Программа дополнительного образования "Мастерская КиТ"
рабочая программа (4 класс)

Баранова Ирина Владимировна

     Данная программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.

     Актуальность программы заключается в том, что  изготовление интересных моделей предполагает значительные возможности для развития способностей детей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_masterskaya_kit.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Дополнительная общеобразовательная программа

технической направленности

 «Мастерская КиТ: Конструируем и Творим!»

(возраст детей  6,5  – 10   лет)

срок реализации 4 года

                                         авторы-составители:  Баранова Ирина Владимировна  

                                                                             (учитель начальных классов);    

п. Могойтуй

2014 - 2017 гг.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи Программы
  3. Содержание программы
  4. Условия и механизмы реализации программы
  5. Список литературы.

  1. Пояснительная записка

             Создание данной программы обусловлено тем, что школа является окружным ресурсным центром по развитию инженерно- технического образования в школе. Со стороны выпускников и их родителей появляются запросы на учебные курсы, связанные с техническими профессиями. Современное материально-техническое обеспечение позволяет организовать качественную работу мастерской. Школа обеспечена современными кабинетами начальных классов, физики, биологии, химии, технологии. В школе имеются  комплекты робототехники LEGO MINDSTORM EV-3, 3 комплекта образовательного набора «Амперка» и комплект робототехники LEGO MINDSTORM EV-3. У школы налажены контакты с Забайкальским институтом железнодорожного  транспорта. Совместно с Читинской детской железной дорогой организован кружок «Юный железнодорожник».  Для реализации инженерно-технического направления школы вносятся изменения в учебный план. Немаловажным считаем и то, что у нас в школе имеется единственный в крае школьный планетарий, который был создан и поддерживается руками учащихся школы.

             Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Суть программы – помочь детям понять мир.

             Данная программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.

             Актуальность программы заключается в том, что  изготовление интересных моделей предполагает значительные возможности для развития способностей детей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые обеспечивают успешность любого вида деятельности.

              Содержание программы   «Мастерская КиТ: Конструируем и творим!»  способствует развитию технического и творческого мышления, а также развивает моторику рук. Члены мастерской получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки. Творческая деятельность на занятиях  мастерской  позволяет ребенку приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое благополучие, способствует познанию мира техники и расширению технического кругозора, развивает конструкторские способности, техническое мышление.

              Новизна программы обусловлена тем, что решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный  результат по реализации   программы в начальной школе, мы подготавливаем детей к осознанному выбору своей траектории обучения в среднем звене и подталкиваем их к будущему выбору профессии.

               Программа  реализуется  в рамках внеучебной деятельности в соответствии с образовательным планом МОУ «МСОШ №1». Учащимся 1 ступени востребованы следующие курсы: «Легоконструирование», «Программирование в среде ПервоЛого».  В дальнейшем, как продолжение,  в среднем звене  вводятся элективные курсы «Легоконструирование» - 5 класс, «Виртуальная леготехника» - 6 класс, «Робототехника» - 7 класс. Наиболее высокомотивированные учащиеся выбирают элективный курс, несмотря на класс обучения.  В старших классах ребята имеют возможность вступить в созданный в школе Клуб юных рационализаторов и изобретателей.

            Практическую  значимость программы видим в том, что, занимаясь техническим творчеством, младшие школьники знакомятся с большим количеством материалов и инструментов для технического творчества, приобретая, таким образом, полезные в жизни практические навыки.

               Программу считаем  педагогически целесообразной, так как её содержание содействует  воспитанию  трудолюбия, настойчивости в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.  

              Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста  от 6, 5 до 10 лет. При разработке программы учитывались возрастные особенности учащихся. 

              Численный состав мастерской  и продолжительность занятий в них зависят от санитарно-гигиенических норм, возраста учащихся, содержания Программы и исходит из психофизиологической целесообразности условий работы и составляет:

для 1-го года обучения – не менее 20 человек,

для 2 го года обучения – не менее 15 человек,

для 3-го и 4-го года обучения – не менее 15 человек.

            Набор свободный, осуществляется самозаписью. Состав обучающихся -  смешанный.

Данную программу можно использовать при работе с детьми особыми образовательными потребностями, корректируя ее содержание.

             Срок реализации программы - 4 года. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.  Итого: 34 часа в год (1-3 г. обучения), 4-ый год обучения- 68 часов, итого- 170 часов за 4 года обучения.

