Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности
статья (3 класс) на тему

Демидова Валентина Ивановна

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.

С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о

здоровом образе жизни у детей

младшего школьного возраста

через занятия  внеурочной деятельности

Демидова В.И., Коткова Н.С.

учителя начальных классов

МБОУ “СОШ №76”

г. Ульяновск

        Современная наука констатирует, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения.

        Известно, что за последние годы у 70-80% детей, поступающих в первый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе хронические заболевания. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и режиму массовой общеобразовательной школы, является причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости.

        За период обучения с первого по восьмой класс число здоровых учащихся снижается в 4-5 раз. В некоторых классах вообще не удается выявить школьников I группы здоровья (здоровых).

        Увеличивается число детей и подростков, имеющих нарушение психического здоровья. Долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.

В общеобразовательных учреждениях ведётся работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, но при этом довольно часто основными формами такой работы являются лекции и беседы, которые, как правило, малоэффективны.

Во многих школах акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При несомненной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остаётся не использованным обучающий потенциал образовательного учреждения по вопросам формирования культуры здоровья.

Министерство образования Ульяновской области рекомендовало образовательную программу «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов образовательных учреждений. В нашей школе введён этот курс  для учащихся 1-6 классов, который проводится в рамках внеурочной деятельности. На изучение курса отводится 1 час в неделю. Дети делятся на подгруппы.

        Мы представляем авторский коллектив, разработавший рабочую программу по курсу “Культура здоровья” 1-4 классов.

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.

С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Разработчики программы считают важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.

Предлагаемая программа призвана послужить моделью, которую образовательные учреждения и учителя смогут использовать при разработке рабочих программ, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.

Цель программы “Культура здоровья”:

cформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

-        формирование знаний о физическом,        психическом, социальном бла-гополучии  человека;

  • обучение ребёнка самопознанию;
  • обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;

- обучение   гигиеническим   правилам   и   предупреждению   инфекци-онных заболеваний;

  • обучение здоровому питанию;
  • профилактика зависимостей  от  психоактивных  веществ (ПАВ):
  • формирование физической культуры личности;
  • обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.

        Программа состоит из семи разделов:

здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ -зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.

Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.

Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стади), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.

Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип тендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).

        Факторами, оказывающими отрицательное влияние на здоровье подростков являются: (по результатам анкетирования детей и их родителей) халатное отношение к собственному здоровью, стрессы, несбалансированное питание, гиподинамия, вредные привычки, нарушение режима дня, несоблюдение безопасности жизнедеятельности.

        В связи с этим, в рамках курса “Культура здоровья”, не случайно, изучаются такие темы, как: “Факторы, негативно влияющие на здоровье человека”, “Здоровое питание. Режим питания”, “Физическая активность для удовольствия и для тренировки”, “Аспекты курения. Курение в общественных местах”, “Осознание и признание себя. Моё значение в школе и дома.”

Так, при проведении занятия “Здоровое питание” было проведено анкетирование родителей и учащихся, просмотрена презентация на тему “Полезные и вредные продукты”. Дети подготовили сообщения о важных и необходимых питательных веществах для организма (белках, жирах, углеводах). В ходе дискуссии ответили на вопрос “Почему лучше питаться в одно и тоже время?”, объяснили смысл пословицы “Не ложись сытым – встанешь здоровым.” На заключительном этапе занятия была проведена игра “Лишний продукт”. В ходе занятия было сформировано целостное представление о здоровом питании школьников - правильное питание продлевает продолжительность жизни человека и помогает противостоять болезням.

Занятие по теме “Аспекты курения. Курение в общественных местах.” было направлено на формирование у учащихся представления об отрицательном влиянии курения на организм, развитие негативного отношения не только к активному курению, но и к пассивному.

Занятие началось с просмотра видеоролика “О вреде курения”. После его просмотра дети высказали своё отношение к курению. Медицинский работник школы дополнил знания детей о вреде табакокурения жизненно важными фактами. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 10 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек. Табачный дым сужает кровеносные сосуды и препятствует поступлению кислорода к клеткам головного мозга, а ведь именно там находятся важные центры жизнедеятельности. Представляете, что происходит?

