Пояснительная записка к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)
рабочая программа (1 класс) на тему
Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Азбука нравственности» по внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа разработана и сформирована с учетом особенностей общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Общая характеристика программы
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение кадетского образования. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире – это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.
Изучение этики и этикета в традициях кадетских классов практически с самого их
основания. Данная программа позволит воспитанникам кадетского класса понять, как необходимо не только знать правила этикета, но и применять их в повседневной жизни, в учѐбе, дома и т.д. Знание правил этикета позволит кадетам уверенно чувствовать себя в разных ситуациях. Умение правильно держать себя в обществе — одно из слагаемых успеха.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
- углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения кадет, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
Задачи:
1.Обучение навыкам общения и сотрудничества.
2.Формирование у кадет навыков речевого этикета и культуры поведения.
3.Развитие коммуникативных умений в процессе общения.
4.Введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю.
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД), а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок .
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно-тематический план на год
№ п/п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Источники нравственности | 2 | 2 | - |
3. | Воспитай в себе человека | 7 | 5 | 2 |
4. | История этикета | 5 | 3 | 2 |
5. | Этикет кадетского класса | 6 | 3 | 3 |
6. | Речевой этикет | 6 | 4 | 2 |
7. | Культура внешнего вида | 7 | 7 | - |
Итого: | 34 | 25 | 9 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
- «Вредные советы» Г. Остер
- «Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
- Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
- Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
- «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
Ресурсы сети интернет:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
- http://festival.1september.ru/articles/577109/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка внеурочной деятельности 1-2 класс
пояснительная записка внеурочной деятельности...
Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Математика 4 класс"
В пояснительной записке отражены _законы РФ " Об образовании"-цель обучения курса математики-оценивание письменных работ-содержание курса-что должен знать/уметь и чему может научиться-уровень сфо...
Пояснительная записка " Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)
Программа по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)...
Календарно - тематическое планирование к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)
Календарно - тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)...
Календарно- тематическое планированиек программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)
Календарно- тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Пояснительная записка кружка "Уроки нравственности" 2 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности кружка "Уроки нравственности" 2 класс. УМК "Школа России"...