            Формы и режим занятий: обучение очное. Основной организационной формой в ходе реализации является занятие, в 4-ый год обучения – совместные занятия и самостоятельная работа.

              Место проведения занятий – кабинет технологии  (во второй половине дня).

              Данная программа позволяет  учащимся достигнуть второго и третьего уровня результатов. Второй уровень предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, школьник приобретает мужество, готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина.

2. Цели и задачи программы

             Цель Программы – создание условий для развития творческих способностей и познавательного интереса средствами технической деятельности.

             Основные задачи программы:

1. Познакомить детей с такими направлениями технической деятельности как конструирование из бумаги,  моделирование с помощью конструктора ТИКО, моделирование простых технических изделий из подручных материалов.

2. Способствовать общеинтеллектуальному формированию младших школьников в процессе развития памяти, внимания, наглядно- образного мышления, речи.

3. Способствовать формированию интереса к техническому творчеству через организацию практической деятельности.

            В соответствии с целью и основными задачами выделим следующие  ожидаемые результаты от реализации программы:  

 предметные:

- будут иметь представление об истории некоторых современных изобретений;

- будут знать и выполнять с техникой безопасности при работе с необходимыми инструментами;

- научиться выполнять простейшие чертежи с помощью линейки, карандаша;

- научатся создавать простые самодельные изделия по инструкции (текстовой, схематичной, видео);

-повысится уровень познавательного интерес к занятиям техническим творчеством.

метапредметные: дети будут уметь:

- искать, отбирать, анализировать информацию;

- организовывать свою учебную деятельность;

- оценивать  результаты своих действий;

-  задавать и отвечать на вопросы;

- работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

- обмениваться информацией по темам мастерской, фиксировать её в процессе коммуникации.

 личностные:

- будут нести ответственность за свои поступки и иметь целеустремлённость;

- уметь работать и общаться с разными людьми, адекватно реагировать и вести диалог.

            В результате  занятий по разработанной программе  у младшего  школьника  появится возможность:

- оценивать свои знания об окружающем мире и стремиться познавать новое и неизведанное;

- научиться договариваться с людьми, согласовывая свои интересы и взгляды для успешной деятельности;

- расширить свой кругозор;

- повысить свой познавательный интерес и выбрать траекторию обучения в будущем.

3. Содержание программы

             1-ый год обучения предполагает  работу с бумагой. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.

1 год обучения (34 часа)

Учебный план

№ п\п

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

 -знакомство с целями и задачами  мастерской

-инструменты, приспособления и оборудование. Т/б.

2

2

I.

Введение

 - история бумаги

-свойства бумаги, её виды, операции с бумагой

2

2

II.

Работа с бумагой

 - конструирование из плоских деталей

- объёмное моделирование

- техника оригами

- техника квиллинг

-моделирование на свободную тему

30

2

28

итого:

34

6

28

Учебно-тематический план

Тема занятия

Форма контроля

1

Расскажи о себе. Мы- вместе.

2

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

тест «Что я знаю о бумаге»

3

Как родилась бумага (экскурс в историю). Сколько у бумаги родственников

4

Волшебные свойства бумаги (наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги)

5

Основные операции с бумагой. Складывание, сгибание. Резание, склеивание.

6

Работа по трафарету, способы скрепления деталей.

мини- выставка

7

Моделирование на плоскости (с использованием трафаретов)

8

Моделирование на плоскости (по образцу)

9

Собственный проект. Конкурс творческих работ (внутри коллектива)

10

Черчение фигур. Конструирование из геометрических фигур.

оценка работ

11

Черчение фигур. Конструирование из геометрических фигур.

12

Техники работы с бумагой (беседа)

презентация собственного продукта

13

Работа в технике мозаики (обрывная аппликация)

14

Работа в технике мозаики (сжимание бумаги)

15

Собственный проект. Конкурс творческих работ (внутри коллектива)

16

Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация).

устный опрос

17

Многоцветная аппликация (декоративная по образцу).

18

Многоцветная аппликация (декоративная по образцу группой- панно).

19

Знакомство с оригами. Виды оригами. Базовые простые  формы.

кроссворд «В стране восходящего солнца»

20

 Оригами «лягушка»

21

Цветы к празднику

22

Изготовление в группе. Работа по схеме

23

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник

оценка и взаимооценка работ

24

Основные формы. “Завитки”, «Спирали». Конструирование из основных форм квиллинга.

25

Ваза с цветами в технике квиллинга.