А если курят дети, то у них замедляются процессы роста. Риск заболевания раком легких возрастает в 15-20 раз. Также у курильщика портится цвет лица, появляются преждевременные морщины, зубы желтеют, а изо рта дурно пахнет. Легкие у курильщика – чёрные, потому что смолы, которые находятся в табаке, оседают на легких. Сказочный герой, доктор Пилюлькин, предложил ребятам ответить на вопрос: “Вредно ли находиться в одном помещении с курильщиками?”. Высказывание детей было однозначным: “Соседство с курильщиками очень вредно.” Доктор Пилюлькин сообщил, что некурящий человек в прокуренном помещении за один час “выкуривает” 4 сигареты.

Своё отношение к данной проблеме дети выразили, создавая плакат. (“Курение и школьник несовместимы”, “Курить – здоровью вредить”, “Курить – мало жить.”)

Занятия по теме «Берегите зубы смолоду» прошло в форме игры – путешествия. Цель которого – закрепить основные правила гигиены зубов, сформировать представление об основных методах профилактики кариеса.                    

Занятие началось со станции «Загадкино», где доктор кролик предложил отгадать загадки о зубах, зубных щётках, кариесе, дёснах, нервах.

 На второй станции «Знайка» учитель попросил детей рассказать интересные факты о зубах (которые были приготовлены к этому занятию.)

Третья станция называлась «Художественная». Учащиеся по группам рассматривали «Схему зуба», затем раскрасили его части, а по иллюстрациям назвали полезные продукты (соединили половинки вместе и написали полное название продукта.)

На четвёртой станции «Игровая» было предложено несколько игр, одна из них «Разрешается - запрещается». Условия игры: если да – присесть, если нет – хлопок. Ситуации : долго грызть семечки, полоскать рот после каждого приема пищи, грызть морковь, брать зубами металлические предметы, пить кипяток, чистить зубы, есть мороженое в чередовании с горячим кофе, откусывать зубами проволоку.

Пятая станция «Литературная». Учащиеся объясняли смысл фразеологизмов : «Положить зубы на полку», «Зубы заговаривать», «Дарёному коню в зубы не смотрят», « Знать на зубок».

Шестая станция называлась «Запоминалкино», где группы учащихся получили правила, которые помогают сохранить зубы здоровыми и красивыми.

Данное занятие формирует устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта и воспитывает внимательное и бережное отношение к своему здоровью.

С целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и воспитания культуры поведения учащихся на улицах, дорогах, в транспорте была проведена познавательная игра «Правила дорожного движения».

Оборудованием для проведения игры были: символы, различных учреждений, изображения проезжей части, дорожных знаков, светофора, Буратино.

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- У нас начинается урок. Я желаю Вам быть внимательными, старательными, и, если вы такими будете, у вас все получится. Тем более что урок сегодня необычный. К нам кто-то спешит в гости.

II.Постановка проблемы.

-Что-то гость наш задерживается. Наверное, что-то случилось… Попытаемся разобраться…

Открывается доска. На ней изображения Буратино, проезжей части, машин, знаков, светофора. Буратино-в центре проезжей части, стоит с растерянным видом.

-  Кто к нам торопится?

- Что с ним случилось? (Не может перейти улицу.)

- Что делать? (Помочь.)

- Как помочь? (Надо научить его. Рассказать о сигналах светофора и дорожных знаках.)

III. Сообщение  темы и целей урока.

-Ребята, чему посвящен сегодня урок окружающего мира? (Учащиеся сами формируют тему и цель: «Будем изучать правила дорожного движения».)

Физкультминутка.

Рассказ учителя.

-Да, ребята, чтобы помочь Буратино, мы должны научить его интересному и очень важному языку-языку дородных знаков.

-Когда по улицам побежали трамваи, помчались автомобили, троллейбусы, автобусы, улицам надо было дать язык. На этом дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы –знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква – это целая фраза, дорожный сигнал.

Это сигналы – кружочки, треугольники, прямоугольники. Голубые, желтые, с красной каемочкой.

-И не случайно они такой формы и такого цвета.

-остановимся на некоторых из них.

      2.  Работа с дорожными знаками. (Расшифровка, обсуждение.)

1) «Проход закрыт».

2)»Велосипедная дорожка».

3) «Пешеходный переход».

4) «Въезд запрещен».

