Программа дополнительного образования детей. Кружок «Волшебная мастерская»
рабочая программа (1 класс) на тему

Барсукова Наталья Васильевна

    Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), что обогащает занятия художественным трудом  и повышает заинтересованность учащихся. 

Занятия художественной практической деятельностью  по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

  Социальное  значение кружка  обусловлено тем, что обучающиеся  приобретают и совершенствуют опыт творческой преобразовательной деятельности, получают возможность творческого саморазвития; обучаются полезным и социально ценным видам практической деятельности; учатся продуктивному взаимодействию.

  Помимо этого, работа детей имеет ярко выраженный нравственный смысл, поскольку она направлена на других людей, повышение их положительного эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnaya_masterskaya_1_kl.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п.Селижарово

Принято на заседанииУтверждено  приказом

педагогического совета школы,                                                                     № _____ от ___________________

протокол №  ___ от ___________                      Директор  МОУ СШ №» п. Селижарово

_______________/Веселова Е.А. /

Программа дополнительного образования детей.

Кружок «Волшебная мастерская»

Срок реализации – 1 год.

Направление :.

Класс : 1

Составитель : Барсукова Наталья Васильевна

Квалификационная  категория : 1

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база:

•        Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

•        Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г.

•        № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)

•        Конвенция ООН о правах ребенка

•        Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

•        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

•        Закон Тверской области «Об образовании».

•        Устав школы.

•        Локальные акты школы.

Назначение программы:

    Кружок «Волшебная мастерская» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство». Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), что обогащает занятия художественным трудом  и повышает заинтересованность учащихся.  

Занятия художественной практической деятельностью  по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

  Социальное  значение кружка  обусловлено тем, что обучающиеся  приобретают и совершенствуют опыт творческой преобразовательной деятельности, получают возможность творческого саморазвития; обучаются полезным и социально ценным видам практической деятельности; учатся продуктивному взаимодействию.

  Помимо этого, работа детей имеет ярко выраженный нравственный смысл, поскольку она направлена на других людей, повышение их положительного эмоционального состояния.

 Общекультурное значение кружка обусловлено тем, что учащиеся расширяют свой культурный кругозор, приобретая знания о традициях, обычаях, в соответствии с которыми люди устраивают свой быт и оформляют те или иные события своей жизни; о правилах этикета, о правилах создания гармоничного предметного мира.

Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:

 программа кружка «Волшебная мастерская» разработана для занятий с учащимися 1 класса общеобразовательной школы.

Объём часов, отпущенных на занятия:

Срок реализации программы – 1 год.

 Всего за  год обучения – 36 часов

Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность одного занятия: 36мин.

   

                                 

Цели :

гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций, уважительного отношения к труду.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

        

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .

3. Научить выполнять «потайной» шов.

4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.

5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать  личный жизненно – практический опыт учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать  творческий подход к выбранному виду деятельности.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры,  работа с учебной  литературой;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению    

     творческих отчетов о проделанной работе.

    Методы

         Приемы

Объяснительно-

иллюстративные  

                   

Рассказ, показ, беседа

   Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания

Структура курса.

Название раздела.

Кол-во

часов.

УУД

1.Введение

1

- понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;

- уважительно относиться к труду людей;

- адекватная мотивация учебной деятельности;

 

2.Работа с бумагой и картоном

8

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- овладение действием моделированием;

- соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- умение структурировать знания;

- анализ объектов с целью выделения частей;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- синтез, как составление целого из частей;

- преобразование модели;

- выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

- анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.

- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

- понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;

- уважительно относиться к труду людей;

 3.Работа с природным материалом  

5

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- овладение действием моделированием;

- соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- анализ объектов с целью выделения частей;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- синтез, как составление целого из частей.

4.Работа с тканью  

6

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- овладение действием моделированием;

- соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- анализ объектов с целью выделения частей;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- синтез, как составление целого из частей.

5.Работа с пластилином

5

- овладение действием моделированием;

- поиск и выделение необходимой информации;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- умение структурировать знания;

- анализ объектов с целью выделения частей;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

- создавать модели несложных объектов из природных и пластических материалов.

6.Аппликация из текстильных материалов

6

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- овладение действием моделированием;

- соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

- контроль;

- анализ объектов с целью выделения частей;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- синтез, как составление целого из частей;

- использование знаково-символических средств.

7. Итоговое занятие

4

- адекватная мотивация учебной деятельности;

- овладение действием моделированием;

- соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

- контроль;

- коррекция;

- оценка;

- анализ объектов с целью выделения частей;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Содержание  программы  (36 часов)

1.Введение (1 час).

Теория – 1 час

  • Введение в образовательную программу I года обучения.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.

2.Работа с бумагой и картоном (8часов).

Теория – 2 часа

  • Виды бумаги и картона.
  • Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов)

Практика – 6 часов

  • Знакомство с техникой «мозаика» (1 час)
  • Мозаика «Воспоминание о лете» (1 час)
  • Изготовление аппликаций «Осенний лес»(1час),    
  • Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей (2 часа)
  • Оригами (1 час)

3.Работа с природным материалом (6 часов).

Теория – 1 час 

  • Флористика.

Практика – 5 часов

  • Изготовление композиций из засушенных листьев (1 час)
  • Изготовление животных из шишек(1 час)
  • Составление композиции  «Животные нашего леса» (коллективная работа) (1 час)
  • Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (1час)

4.Работа с тканью (6 часов).

Теория – 1 час

  • Знакомство с профессией швеи (1 час).

Практика – 5часов

  • Техника выполнения шва «петельный». Тренировочные упражнения (1 час)
  • Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка» (2 часа)
  • Лоскутная аппликация  « Домик в деревне» (коллективная) (2 часа)

5.Работа с пластилином (5часов).

Теория – 1 час

  • Профессия  скульптора.