26

Объёмное моделирование из бумаги. Заяц (из полос бумаги)

конкурс «Забавные животные»

27

Объёмное моделирование из бумаги. Божья коровка (из полос бумаги)

28

Объёмное моделирование из бумаги по предложенным моделям(из полос бумаги)

29

Конкурс творческих работ (внутри коллектива) «Зоопарк»

30 - 32

Моделирование транспорта из бумаги и подручных материалов.

презентация своего изделия

33

Презентация работ. Выставка- отчёт мастерской

34

Диагностика результативности и качества освоения программы

Планируемые результаты 1-го года обучения: обучающийся научится:

  •  практическим навыкам и приёмам художественной обработки бумаги;
  • планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
  • работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.
  • чётко работать с ножницами, линейкой;
  • самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, квиллинга;
  • эстетично оформить творческую работу;
  • продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.

2-ой год обучения (34 часа)

            Ключевую роль во 2-ой год обучения играет предметно-преобразующая деятельность, то есть практическая  работа с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Учебный план

№ п\п

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

-знакомство с целями и задачами  мастерской

-  оборудование ТИКО  Т/б

- геометрические фигуры и возникновение геометрии

2

2

I.

Плоскостное моделирование

- детали ТИКО-конструктора

- конструирование  деталей по схемам и самостоятельно

16

1

15

II.

Объемное моделирование

конструирование из деталей по схемам и самостоятельно

16

2

14

итого:

34

5

29

Примечание: схемы изделий Приложение 1

Учебно- тематический план

Тема занятия

Форма контроля

1

Игра «Расскажи о себе». Знакомство с конструктором ТИКО

устный опрос

2

Возникновение науки «Геометрии». Путешествие в страну геометрии

графический диктант

3

Понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

4

Пространственное ориентирование (устные диктанты для конструирования)

5

Конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

наблюдение

6

Конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов. Коврик

взаимооценка

7

Работа по схемам. Птицы

самостоятельная работа по схемам

8

Работа по схемам. Домашние животные.

9

Работа по схемам. Дикие животные.

10

Работа по схемам. Транспорт.

11-13

Изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования. Плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

участие в фестивале «Мы – ТИКО- мастера»

14-16

Изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур. Конструирование растений и животных жарких стран.

17

Конструирование по собственному замыслу.

18

Фестиваль «Мы-ТИКО-мастера»

19

Понятия об объёмных многоугольниках.

тест «В мире геометрии»

20.

Конструирование призм, пирамид, куба.

21- 23

Моделирование по теме «Выставка современных технических средств». Конструирование экспонатов для выставки (транспорт, бытовая, военная, рабочая техника).

сообщение о различных видах транспорта

24

«Репортаж» с выставки современных технических средств

25- 26

Моделирование  по теме «Космодром». Изготовление отдельных построек космодрома на основе изученных геометрических фигур и сконструированных из них фантазий  (комплекс сооружений, предназначенных для запуска космических аппаратов в космос – ракеты-носители, космические аппараты, стартовые комплексы, спутники, инопланетные корабли).

участие во внутришкольной выставке работ ко Дню космонавтики

27- 28

Моделирование по теме «Парк развлечений». Конструирование аттракционов (карусели, автодром, американские горки, тир, экстремальные аттракционы).

наблюдение для педагогического мониторинга

29- 30

Моделирование парка развлечений. Объединение аттракционов в коллективную постройку, конструирование инфраструктуры парка (зеленая зона – деревья, полянки, клумбы; зона отдыха – скамейки, кафе, фонтан).

31

Фестиваль «Мы – будущие строители»

участие в фестивале

32-33

Конструирование по собственному замыслу.

анкетирование для педагогического мониторинга

34

Выставка мастерской

мастер-класс на Дне общественной аккредитации

     Планируемые результаты 2-го года обучения:  обучающийся научится:

-самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

-ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;

-оперировать понятиями «схема», «инструкция»;

-конструировать по правилам симметрии (ассиметрии);

-генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные плоскостные и объёмные конструкции.

- анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее по образцу;

- выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;

- доводить решение задачи до готовой модели.

3-й год обучения (34 часа)

            Среди многообразия видов творческой деятельности объёмное конструирование (моделирование) занимает одно из ведущих положений. Одним из видов моделирования является  оригами. Одной из разновидностей оригами является «Модульное оригами».

Учебный план

№ п\п

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

-знакомство с целями и задачами  мастерской

- Т/безопасности

1

1

-

I

Азбука модульного оригами

-знакомство с понятием «модуль», складывание базового модуля; способы соединения модулей ,способы добавления и убавления модулей; обозначение на чертежах.