3. Беседа: «Основные сигналы светофора».

-Кто же самый главный на дороге, кто управляет всеми знаками, помогает двигаться пешеходам и машинам?

Он существует, чтобы помочь

Путь пройти опасный,

Горят, меняясь, день и ночь

На нем …

(Ученики хором: «Зеленый, желтый, красный».)

-Что это? (Светофор.)

-Что означает зеленый цвет светофора? А красный? Желтый?

4. Подвижная игра «Светофор».

- А это что за знак – помощник?

Странная зебра: Не ест и не пьет, но без питья и еды не умрет.        (Пешеходный переход.)

-Ну что же, ребята, вы показали неплохое знание правил дорожного движения. Теперь я уверена, что вы сможете научить и Буратино.

5. Игра – моделирование различных ситуаций на дороге.

Учащиеся выходят к доске, изображения-символы периодически передвигаются, изображая различные ситуации, дети «учат» Буратино переходить улицы, дороги.

6. Игра «Светофор».

-Ребята, вам понравилась игра «Светофор»? Поиграем еще?

На светофоре-красный свет

Опасен путь-прохода нет!

А если желтый свет горит –

Он «приготовиться» велит.

Зеленый вспыхнул впереди –

Свободен путь – переходи.

В игре все дети –пешеходы.

Желтый свет – выстраиваются в шеренгу, готовятся «перейти» дорогу.

Красный – ученики замирают.

Зленый – ходят, бегают.

Ошибившиеся выбывают из игры.

IY. Итоги урока.

-Ребята, понравился ли вам урок?

-Что запомнилось больше всего?

-Как вы считаете, смогли ли мы выполнить важную задачу – научить Буратино переходить улицу?

-Давайте вместе с Буратино еще раз повторим основные правила дорожного движения.

Занятия по курсу “Культура здоровья” вызывают большой интерес у детей. Во-первых: занятия проводятся в нестандартных формах: занимательной, игровой, в форме дискуссии, соревнования. Во-вторых: дети находятся в комфортной обстановке. Они имеют право на выбор игры, ответа на вопрос, роли (если это - ролевая игра). Учащиеся не только являются соучастниками занятий, но и активными участниками. В третьих: делятся своей информацией, много узнают друг от друга, учатся общаться, договариваться, получают массу положительных эмоций и, конечно же, обучаются культуре здоровья.

Занятия этого курса позволяют выявить проблемы охраны здоровья детей и рассматривать их на родительских собраниях.

Так при проведении занятия “Здоровое питание”, в результате сравнения анкет родителей и детей, было выявлено, что дети достаточно часто употребляют в пищу искусственные продукты (колбасу, сосиски, а иногда чипсы). В связи с этим ,на родительское собрание был приглашен диетолог, который предложил родителям варианты режима питания школьника.

С целью выяснения отношения родителей к этому курсу, после первого класса,было проведено анкетирование родителей. Большая часть родителей (99%) посчитали курс полезным, значимым для здоровья детей.

Курс “Культура здоровья” позволяет сформировать не только знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья, но и прививает навыки межличностного общения со сверстниками, незнакомыми людьми, в семье.

Литература

  1. Борисевич А.Р., Пунчик В.Н. О питании день за днём. Минск: Красико – Принт. 2011. С.62-67 – ISBN 978-985-405-635-7
  2. Дашукевич Е.В., Ледник З.М., Юкович И.М. Здоровый образ жизни. Классные часы и мероприятия. Минск: Красико-Принт. 2013. С.35-40-

– ISBN 978-985-405-720-0

  1. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки. Волгоград: Учитель. 2008. С.14-15
  2. Криволак Н.С., Хаткевич О.А. Здоровье на тарелке. Мн: Красико-Принт. 2005. С.75-78 - ISBN 985-405-296-6
  3. Лавлинскова Е.Ю.Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах. Волгоград: Учитель, 2008. – с.239. ISBN 978-5-7051636-4
  4. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. Приложение №1 от 11.08.2011г. №2702-р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни....

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Выступление на ШМО по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми....

Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Проблема воспитания здорового поколения до сих пор очень важна и актуальна в наше время. Если привить детям здоровые привычки с самого раннего детства, то в будущем они смогут вести здоровый и правиль...