Всероссийский интернет - урок Доброты.
материал (2 класс) по теме
Социальный урок подготовленный совместно с Минобрнауки России и с фондом поддержки слепоглухих " Со-единение". Урок приурочен к Международному дню инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobroty.docx | 298.52 КБ |
prezentatsiya_u_internet_uroku.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский интернет- урок Доброты.
Рекомендуемые классы для проведения урока 1-11.
Цель:
1) формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха;
2) повышение информированности о проблемах слепоглухих людей в детской аудитории.
Задачи:
1) Заинтересовать вопросами помощи людям, имеющим сенсорные нарушения;
2) Способствовать разрушению барьеров во взаимодействии с инвалидами.
Структура занятия.
1. Организационный момент
Генеральной Ассамблеей ООН с 1992 года 3 декабря установлен как Международный день инвалидов. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.
Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Эти цели были поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году.
В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи поддержки. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников. Наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.
В течение декабря 2015 года Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с фондом поддержки слепоглухих «Co-единение» организует в образовательных организациях проведение Всероссийского интернет -урока Доброты.
Сегодня мы примем участие в социальном уроке, подготовленном Минобрнауки России совместно с фондом поддержки слепоглухих «Со-единение».
Давайте посмотрим ролик про работу фонда.
- Актуализация знаний.
Просмотр ролика «Со-единение - о фонде»(5 минут)
«Приветственное слово президента фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» - режим доступа- https://youtu.be/pUh4dUJNVpI (2 минуты).
Итак, вы догадались о каких людях сегодня на нашем уроке пойдет речь? Сегодня я хочу предложить вам поговорить о тех людях, которые не видят и не слышат.
Ведущий задает вопросы с одновременным показом презентации «Слепоглухие: кто они такие? Как им помочь?»:
Встречали ли вы людей, которые не видят?
Как вы догадались, что они не видят?
Кто и что помогает людям, которые не видят, передвигаться и взаимодействовать с миром? Как мы называем таких людей? – Таких людей мы называем слепыми, слабовидящими или незрячими.
Встречали ли вы людей, которые не слышат?
Как вы догадались, что они не слышат?
Как общаются неслышащие люди?
Как мы называем таких людей? – Таких людей мы называем глухими или слабослышащими.
А кто-нибудь из вас когда-нибудь встречался с человеком, который не видит и не слышит?
Как вы думаете, трудно ли ему ориентироваться в пространстве?
Как он ориентируется? Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться? – Обоняние.
Как мы можем помочь таким людям? – Можно стать добровольцем. Сопровождающим-переводчиком.
- Практическое занятие
1: Определи аромат.
Участникам с завязанными глазами предлагается догадаться по запаху, какой предмет находится в руках у ведущего (напр., апельсин, чеснок).
Вспомните, в каких ситуациях вам при наличии зрения приходилось или удавалось сориентироваться на запах?
2: Взаимодействие с невидящим человеком.
Приглашаются три человека - добровольца. Их рассаживают на три стула лицом к классу. Всем троим закрываются глаза маской-очками (лучше, чтобы это были 2 мальчика и 1 девочка). Еще трое добровольцев вызываются в сторону, им тихо дается задание: подойти к указанному сидящему однокласснику и выполнить следующие действия:
1) напоить водой из стаканчика;
2) повязать платочек на голову;
3) расстегнуть ботинок на ноге.
После завершения задания, обсудить чувства того, кто выполнял задание, и того, кто воспринимал совершаемые с ним действия.
Вывод:
Мы с вами попробовали почувствовать, как это нелегко, когда человек не может пользоваться зрением, чтобы ориентироваться в пространстве.
А теперь давайте подумаем, как общаются глухие? Действительно, общаются эти люди со слышащими с помощью голоса, понимают речь, считывая ее с губ, а между собой чаще всего общаются с помощью русского жестового языка (РЖЯ).
(Если есть возможность к проведению урока привлечь сурдопедагога или представителя общественной организации инвалидов, можно обыграть следующие жесты: ЗДРАВСТВУЙ, БУДЬ ЗДОРОВ, БУДЬ СЧАСТЛИВ, МЫ ВАС ЛЮБИМ (международный жест).
Восприятие звуков глухим человеком: аплодисменты открытыми ладошками.
- Изучение нового материала.
А теперь давайте подумаем: а как может жить человек, если он и не видит, и не слышит? Можете себе такое представить? – Таких людей называют слепоглухие.
Как же они могут общаться с другими людьми, если они не видят и не слышат?
Слепоглухота – двойное нарушение зрения и слуха. Как не обидеть слепоглухого человека? Как помочь слепоглухому человеку?
Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.
Вы знаете печатные буквы? Помните, как они выглядят? Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама». Получилось? Почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
Ведущий демонстрирует табличку с дермографией.
Участникам предлагается разбиться на пары. Предлагается на ладошке написать одну печатную букву поверх другой.
Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «молодец» и «умница». Давайте обсудим: что было трудно? Почему? Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения. Далее участники меняются ролями.
Еще один способ общения – буквы можно писать на спине.
А есть еще одна азбука. Она называется «дактилология». Это такая азбука, где каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев.
Ведущий демонстрирует табличку с дактилологией.
Давайте научимся говорить следующие слова: мама, папа, баба, деда. А теперь споем пальчиками: ля-ля. А теперь посмеемся пальчиками: ха-ха-ха.
Вывод:
Весело получается, да? Но ведь проблемы у таких людей совсем не шуточные, правда? И мы можем им помочь. А они своей целеустремленностью, жизнелюбием, достижением высоких результатов в учебе, творчестве, подают нам пример преодоления трудностей. Вот что говорит по этому поводу заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
Просмотр ролика «Обращение В.Ш. Каганова (3 мин.).
Вениамин Шаевич, только что поделился впечатлениями от просмотра фильма о слепоглухих людях «Слово на ладони».
Как вы думаете, почему фильм так называется? – Общаются слепоглухие именно письмом на ладони.
Давайте посмотрим его фрагмент.
- Просмотр фрагмента фильма «Слово на ладони. » (5 мин.)
Обсуждение фильма:
Каковы ваши впечатления? Трудно преодолевать жизненные препятствия героям фильма? Насколько успешно у них это получается? Насколько удачен их опыт их творческой реализации, участия в спектакле? Вам понравилось? Вы бы хотели посетить спектакль?
- Итог урока. Обобщение пройденного.
Просмотр ролика «Один в темноте» (1 минута).
А теперь давайте похлопаем друг другу как хлопают слепоглухим людям.
Как? Потопаем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для Всероссийского Интернет-журнала "Конференц-зал".
Статья на тему: "Формирование нравственных основ личности младших школьников через знакомство со сказкой" была опубликована на страницах Интернет-журнала "Конференц-зал". Статья является продуктом дли...
Всероссийский урок "Доброты"
1) Формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха;2) Повышение информированности о проблемах слепоглухих людей в детской аудитории.З...
«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...
«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»
laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...
сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"
В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и п...
Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте
Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...
Урок доброты и поговорим о доброте
Для слушателей БГУ и поговорим о доброте...