-изготовление модулей.

-создание объёмных фигур по схеме, по собственному замыслу (с помощью педагога, самостоятельно).

16

2

14

II

3D-модульное оригами

- изготовление и соединение модулей

- сборка моделей

17

1

16

итого:

34

4

Учебно-тематический план

Тема занятия

Форма контроля

1

Расскажи о себе. Т/безопасности

тест «Что я знаю и умею»

2

История оригами. По следам японских мастеров.

3

Оригами в России.

4

Прямоугольник  -основная  фигура модульного оригами.

5

Базовые способы соединения модулей

6 -7

Изготовление    простой фоторамки из модулей (объемная )

самоанализ изделия

8-9

Приемы увеличения количества модулей в ряду.

фронтальный опрос

10-11

Приемы убавления количества модулей в ряду.

12-13

Базовая форма       « шар»

14-15

Моделирование ёлочных игрушек. Объемная елочная игрушка

обсуждение

16

Моделирование по собственному замыслу.

презентация

17

Мастер-класс по изготовление фоторамки.

мастер-класс на перемене

18-19

Моделирование. Изделие «снежинка» в 3Д

внутришкольная выставка

20-21

Моделирование. Лебедь .  

22-23

Валентинки из оригами. ( объемное изделие

24

Мастер-класс по изготовлению валентинок

25-26

Танк  для папы

взаимоконтроль

27-28

Букет для мамы и бабушки.

29-31

Космос рядом. Планеты солнечной системы

участие в конкурсе «звёздная эстафета»

32

 Моделирование  «Журавлик»(объемный)

наблюдение, беседа  для педагогического мониторинга

33

Моделирование по собственному замыслу.

34

Выставка работ мастерской

Примечание:  Приложение 2

 Планируемые результаты 3-го года обучения: обучающиеся

- познакомятся с искусством оригами;

- научатся создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами и самостоятельно;

- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- доводить решение задачи до готовой модели.

4-ый год обучения  (68 часов)

             Содержание 4 года обучения  связано с изготовление простейших технических моделей. Основной деятельностью является изготовление моделей по видеоинструкциям. Так как дети ещё не знакомы с разделами физики, то на помощь приходит кружок «Школа юного волшебника»,роводимый в рамках внеучебной деятельности при школе, где они знакомятся с электричеством, движением тел, свойствами материалов и веществ и т.д. С помощью родителей, при самостоятельной работе и  в ходе проведения мастерской изготавливаются технические модели. Занятия проводятся коллективно. Для итогового занятия дети самостоятельно выбирают модель и изготавливают её.

Учебный план

№ п\п

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

-знакомство с целями и задачами  мастерской

1

1

-

1

Из истории технических достижений

- история великих достижений техники

- значение техники в жизни человека

- виды и классификация бытовой техники

3

3

-

2

Что такое изобретательство?

- раскрытие понятия  «изобретение»

- великие изобретатели

- изобретатели России

- российские изобретения

2

2

-

3

Материалы и инструменты

-наблюдения и опыты по определению и сравнению свойств искусственных материалов

- инструменты для работы

3

3

1

4

В мире техники

-практические работы по изготовление моделей технических объектов

58

8

50

итого

68

17

51

Учебно-тематический план

Тема занятия

Форма контроля

1

Игра «Расскажи о себе». Чем заниматься в мастерской?

2

Значение техники в жизни человека.

мини- тест «Изобретения и изобретатели»

3

История великих достижений в области техники

4

Что такое изобретение и кто такой изобретатель?

5

Великие изобретатели мира в прошлом и настоящем

6

История изобретательства в России

7

Великие изобретатели России

8

Изобретения настоящего и возможно будущего

9

Материалы, из которых можно что-нибудь изобрести. Подручные материалы.

тест по теме «»Техника безопасности и инструменты»

10

Инструменты изобретателя

11

Как обезопасить свою жизнь? Техника безопасности

12

Практическая работа по  обработке  материалов (резание, сгибание и т.д.)

наблюдение за п/работой

13

Оптика. Природа света.

внутришкольная выставка «Природа света» с презентацией моделей

14-17

Изготовление 3D –очков

18-19

Изготовление телескопа

20-21

Изготовление микроскопа

22-25

Голограмма. Изготовление голографической пирамиды.

26

Демонстрация  моделей мастерской. Выставка «Своими руками»

27

История телефона.

