Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя".
В опыте решены следующие задачи: подобрана оптимальная форма организации внеурочной деятельности, созданы условия для реального развития детей, апробированы формы организации видов деятельности учащихся в образовательном процессе как собственно практической, тематически связанной с ней организованной внеурочной деятельности. Отправной точной формирования опыта послужил педагогический проект "Открывая мир", который был реализован в классе. Участие в проекте (посещение учреждений культуры и других) осуществлялось в следующих формах: разовое посещение, абонемент и семейное участие. Было апробировано посещение интерактивных занятий на базе вышеуказанных учреждений группами с учетом индивидуальных интересов, запросов и возможностей.
На основе опыта реализованного проекта была разработана авторская программа внеурочной деятельности младших школьников "Открывая мир" сроком реализации 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта. Презентация. | 94 КБ |
Защита опыта | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Формально, без учета индивидуальных интересов и возможностей младших школьников Типовые ситуации, ребенок не видит перспективу своего роста Недостаточный выбор программ Профессиональная позиция педагога Условия функционирования опыта МОУ СОШ №93 Советского района г.Волгограда 1-4-е классы Опыт функционирует с 2010г. Сотрудничество с учреждениями культуры Волгограда
Задачи, решаемые в опыте Подобрать оптимальную форму организации внеурочной деятельности, позволяющую интегрировать общее образование и индивидуальное развитие каждого ученика. Создать условия для реального развития детей. Апробировать формы организации творческой, проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе как собственно практической, направленной на обогащение содержания образования и индивидуальное развитие ученика, тематически связать с ней организованную внеурочную деятельность.
Проект «Открывая мир» Малые группы Формы участия: разовое посещение, абонемент, семейное посещение Интерактивные занятия Результативность: Фотоальбом «Наши открытия» Презентация «Наши путешествия» Мини-проект «Карта интересов» Электронный архив фотографий (1260) Участие в конкурсах различного уровня (Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев» - 2 место)
Авторская программа внеурочной деятельности «Открывая мир» Реализация индивидуальных потребностей младших школьников путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на воспитание и развитие детей.
Использование опыта коллегами и его презентация С 2012г. – программа ВУД «Открывая мир»: 2012/2013 уч.г. – 1-2 классы 2013/2014 уч.г. – 1-3 классы 2014/2015 уч.г. – 1-4 классы 2015-2016 уч.г. – 1-4 классы Школьное МО учителей начальных классов Районное МО учителей-занковцев Всероссийские конкурсы Сеть Интернет
Результативность опыта Подобрана оптимальная форма организации ВУД младшего школьника Апробированы формы организации творческой, проектной и исследовательской работы на уроках, тематически связанной с внеурочной деятельностью Созданы условия для реального развития детей через интеграцию общего образования и индивидуализации ВУД в рамках работы классного руководителя
Качественная характеристика опыта Формирование жизненного опыта Стимулирование познания окружающего мира Творчество и самостоятельность Потребность в самореализации Процесс обучения за рамками школы Принцип сотрудничества ребенка и взрослого Сочетание коллективного и индивидуального Индивидуальный рост ребенка
Алгоритм формирования опыта Педагогический проект Обобщение опыта Авторская программа ВУД Обобщение опыта
МОУ СОШ № 93 400119, Волгоград, ул. им. Тулака, 1 (8442) 47-52-56 sch93@yandex.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №93
Советского района г.Волгограда
Создание условий для реального развития
детей младшего школьного возраста
через интеграцию общего образования и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя.
Региональный конкурс
профессионального мастерства
для учителей начальных классов
Волгоградской области
Фестиваль педагогических идей
«К вершинам мастерства»
Опыт работы обобщен:
Сухаревской Ж.А.,
учителем начальных классов,
заместителем директора по УВР
МОУ СОШ №93
Советского района г.Волгограда
Волгоград
2014-2015
Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего образования и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя.
Сегодня я представлю Вашему вниманию лишь часть этой работы и поделюсь своими находками в организации внеурочной деятельности. Выстрою алгоритм, по которому был сформирован данный опыт.
Актуальность опыта заключается в следующем
В настоящее время педагогическая практика организации внеурочной деятельности младших школьников испытывает следующие затруднения:
- организация внеурочной деятельности осуществляется в большей степени формально, без учета индивидуальных интересов и возможностей младшего школьника;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания, тем более в рамках внеурочной деятельности;
- недостаточный выбор программ внеурочной деятельности, позволяющих успешно интегрировать общее образование младшего школьника и его индивидуальное развитие;
- профессиональная позиция педагога (в частности, классного руководителя), как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Задачи, решаемые в опыте.
В настоящем опыте решаются следующие педагогические задачи:
- подобрать оптимальную форму организации внеурочной деятельности младшего школьника, позволяющую интегрировать общее образование и индивидуальное развитие каждого ученика;
- создать условия для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего образования и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя.
- апробировать формы организации творческой, проектной и исследовательской работы в образовательном процессе как собственно практической работы, направленной на обогащение содержания образования и индивидуальное развитие младшего школьника, тематически связать с ней организованную внеурочную деятельность.