Практика – 4 часа

  • Лепка людей, животных по образцу (1 час)
  • Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)  (2 часа)
  • Лепка по замыслу детей ( 1 час)

6.Аппликация из текстильных материалов(6часов)

Теория – 1 час

  • Беседа о разновидностях ниток)

Практика – 5 часов

  • Аппликация из нарезанных ниток. Собачка (2часа)
  • Аппликация из ткани. Колобок(3 часа)

7. Итоговое занятие (4 часа).

Практика – 4 часа

Выставки творческих работ

Тематическое планирование.

 №

П/П

Кол-во

часов

Тема

Материалы

Содержание занятия.

Дата

Раздел  1

1

Введение .Теория .

Введение в образовательную программу I года обучения.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Раздел  2

8

Работа с бумагой и картоном

 

1

Теория .Виды бумаги и картона.

Знакомство с видами и свойствами бумаги.

1

Теория .Заочное путешествие на бумажную фабрику

Путешествие с использованием ИКТ

1

Знакомство с техникой «мозаика»

 

Основные технологические операции при выполнении мозаики.

Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок. Изготовление изделий по рисунку.

1

Мозаика «Воспоминание о лете»

Основные технологические операции при выполнении мозаики.

Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок. Изготовление изделий по рисунку.

1

Изготовление аппликаций «Осенний лес»  

Свойства бумаги: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности. Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги: резание ножницами,  сборка и скрепление деталей (клеевое), отделка аппликации, сушка.

 

2

Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей

Создавать мысленный образ изделия; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла под руководством учителя.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда

1

Оригами

Изготовление объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) виды бумаги. Физические свойства (цвет, фактуру, форму и др.) бумаги. Способы обработки бумаги (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка).

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

Создавать мысленный образ конструкции; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения задач под руководством учителя.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Раздел  3

5

Работа с природным материалом

 

1

Теория .Флористика

Беседа.

1

Изготовление композиций из засушенных листьев

Листья, картон

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения задач под руководством учителя.Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

1

Изготовление животных из шишек

Шишки

Создавать мысленный образ конструкции; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения задач под руководством учителя.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального

1

Составление композиции  «Животные нашего леса» (коллективная работа)

Листья, веточки. пластилин

Планировать под руководством учителя последовательность практических действий для реализации замысла.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

2

Мозаика «Веселые узоры»

Семена, камешки, листья)

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла под руководством учителя.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Раздел 4.

6

Работа с тканью

1

Теория. Знакомство с профессией швеи

Инструменты и приспособления для обработки материала: ножницы. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки материала: резание ножницами, сборка объёмных деталей

1

Техника выполнения шва «петельный». Тренировочные упражнения

 

2

Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка»

2

Лоскутная аппликация  « Домик в деревне» (коллективная)

Раздел 5

5

Работа с пластилином.

1

 Теория. Профессия  скульптора.

 Подготовка пластилина к работе : разминать для повышения пластичности. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки пластилина: заглаживание.

1

Лепка людей, животных по образцу

 Пластилин.

Подготовка пластилина к работе : разминать для повышения пластичности. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки пластилина: заглаживание

 

2

Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу)  

Пластилин.

Исследовать физические свойства пластилина (цвет, фактуру). Исследовать способы обработки (разметка, формообразование, сборка, отделка)

Планировать под руководством учителя последовательность практических действий для реализации замысла.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы иконечного результата.

1

Лепка по замыслу детей

Пластилин.

Практическая работа: изготовление изделий из пластилина.

Подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение. Создание изделий по собственному замыслу.

Работа с инструментами и приспособлениями: стеками, подкладной доской.

Раздел 6

6

Аппликация из текстильных материалов

1

Теория. Беседа о разновидностях ниток.

Цветные нитки

Исследовать физические свойства ниток(цвет, фактуру). Исследовать способы обработки .

2

Аппликация из нарезанных ниток. Собачка

Картон, нитки.

Планировать под руководством учителя последовательность практических действий для реализации замысла.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

3

Аппликация из ткани. Колобок

Картон, ткань

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения задач под руководством учителя.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать то новое, что открыто и освоено на занятие.

Практическая работа. Создание изделий по собственному замыслу.

Раздел 7

3

Итоговое занятие.

3

Практика. Выставки творческих работ.

По выбору.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения задач под руководством учителя. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата

 

Предметные  результаты освоения учебной программы  кружка «Волшебная мастерская»  к концу обучения:

    Личностными результатами является формирование следующих умений:

- оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки

  зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных

  ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как

  хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых

  произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,

  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

  простые общие для всех людей правила поведения (основы

  общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

  поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей

Обучающиеся научатся:

- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;

 - выполнять доступные действия по самообслуживанию

 - использовать приобретённые знания о видах и свойствах материалов при изготовлении изделий;

- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

- понимать приёмы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц;

- экономно размечать материалы по шаблону;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

- выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Н.М.Конышева «Технология»  Ассоциация ХХI  Смоленск 2012г.

Электронные образовательные ресурсы

Иллюстративный материал к урокам. .

И.К.Щеблыкин «Аппликационные работы в начальных классах» Москва «Просвещение»1990

М.А.Давыдова» Поурочные разработки по технологии» «ВАКО»2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей кружок "Эрудит"

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Развитие творческих способностей – одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей слабо развита зрительная и слуховая память, внимание, воображе...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок художественно-эстетического направления

Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыр...

Программа дополнительного образования детей Кружок «Я – исследователь»

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 7 – 10 лет и является  механизмом  инте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок "АБВГДейка"

Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколен...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Мастерская Самоделкина»

Данная программа является программой дополнительного образования, имеет художественно- эстетическую направленность. Она разработана для детей младшего школьного возраста.Программа включает в себя четы...