викторина + мини-выставка

28

Что такое электричество. Альтернативные источники энергии.

29

Опыты с электрической энергией их овощей и фруктов.

30 -33

Зарядка для телефона

34

Демонстрация  зарядки телефона. Реклама будущего

35

Что такое проектор? История кинематографа.

участие в демонстрации

36- 39

Проектор из телефона

40

Демонстрация «Домашний кинотеатр»

41

Виды и классификация бытовой техники

42

Изготовление вертушки из батарейки и моторчика от детской машинки.

самостоятельная работа по текстовой инструкции

43

История пылесоса. Устройство пылесоса.

игра «Да-нетка»

44-47

Изготовление usb пылесоса (для школы и дома)

48

Как соединяем провода. Что такое плюс и минус?

49

Я  хочу изобрести! (выбор тем для  изготовления моделей бытовой техники )

опрос, беседа, консультирование

50- 54

Самостоятельное изготовление моделей с консультированием, Защита проектов на мастерской.

55

Участие во внутришкольной НПК в номиниции «техника»

НПК «Я- исследователь»

56

Участие в районной НПК «Я- исследователь» в номинации «техника»

57- 60

Готовимся к лету. Изготовление usb -вентилятора.

оценка работ родителями

61- 63

Изготовление usb светильника.

64-65

Образовательное событие «В мире техники»

наблюдение для педагогического мониторинга

66

Выставка  моделей на публичной защите.

67

Мастер-классы по изготовлению простейших моделей

68

Подведение итогов. Вручение звания «Юный изобретатель»

      Планируемые результаты 4 –го  года обучения: обучающиеся

- познакомятся с историей изобретательства и изобретателями;

- научатся  презентовать свои работы;

- научатся применять в своей деятельности подручные бросовые материалы;

- научатся работать по видеоинструкциям;

- будут иметь представление об оптике, электрической энергии;

- будут уметь выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;

- научаться использовать шило, канцелярский нож, соединять провода и т.д.;

- будут использовать в повседневной жизни свои модели.

4. Условия и механизмы реализации программы

             Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

 - в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- в формах и методах обучения;

- в методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов конкурсов и др.)

             Содержание,   формы и методы работы.

               Процесс обучения в мастерской  состоит из трех этапов:

- обучение на репродуктивном уровне;

- обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;

- творческая деятельность под руководством педагога.

              В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;  игры,  конкурсы, и другие. 
            Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам.).

            Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-  репродуктивный ;

- проектно-конструкторский;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

              Приоритет отдается  таким формам преподавания:

- практическим;

-  наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

- нестандартным: конкурс, выставка-презентация, фестивали.

              Формы организации деятельности учащихся:

-групповая;                                           - индивидуальная;

-индивидуально - групповая;             -фронтальная;

- консультативная;                              -разработка проекта;

- самостоятельная работа;                   -защита проектов.

            Результаты демонстрируются на открытых занятиях, конкурсах, выставках и демонстрациях, а также проводится диагностика результативности и качества освоения программы (Приложение 3)

    Кадровое обеспечение

            Для ведения данной программы необходим педагог дополнительного или общего образования либо  учитель технологии с высшим или средним образованием без предъявления требований к стажу работы и имеющий  опыт работы с детьми младшего школьного возраста.

             Для проведения занятий 1- 3-го года обучения  привлекаются учителя начальных классов.

            К занятиям 4-го года обучения привлекаются учитель технологии и  заинтересованный учитель начальных классов, а также заинтересованные родители, имеющие опыт работы с техникой (электрики, связисты и т.д.). Также обучением может заниматься приглашённый преподаватель из Дома детско- юношеского творчества и старшеклассники, имеющие знания и навыки работы (из клуба КЮРИ.). Подготовкой детей к презентации и описанию своего опыта  занимается руководитель кружка.

             Главное, чтобы педагог мог:

- осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения;

 - выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения данной программы;

- разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать образовательный результат;

- иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;

- эффективно использовать имеющиеся условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования;

- заниматься собственным профессионально-личностным развитием и саморазвитием.