Условия функционирования опыта
МОУ СОШ №93 Советского района г.Волгограда, 1-4-е классы, в текущем учебном году в 3а классе обучается 26 детей, в предыдущем выпуске – 28 человек, отбор детей в классы не осуществлялся, обучение второй год во вторую смену, кабинет оборудован интерактивной доской, ученики имеют возможность доступа к сети Интернет в специализированном кабинете информатики. Опыт функционирует с 2010г. В процессе реализации опыта сложились отношения сотрудничества с учреждениями культуры Волгограда.
Основы организации внеурочной деятельности нынешних учеников моего классы были заложены в сложившихся традициях предыдущего выпуска. Родилась идея организации проекта, в содержание которого предполагалось включить следующие виды деятельности:
- экскурсии и посещение внешкольных учреждений,
- реализация мини-проектов и исследований, тематически связанных с организуемыми мероприятиями.
Так появился проект «Открывая мир». Был определен перечень учреждений культуры, иных внешкольных учреждений для посещения.
Как правило, все посещения организуются массово, но не всегда такие мероприятия интересны всем детям. Передо мной встала проблема: что можно сделать, как организовать экскурсию или поход в театр, чтобы ребенок не оказывался в ситуации «обязательности», если это ему неинтересно или по финансовым причинам ребенок просто не может участвовать во всех организуемых внешкольных мероприятиях?
Выполнение задачи приобщения ребенка к миру искусства неоспоримо важно. Но как это сделать, если ребенок категорически отказывается посещать театр или идти в музей? Он увлечен спортом или музыкой, у него может просто не хватать на это времени.
Поиск ответа в методической литературе и в статьях коллег в Интернете не дал положительных результатов. Тогда появилась идея: с учетом индивидуальных интересов и возможностей учеников организовать малые группы (10-12 человек). Было проведено анкетирование детей и их родителей. Подразумевалось, что выбор может корректироваться в течение года. Перечень учреждений был составлен с учетом запросов родителей, самих учеников, их возраста, интересов и возможностей.
Следующий этап – определение формы участия: разовое посещение, абонемент, семейное участие (такая форма была включена впервые). Семейное участие предполагалось в нескольких вариантах: посещение ЦКЗ по семейному абонементу, участие родителей не только в качестве сопровождающих, но активных участников мероприятий.
Анализируя содержание работы за два учебных года, можно сделать вывод: в классе были созданы условия для 100% участия всех учеников в организуемых направлениях деятельности через различные формы участия. Для детей, чьи семьи испытывали материальные затруднения, были организованы бесплатные посещения театра юного зрителя и планетария. Отмечу, что после каждого посещения дети активно делились впечатлениями, рассказывали, что нового они узнали во время экскурсии (лекции, занятия), это побуждало тех детей, которые не принимали участие в мероприятии, подать заявку на следующее посещение. Такое решение приветствовалось не только мной, как педагогом, но и детьми. Поддержали такой подход и родителя, когда увидели его преимущества.
Бесценной находкой оказались интерактивные занятия, организуемые в музее изобразительных искусств им. И.И.Машкова, детской областной художественной галерее и мемориально-историческом музее. На базе выставочного зала мы успешно посетили занятия в рамках проекта «Уроки Леонардо». Лекции в музее изобразительных искусств совмещались с интерактивными занятиями. В детской художественной галерее мы приняли участие в арт-проекте «Бумажный город» и стали победителями. Тематические лекции мемориально-исторического музея совмещены с интерактивными занятиями, которые мы посещали по абонементу.
Таким образом, я использовала возможности «музейной педагогики», позволяющей поставить процесс образования на совершенно новый уровень, где особое место отводится культурно-образовательным аспектам музейной коммуникации, то есть особому подходу к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящим задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Эти позиции были успешно реализованы при посещения детьми музеев города.
В процессе реализации проекта появилось еще одно направление работы: участие в приоритетном школьном проекте «Культура как фактор школьной безопасности», в рамках которого мы проводили творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты!», принимали участие и посещали нетрадиционные уроки музыки, организованные учителем музыки при непосредственном участии преподавательского состава и студентов Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова. Эти мероприятия перекликались с посещениями концертов по абонементу в центральном концертном зале.
Работа с родителями
перешла на новый качественный уровень: 3 семьи посещали центральный концертный зал по абонементу «Музыка, слово, живопись», 15 родителей (1 и более раз) посетили музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова, мемориально-исторический музей, театр, стали победителями в конкурсе «Творческая семья».
Особое место занимает такой вид деятельности как работа в микро-группах по выполнению мини-проектов и исследовательских работ, тематически связанных с экскурсиями и посещениями.
Результативность проекта: представлена следующими работами
- Создан фотоальбом «Наши открытия».
- Подготовлена презентация «Путешествуем, чтобы узнать мир».
- Выполнен итоговый мини-проект «Карта интересов».
- Создан электронный архив фотографий (1260).
5. Участие в конкурсах различного уровня.
