Пояснительная записка " Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)
рабочая программа на тему

Холявкова Елена Викторовна

Программа по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»

для учащихся 1 « А» класса

 

                                              Пояснительная записка

Программа «Азбука нравственности» по внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа разработана  и  сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

                                Общая характеристика программы

         В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

   В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа  нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное  самосовершенствование.

    Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми. Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

                               Особенности содержания программы  

     Особенность  изучаемой  программы состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

                   Смыслообразующие идеи программы:

-        наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом –        сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

-         умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

-        умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

-         осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

-        умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

-        углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

  Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть  искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Цель программы: формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

      

Задачи:

1.обучение навыкам общения и сотрудничества;

2.формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

3.развитие коммуникативных умений в процессе общения;

4.введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование   личности

 

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности.  

Сроки реализации   программы:  один учебный год.

Программа рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.

   Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

 

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический

               

Учебно-тематический план на год

 №

 п/п

 Содержание программы

  Всего    часов

 Теория

 Практика

1.

 Вводное занятие

1

1

-

2.

 Я среди людей

6

3

3

3.

 Речевой этикет

6

2

4

4.

 Культура поведения

12

6

6

5.

В мире сказок.

6

-

6

6.

 Заключительное занятие

2

-

2

Итого:

33

12

21

Содержание программы:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

 

Учебно – методическое  обеспечение.

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  9. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности

Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

пояснительная записка внеурочной деятельности 1-2 класс

пояснительная записка внеурочной деятельности...

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы

Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельностикурса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл....

Календарно - тематическое планирование к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 1 кадетском классе)

Календарно - тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(1 класс)...

Пояснительная записка к программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)

Пояснительная записка к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)...

Календарно- тематическое планированиек программе" Азбука нравственности"(курс по внеурочной деятельности в 5 кадетском классе)

Календарно- тематическое планирование к программе по внеурочной деятельности " Азбука нравственности" разработана для кадетского класса(5 класс)...

Пояснительная записка к дистанционному курсу MOODLE «Математика» для 2 класса.

Пояснительная записка к дистанционному курсу MOODLE «Математика» для 2 класса....