошка 1 час
6. Грибок.. 1 час
7. Берёзка. 1 час
8. Аппликации из бумажных комочков. 1 час
9. Подсолнух. 1 час
10. Петушок. 1 час
11. Поздравительная открытка «23 февраля» 1 час
12. На лесной полянке (панно) 1 час
13. Аппликации с бумажными петлями. 1 час
14. Праздничная открытка «8 марта». 1 час
15. Ромашка (композиция цветы в вазе). 1 час
16. Лебеди. 1 час
17. Елочка. 1 час
18. Барашек. Оригами. 1 час
19. Зайчата. 1 час
20. Жар – птица. 2 часа
1. Пластичная полоска. Мишка. 1 час.
2. Кошка. 1 час
Работа с пластичными материалами (соленым тестом)-4 часа
3-4. Ваза для сухих цветов. 2 часа
5-6. Ежик. 2 часа
Работа с бросовым материалом (коробки, пластиковые бутылки и т.д.) -10 часов
7. Игрушки из катушек. 1 час
8-9. Цветик–семицветик ( из оберточной бумаги)
10-11. Тигренок из коробки. 2 часа
12-13. Панно «Апельсиновый букет». 2 часа
14-15. Крокодил из коробочки. 2 часа
16. Итоговое занятие. 1 час
Используемая литература
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- А.И.Романовская «Поделки из соленого теста», Москва. 2009
- Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
- И.А. Лыкова Лепим с мамой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детского объединения учащихся 3 классов «Юный математик»
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – ...
Рабочая программа ( дополнительное образование ) "Тропинками своего Я "
Развивающее занятие для уч-ся 7-8 лет......
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Рабочая программа дополнительного образования "Самоделкин"
детское объединение "Самоделкин"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мастерская Самоделкина»
Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста....
Программа дополнительного образования "Мастерская КиТ"
Данная программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер. Актуальность программы заключ...