Год | Уровень | Название конкурса | Название работы | Результат |
2012г. | Муниципальный | Конкурс школьных проектов и исследовательских работ «Я познаю мир», номинация «Основы наук» | Проект «Открывая мир» | лауреат |
2012г. | Муниципальный | Арт-проект «Бумажный город», номинация «Арт-город» | Творческая работа | победитель |
2013г. | Всероссийский | Конкурс «Вернисаж занковцев» | «История одного класса» | 2 место |
2013г. | Всероссийский | Конкурс «Моя проектная деятельность» СМИ «Завуч.Инфо» | Проект «Открывая мир» | участие |
В результате обобщения опыта работы классного руководителя с одним классом была разработана авторская программа внеурочной деятельности «Открывая мир».
Программа направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся начальных классов школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на воспитание и развитие детей.
В процессе реализации программы на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыка я и мои коллеги используем различные виды работы, которые позволяют «перебросить мостик» между уроками и внеурочной деятельностью:
- русский язык – сочинение-рассуждение «Зачем нужны музеи (планетарий, театры)?» до посещения в текущем году и текст-повествование «Я иду в музей (планетарий, театр, на концерт, другое)» после его посещения;
- литературное чтение – творческий проект «Театральный фестиваль», в процессе реализации которого дети посетили спектакль в ТЮЗе и участвовали в постановке по мотивам русских народных сказок «Фестиваль сказок»;
- окружающий мир – расширяем знания, полученные на уроке, во время научно-популярных лекций в планетарии или экскурсии в краеведческий музей по темам «Космос» и «Жизнь древних людей»;
- изобразительное искусство – коллаж, конкурс рисунков, творческий проект по итогам посещения областной детской художественной галереи и музея изобразительных искусств;
- технология – творческий проект по итогам посещения тематических выставок в музее изобразительных искусств, театра юного зрителя: изготовление кукол, шитье костюмов;
- музыка – нетрадиционные уроки, непосредственное участие детей, которые занимаются в музыкальных школах (класс фортепиано, гитара), организация посещения уроков-концертов с участием педагогов и студентов Волгоградской консерватории им. П.Серебрякова.
Младшие школьники с большим интересом учатся создавать презентации на занятиях спецкурса ВУД «Я - исследователь», поэтому занятия на тему «Виртуальное путешествие» проходят с максимальным участием детей, они с удовольствием представляют свои презентации о театрах и музеях, памятных местах Волгограда.
Возможности программы таковы, что ученики получают опыт работы не только индивидуальной (самостоятельной), но работы малыми группами или коллективно. Участие в разных формах внеурочной деятельности способствуют формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
С 2012 года программа внеурочной деятельности «Открывая мир» успешно реализуется учителями начальных классов МОУ СОШ №93 в рамках работы классного руководителя 1-4-х классов:
- 2012/2013 учебный год – 1-2-е классы,
- 2013/2014 учебный год – 1-3-и классы,
- 2014/2015 учебный год – 1-4-е классы,
- 2015/2016 учебный год – 1-4-е годы.
Данный опыт работы был презентован коллегам на разных уровнях.
Презентация данного опыта работы была представлена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, районного МО учителей-занковцев, на Всероссийских конкурсах и в сети Интернет.
Результативность опыта.
В данном опыте решены следующие задачи, озвучу лишь те, которые тесным образом связаны с предметом моего выступления:
- подобрана оптимальная форма организации внеурочной деятельности младшего школьника;
- апробированы формы организации творческой, проектной и исследовательской работы на уроках как собственно практической работы, направленной на обогащение содержания образования и индивидуальное развитие младшего школьника и тематически связанной с внеурочной деятельностью;
- созданы условия для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего образования и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя.
Качественная характеристика опыта
В чем заключается педагогическая значимость использования этого опыта работы? Такая работа открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует познание окружающего мира, творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы, реализует принцип сотрудничества обучающихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное, ведет младших школьников по ступенькам индивидуального роста.
Результатами систематической и целенаправленной работы по формированию навыков познавательной, проектной и исследовательской деятельности можно считать стремление и готовность учащихся презентовать результаты своей деятельности сверстникам, родителям, участвовать в конкурсах.
Данный опыт сформирован по алгоритму:
- педагогический проект в рамках работы классного руководителя,
- обобщение опыта,
- авторская программа внеурочной деятельности,
- обобщение опыта.
Научно-практические основы опыта
Представленная в опыте система педагогических средств интегрирует в себе известные в методике и практике учителей начальной школы средства (общая методика организации и проведения внеурочной деятельности, задания и упражнения, направленные на формирование навыков определенной деятельности) и средства, содержание которых разработано автором (программа внеурочной деятельности «Открывая мир»).
Практический совет, который можно дать на основании всего изложенного выше:
- при организации внеурочной деятельности необходимо учитывать индивидуальные интересы, запросы и возможности каждого ребенка,
- тем самым, обеспечивая его индивидуальное развитие; важна поддержка со стороны взрослых (учителя и родителей) всех проявлений познавательной активности ребенка,
- создание атмосферы значимости и ценности результатов его деятельности.
Данный опыт может быть использован в массовой практике учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...
Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».
В опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...
"Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы над вокальными упражнениями в условиях детского вокального коллектива".
Данная методическая работа рассмотривает физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.Изучает основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьно...
Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность
Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»
Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...