методические разработки
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Игра-викторина
«Я люблю тебя, Россия!»
Цель: Формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русского народа.
Подготовительная работа: Запись русской народной песни.
Ход мероприятия:
1.Вводная беседа
Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились на уроках, читали в книгах, слышали по радио, видели в кино и мультфильмах.
Ещё задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому; литературу, которую теперь называют устным народным творчеством. Это мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины и удивительно разнообразные сказки. В пословицах, былинах, сказках народ выразил свои нравственные понятия: что такое добро, зло, счастье и горе, трудолюбие и лень, честность и обман.
«Эта изустная литература, - писал А. Толстой, - была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием его размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
2.Викторина
-Ребята! Сегодня у нас проведена будет большая викторина тема которой –Россия, ее культура, быт. Викторина будет проходить в довольно быстром темпе. Она чем-то напомнит вам спортивное состязание. Но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях - кто больше знает и быстрее соображает.
1.Загадки.
-Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? (Загадки - это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные.)
-Есть одно условие: не кричите, не вскакивайте с мест, а поднимайте руки.
Итак, начали:
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается.(Солнце)
Двенадцать братьев,
Друг за другом ходят,
Друг друга находят.(Месяцы.)
Пришёл волк-
Весь народ умолк,
Ясен сокол пришёл-
Весь народ пошёл.(Ночь и день)
Поднялись ворота-
Всему миру красота.(Радуга)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.(Мороз)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.(Лес)
Стоит городок-
Сколько стареньких домков,
Сколько беленьких жильцов.(Подсолнух)
У матери двадцать деток,
Все детки - одноклетки. (Наседка и цыплята)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал-
Там и пропал.(Сахар)
И языка нет,
А правду скажет.(Зеркало)
Утка ныряла-ныряла
И хвост потеряла.(Иголка и нитка)
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает.(Очки)
Без крыльев,
А летит,
Без языка,
А говорит.(Письмо)
Под землёй
Птица гнездо свила,
Яиц принесла.(Картофель)
Белый тулупчик
Сшит без рубчика.(Яйцо)
Маленький Иван-
Костяной кафтан.(Орех)
Без ног, а хожу,
Без рук, а указываю.(Часы)
Легко, кругло,
А за хвост не поднять.(Клубок)
Без языка,
Без голоса,
А всё расскажет.(Книга)
Ведущий: Ребята! Справились с загадками! А сейчас послушаем русскую народную песню «Валенки».(или любую другую русскую народную песню)
2.Сказки.
-А сейчас, дорогие участники, вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь. Любите сказки? А что такое сказка, знаете?(Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.)
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох,
Засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд
Дедки ,бабки, внучки, жучки, кошки и мышки.(«Репка»)
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.(«Лиса и журавль»)
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок!(«Маша и медведь»)
Ах ты, Петя, -простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота
Выглянул в окошко.(«Петушок-золотой гребешок»)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться,
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»)
Ведущий: А теперь, друзья, мы вспомним с вами сказки А.С.Пушкина. Его сказки очень похожи на народные ,но украшены блеском его поэтического таланта.
Начинаем:
1.Назовите все сказки А. С. Пушкина, которые вы знаете.
2.Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» («Сказка о золотом петушке».)
3.Какую песенку пела белочка из сказки Пушкина?(«Во саду ли , в огороде».)
4.В каких сказках писателя встречается цифра 33?(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке».)
Ведущий: А теперь попробуем угадать героев сказок по их портретам:
1.Чей это портрет? Как называется сказка?
«…Правду молвить, молодица,
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда,
Своенравна и ревнива».
(Царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)
2. А сейчас о ком сказано ?В какой сказке?
«…В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни.
На ногах красные сапожки».
(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Ведущий: Внимание! Внимание! Такое задание! Вставьте нужное слово…
1.Свойство зеркальце имело. Говорить оно (…) (умело)
2.Там царь(…)над златом чахнут,
3. Там русский дух, там Русью пахнет.(Кощей)
4. .Ей в приданое дано было(…)одно. (Зеркальце)
5. Не хочу быть столбовой дворянкой,
Хочу стать вольною(…) (Царицей)
3.Быт,история и культура русского народа.
Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:
1. Как называется праздник проводов русской зимы?(Масленица)
2. Какое угощение было обязательно на этом празднике?(Блины)
3. Какие блюда русской кухни вы знаете?(Щи, каша, пироги, блины.)
4. Какую обувь носили русские крестьяне?(Лапти)
5. Что такое изба?(Деревянный крестьянский дом)
6. Назовите русский сувенир, известный во всём мире?(Матрёшка)
7. Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки)
8. Как называется русская мужская рубашка?(Косоворотка)
9. Какое национальное дерево России? (Берёза)
10. Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу)
11. Чем был знаменит Нижний Новгород?(Ярмарками)
12. Назовите первую столицу русского государства? (Киев)
13. Назовите имя первого русского книгопечатника?(Иван Фёдоров)
14. Назовите имена великих русских писателей?
15. Какой русский царь любил плотничать? (Пётр 3)
4.Каламбуры.
Ведущий: Ребята ,вы знаете, что такое каламбур? Каламбур-это остроумная игра слов ,основанная на их звуковом сходстве и смысловом различии. Попробуйте и вы проверить себя, отвечая на вопросы каламбурной викторины .
1. Сколько яиц можно съесть натощак?(Одно)
2 .Где стоит вода столбом?(В бутылке, в стакане)
3. Чем до неба докинешь? (Взглядом)
4. От чего гусь плавает? (От берега)
5. По чему в лес ходят? (По земле)
6. За чем во рту язык? (За зубами)
7. За чем мы едим? (За столом)
8. По чему поезд ходит? (По рельсам)
5. Подведение итогов.
Подводятся итоги конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...