Статья для Всероссийского Интернет-журнала "Конференц-зал".
методическая разработка по теме
Статья на тему: "Формирование нравственных основ личности младших школьников через знакомство со сказкой" была опубликована на страницах Интернет-журнала "Конференц-зал". Статья является продуктом длительного сотрудничества с психологами и учителями в работе по коррекции поведения младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст статьи, опубликованной в Интернет-Журнале "Конференц-зал" | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Нечепаева Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ Прогимназия № 2 города Воронежа
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ
На современном этапе развития общества возрастающий объём информации заставляет человека получать всё новые и новые знания. Важно, чтобы этот процесс был последовательным, вызванным необходимостью, обязательно строился на идее духовности и национальной самобытности человека в условиях глобализации мира и интеграции общества. Родное слово всегда было прекрасной возможностью развития интеллекта человека, условием сохранения его нравственного здоровья. С самого момента рождения ребёнок слышит родную речь. В этом смысле сказка является тем проводником ребёнка в окружающий мир, который научит воспринимать и оценивать действительность с точки зрения собственной роли в мире. Элемент работы со сказкой, как один из приёмов развития ребёнка, реально объединяет ученика, учителя, родителей и образовательную среду.
Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома – всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках – тёмная, солнце – красное, море – синее, лебеди – белые, луга – зелёные. Это всё густые, глубокие цвета, не полутона. Меч у героя – острый, дворцы – белокаменные, камни – самоцветные, столы – дубовые, пироги – пшеничные. Вещи и предметы имеют правильные формы: известны их материал и качество. Искусство сказки уходит своими корнями в культуру и язык народа. По словам К. Д. Ушинского, чувство народности так сильно в каждом из нас, что при общей гибели святого и благородного, оно гибнет последним. Волшебный мир сказки, согласно Парацельсу, это невидимый духовный аналог видимой Природы, населённый сонмами любопытных существ - природными духами. Парацельс учил, что Духи Земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильвы – на самом деле живые созданья, по форме напоминающие человеческие существа. Если рассказать ребёнку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом деревце, кустике, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы, причинять боль другому существу, такому же, как и ты? В этом смысле сказка превращается в лекарство для души человека, возможность неназидательного экологического образования и воспитания ребёнка. На протяжении многих лет Санкт-Петербургский институт сказкотерапии успешно работает в этом направлении.
Часто ребёнок просит прочитать одну и ту же сказку. Наблюдательные родители и педагоги заметили, что в определённом месте сказки у ребёнка как-то по-особому блестят глаза, розовеют щёки, темп дыхания становится быстрее. Определённые сказочные события становятся для него знаковыми и волнительными. Причём все процессы осмысления протекают на бессознательном уровне. Многократно проживая события сказки, ребёнок косвенно приобретает для себя значимый жизненный опыт. Сказки, особенно народные, с их простоватой искренностью и прямолинейностью несут на себе важные идеи:
1) окружающий мир – живой, в любой момент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к людям, вещам, животным, растениям
2)ожившие объекты могут действовать самостоятельно, что необходимо для формирования чувства принятия другого человека, формирования толерантного поведения в дальнейшей жизни
3)разделение добра и зла, победа добра. Это важно для поддержания бодрости духа и стремления к позитиву в реальной жизни
4)самое ценное даётся через испытания и труд, а что далось даром, может легко уйти. Эта идея важна для формирования механизма определения цели и терпения
5)вокруг нас множество помощников, но они нам помогут только в крайнем случае, когда мы сами справиться уже не можем. Эта идея формирует чувство самостоятельности, а также доверия окружающим.
Существуют некоторые общие закономерности работы со сказками: 1)осознанность – важно, чтобы ребёнок понимал роль каждого персонажа в разворачивающихся событиях, умел ответить на вопросы вида: что происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это герою нужно? 2)множественность – понимание того, что одно и тоже событие или ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
3)связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами определённый жизненный урок.
Не надо думать, что сказки нагоняют на ребёнка страхи, повышают уровень его тревожности. Во-первых, определённый уровень тревоги необходим. Во-вторых, сказки, таким образом, формируют нормальный социальный статус ребёнка, обязательный для самореализации. В-третьих, они дают ребёнку чёткие модели эффективного поведения, предупреждают последствия легкомысленных поступков, обозначают модели эффективного поведении в непростых ситуациях. Читайте сказки, обсуждайте их вместе с детьми, и наш мир обязательно станет добрее.
Литература
- Костанян Н.Н. «Русская народная словесность» М. Просвещение 1994
- Василевская В.Я. «Учение Ушинского о воспитании» М. Просвещение 1993
- Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. «Чудеса на песке» Санкт-Петербург 1999
- Федеральный Государственный Стандарт М. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия"
Статья для Всероссийского конкурса "Недаром помнит вся Россия" на тему "Надежда Дурова - героиня Отечественной войны 1812 года" нацелена на воспитание патриотических чувств читателей. Цел...
Мои статьи, опубликованные в печатных изданиях Всероссийских научно - практических конференций
В этих книгах опубликованы мои печатные работы....
Свидетельство, подтверждающее представление обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне, который прошёл редакционную экспертизу и доступен для всеобщего ознакомления на страницах СМИ Всероссийского педагогического журнала «Познание".
Свидетельство, подтверждающее представление обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне, журнала «Познание»...
Статья для родителей четвероклассников. Подготовка к Всероссийским проверочным работам.
Статья для родителей четвероклассников.Подготовка к Всероссийским проверочным работам....
Всероссийский конкурс «Дистанционный урок», статья «Дистанционное обучение – это реальность»
Весной прошлого 2020 года мы: учителя, ученики и их родители столкнулись с дистанционным обучением. У многих началась паника, так как не во всех семьях были компьютеры, учебные платформы, на которых н...
Материалы XI Всероссийского симпозиума с международным участием. г. Чита. Статья «Сопровождение детей с РАС. УМК «Личный букварь».
Материалы XI Всероссийского симпозиума с международным участием. г. Чита. Статья «Сопровождение детей с РАС. УМК «Личный букварь»....
Статья на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Воспитать человека" "Применение современных воспитательных технологий при проведении классных часов"
В статье говорится об использовании современных воспитательных технологиях при проведении классных часов в начальных классах...