Коррекционно-развивающее занятие «Созвездие» по профилактике дезадаптации первоклассников
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Начало школьной жизни- серьезное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям,адаптироваться к школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие (Открытый урок).
Коррекционно-развивающее занятие по профилактике дезадаптации первоклассников «Созвездие»
Пояснительная записка.
Начало школьной жизни- серьезное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям,адаптироваться к школьной жизни.
Цели:
Обучить детей общей культуре общения, поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Задачи:
- Расширить знания детей о дружбе коллектива;
- Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
- Содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- Развивать коммуникативные способности школьников;
- Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Ход занятия.
1.Разминка-приветствие «Здравствуй.друг!»
2.Основная часть.Притча.
3.Игра «Созвездие»
4.Обратная связь.
5.Ритуал прощания «Комплименты»
Разминка-приветствие «Здравствуй.друг!»Дети
Дети стоят в кругу,педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке.У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки.Задача детей найти вторую половинку и с тем,у кого она находится образовать пару.Когда пары сформированы дети приступают к приветствию. Далее заучиваем речевку.
-Здравствуй,друг! (здороваются за руку)
-Как ты тут? (похлопывают по плечу друг друга)
-Где ты был?(теребят друг друга за ушко)
-Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
-Ты пришел! (разводят руки в сторону)
-Хорошо! (обнимаются).
Актуализация знаний.
Ребята, люди начинают свое общение со слова здравствуйте или доброе утро. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?
– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.
Притча.
В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Как произносится это слово –шепотом и глядя в глаза.
Давайте пожелаем себе (закрываем ладошки) друг другу здоровья .Раскрываем ладошки,дуем на правую ладошку соседу по парте.Дуем гостям (левая ладошка).А теперь поочередно- левая, правая.
Психолог: У всех глазки загорелись. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам что…?( всем радость общения друг с другом).
2.Основная часть: игра «Созвездие»
Цель: активизация внутренних резервов детей и развитие коммуникативных навыков.
Ход игры
- Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звездное небо. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо.
На фоне спокойной "космической" музыки звучат слова ведущего.
- Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды (вносится игровое поле). У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача - оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.
Представьте себе, что вы – звездочки, которые светят ярко-ярко. Каждый должен встать со своего места и назвать одно свое качество. Например: «Я очень добрый!» и все остальные хором громко подтверждают: «Ты очень добрый!» (Дети выполняют задание).
-Ребята, а сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды. Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове "звезда"? Есть ли какое-нибудь сходство у человека и звезды? В чем оно?
- Да. Действительно, каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит каждый из нас — звезда?
Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию. (Ребята работают цветными карандашами – рисуют на звездочке).
- Итак, каждый из нас - звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединяться в группы из нескольких звезд. Сейчас вы все начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звездочки.
Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Можем ли мы продолжать работу дальше?
-Посмотрите еще раз на звездочки других и выберите ту, которая, по-вашему мнению, чем-то похожа на вашу. Подойдите к этому человеку и положите свою руку ему на плечо. Образуйте пару. Если похожую на вас звездочку уже кто-то выбрал, присмотритесь к другим, найдите похожую и образуйте пару с ней. (Дети встаю в пары, возможно, в тройки и объясняют, почему они выбрали этих людей).
-Мы с вами подходим к концу нашего занятия. Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.
(Дети приклеивают свои звездочки на ватман)
-Посмотрите, какое замечательное и разноцветное небо получилось у нас! Мне было очень приятно общаться с вами. Давайте всегда будем помнить о своей звездочке, которая теперь будет ярко светить нам с вами каждый день в классе!
Обратная связь.
1.Ребята,вам понравилось занятие?
2.Что понравилось?
3.Какого цвета ваше настроение сейчас?
Ритуал прощания «Комплименты».
Дети встают в круг. Передают мяч соседу справа,говоря ему пожелание на день.
Методическая литература: Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002. Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Коррекционно – развивающая направленность занятий.
Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"
Тема: «Овощи и фрукты».Цель: уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи · Развивать связную речь дет...
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....
Программа профилактики дезадаптации первоклассников "Когда легко учиться"
Актуальность данной программы очевидна: сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного об...