 Информационное обеспечение

            Программа обеспечивается  литературой по темам «Работа с бумагой», «Искусство оригами», методическими рекомендациями по работе с конструктором ТИКО,  дидактическими материалами со схемами для ТИКО и 3D модульного оригами, видео с инструкциями по изготовлению моделей бытовой техники:

  1.  голографическая пирамида

https://www.youtube.com/watch?time_continue=37&v=fSdnDlL3q34

  1. зарядка для телефона из овощей и фруктов

https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=4MBzIPc7ISk

https://www.youtube.com/watch?v=7hiDSE6gi9k

https://www.youtube.com/watch?time_continue=52&v=dL6wQI0IkC0

  1. usb- пылесос

     https://www.youtube.com/watch?v=DbKPcuKvdQg

  1. usb- вентилятор

      https://www.youtube.com/watch?v=INBSF-8Jzn8

  1. usb- светильник

 https://www.youtube.com/watch?v=jNw9HNOyYEY

 https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=rEwY-HYejuM

  1. проектор из телефона

     https://www.youtube.com/watch?v=Aoezycw2HtI

  1. телескоп своими руками

https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=0M2_F0ObVYU

    Материально- техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 Печатные пособия

таблицы по технике безопасности,     учебные чертежи,     схемы

Технические средства обучения

 ПК, мультимедийный  проектор, интерактивная доска

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

презентации,      виды готовых моделей,     чертежи

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

- ученические столы двухместные с комплектом стульев

-стол учительский с тумбой.

- измерительный и разметочный инструмент

- режущий инструмент — ножницы, нож канцелярский

-монтажный и вспомогательный инструмент —шило, паяльник, плоскогубцы, бокорезы и т. д.;

-приспособления – клеевой пистолет

Материалы

клей ПВА универсальный,   клей- карандаш,    изолента,    акриловые краски,   батарейки,

подручные бросовые  материалы

Демонстрационные пособия

 детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

               Также необходимые инструменты и материалы помогают приобретать родители.

 Механизм оценивания  результатов:

- мониторинг  (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрь-декабрь, второй этап - конечный апрель-май);

- подведение итогов за полугодия по баллам («зарабатываются» в течение года по выполненной работе, ответу на вопрос, победе в соревновании и конкурсе, выставлении работ на выставках с занесением результатов в раздел Портфолио «Моё творчество» и «Мои достижения»).

   Форма подведения итогов:

- презентация изделий;

- участие в различных конкурсах, мастер-классах, выставках и НПК.

   По окончании каждого года обучения выдаются сертификаты. В начале и конце учебного  года с помощью школьного психолога изучается уровень познавательных процессов и изучение познавательного интереса (по методике Волкова К.Н. Приложение 4)

5. Список литературы для учителя

    1. Агеева И.Д. Веселые загадки-складки загадки-обманки – М.: Творческий Центр, 2004. – 200 с.

2. Воспитательный потенциал программы «Начальное техническое моделирование с применением компьютера» и воспитательная технология «Детская издательская деятельность»: / Милькова Е.Ю.// Дополнительное образование. - М.: Просвещение, 2004.-  №12. – с. 20-21

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П.В. – М.:

Просвещение, 2011 г.

4. Геронимус Т.М. Маленький мастер: рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 1-4-х кл. четырехлет. нач.шк. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 96 с.

5. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. - Самара:  Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 128 с.

Список литературы для обучающегося:

  1. Геронимус Т.М. Маленький мастер: рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 1-4-х кл. четырехлет. нач.шк. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 96 с.

2. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. - Самара:  Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 128 с.

Список интернет- сайтов для педагогов

  1. http://www.it-n.ru/  – Сеть творческих учителей
  2. http://www.inter-pedagogika.ru/ – inter-педагогика
  3. http://www.debryansk.ru/~lpsch/ – Информационно-методический сайт
  4. http://lib.homelinux.org/ – огромное количество книг по различным предметам в формате Djvu 

5. https://paper-models.ru/models/category/detskie-modeli - модели из бумаги

6. http://www.tico-rantis.ru

Веб – сайты для развития творческих способностей

  1. http:// www.edu.nsu.ru/~ic  - «Интеллектуальный клуб»: викторины и конкурсы
  2. Информация о том, как складывать разнообразные фигурки из бумаги, начиная с самых простых, и заканчивая сложными. Фотографии готовых моделей. http://www.vostal.narod.ru/

Веб-сайты по изготовлению моделей из подручных материалов (для обучающихся, педагогов и родителей):

 1. http://mir-samodelok.ru/ 

 2. http://www.freeseller.ru/aelsam/electron/

3. https://sdelaysam-svoimirukami.ru/ehlektronika/

4. https://usamodelkina.ru/

5.https://www.youtube.com/playlist?list=PLsfARE3wzzsPXo9e95aYH5ZPY0c3lWeer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....