«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей младших школьников | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»
В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой волшебной птицы! Сухомлинский В.А. |
В начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков, активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, которая способна реализовывать не только свои личностные запросы, но и решать проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности.
Сегодня повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать младший школьник, к организации учебного процесса начальной школы, обеспечивающей необходимый уровень развития творческих способностей учащихся. Возросла социальная значимость развития креативных способностей младших школьников, поэтому встает вопрос о разработке научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общих учебных умений, навыков самообразования и творческих способностей.
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней рождаются и развиваются способности. Правильно организованная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию креативности мышления обучающихся.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения, мы формируем у них следующие умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Для развития умения видеть проблемы, предлагаем на уроках и занятиях внеурочной деятельности выполнить задания по темам: «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составьте рассказ от имени персонажа», «Сколько значений у предмета». Вслед за выявлением проблемы ищем поиск её решения. Далее учим выдвигать гипотезы. Они дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с иной стороны. Построение гипотез – основа исследовательского и творческого мышления. Умение задавать вопросы имеет большое значение для исследовательской работы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого используем упражнения: «Найди загадочное слово», «Угадай, о чём спросили» и др. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используем разные методы. Один из самых эффективных и простых – метод определения понятий. Ребенку предлагаем предмет или слово, и просим дать определение этому предмету: «Что это?». Например: «Что такое поезд?». Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит, что поезд – это то, на чем ездят по рельсам. В первом случае видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.
Чтобы дети поняли значимость определений, используем такие задания: «На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое:
а) лодка, груша, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий.
б) вертолет, слива, ластик, стул, тетрадь, кукла, журнал, враг, бросать, легкий.
Ещё один из самых популярных и самых доступных методов исследования – наблюдение. Для того чтобы оно стало возможным, важно учить наблюдать. Например, во время экскурсии предлагаем детям рассмотреть осенние листья, внимательно их исследовать. Рассмотрев их, ребята дают характеристику форме различных листьев, называют их основные цвета. Затем учащиеся рисуют эти листья с натуры. Выясняем, почему осенью листья меняют цвет и опадают с деревьев.
Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, хочет узнать о нём больше. Дети любят проводить эксперименты. Это самый главный метод познания. Интересные эксперименты – это опыты с реальными предметами и их свойствами.
Подводя итоги исследовательской работы, учим детей делать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам и гипотезе. Ребята вместе с родителями письменно оформляют свою работу, готовят презентацию и защиту поделанной работы, где школьники излагают добытую информацию, выдвигают гипотезу и доказывают свою точку зрения, отвечают на поставленные вопросы. Подготовленный материал просматривает учитель, предлагает, что нужно провести дополнительно для данной работы: анкетирование, опрос, эксперимент, подбор фотографий. Весь собранный материал учитель и ученик оформляют как письменное исследование и готовят её презентацию и текст выступления. Учащийся выступает на классном часе и на школьной научно-практической конференции.
Какое значение для ребенка имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умение работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. В работе учитель старается направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Ученики, чувствуя свою значимость, стараются помочь учителю и вовлекаются в исследовательскую работу.
Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень.
С первого класса мы вовлекаем учеников в мини-исследования. Все ребята хотят хорошо учиться, стать известными, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу, если правильно преподнести детям цель и задачи исследования и простимулировать положительный результат.
Таким образом, исследовательская деятельность – это один из мощных инструментов по формированию творческих способностей младших школьников. Начатая работа продолжается в среднем и старшем звене учащихся школы. Дети добиваются хороших результатов в конкурсах районного и областного уровня, а основа всему этому закладывается в начальной школе.
Список литературы
1. Т.Н. Кравей и др. Младшие школьники проводят исследование. – Журнал «Начальное образование»., №6, 2005 г.
2. А.В. Леонтович. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – Журнал «Завуч», №1, 2001 г.
3. А.И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006 г.
4. А.И. Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские
способности. – М., Генезис, 2005 г.
5. А.И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.
6. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших
школьников – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.
"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...
Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через овладение основами канзаши».
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через овладение основами канзаши»....
Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"
В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
Развитие у детей познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...