Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Математика 4 класс"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
В пояснительной записке отражены
_законы РФ " Об образовании"
-цель обучения курса математики
-оценивание письменных работ
-содержание курса
-что должен знать/уметь и чему может научиться
-уровень сформированности УУД на конец учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика» построена в соответствии с:
-Законом РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
-Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089);
-СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189);
-Базисный учебный план РТ на 2012 - 2013 учебный год;
-ООП НОО НОУ «Общеобразовательная средняя школа № 23 «Менеджер» на 2011-2015гг. (с дополнениями и изменениями);
-Учебный план НОУ средняя школа №23 «Менеджер» на 2013 - 2014 учебный год.
Программа составлена на основании авторской программы «Математика 1-4 классы» Л.Г.Петерсон открытой образовательной системы «Школа 2100…» (информационное письмо №105 от 24.02.2011).
Основная цель обучения математике в начальной школе –формирование у учащихся основ умения учиться; развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике; создание для каждого ребёнка возможности высокого уровня математической подготовки.
Цель изучения курса математики в 4 классе – формировать понятия «Доли», «Дроби», «Проценты», «График»; способствовать развитию умение выполнять черыте арифметических действия с многозначными числами, решать задачи на движение, на дроби.
Качественные изменения в данной программе по сравнению с авторской:
1)в связи с тем, что в классе есть учащиеся, у которых возникают сложности при решении задач, резервные часы были добавлены на решение текстовых задач на движение изученных типов;
2)выполнение проектной работы «Из истории дробей» вынесено во внеурочное время, чему способствует работа школы в режиме полного дня.
Программа предусматривает административных контрольных работ – 5: входная – 1, промежуточные – 3, итоговая – 1; тематических контрольных работ – 7, самостоятельных работ – 33, итоговые контрольные работы в 2 этапа - переводная контрольная работа и итоговая контрольная работа.
Тексты текущих контрольных работ прописаны в тетради «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 4 класса» разработанные авторами программы. Контрольные работы соответствуют программному уровню. В конце года предполагается проведение переводной работы (необходимый уровень) и итоговой (программный уровень).
Оценивание письменных работ. В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Контрольная работа:
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная работа:
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычисли тельных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиями полученным результатам:
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.
Содержание курса (136 ч)
- Неравенства (6 ч.) Иметь представление о решении неравенств, множестве решений неравенств, знаках больше или равно и меньше или равно, двойном неравенстве
Уметь решать задачи изученных видов
Может научиться:
Записывать с помощью знаков отношения «больше или равно» и «меньше или равно»,
- Оценка результатов арифметических действий (10 ч.)Уметь выполнять прикидку действий с многозначными числами
Иметь представление об оценке суммы, об оценке разности ,произведения и частного Уметь оценивать результаты арифметических действий
Может научиться: оценивать результаты арифметических действий
- Деление на двузначное и трёхзначное число (6 ч.)
Знать таблицу умножения и деления многозначных чисел на однозначное.
Уметь выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число
Может научиться: делить методом прикидки результата
- Площадь фигуры (6 ч.)
Знать название любой геометрической фигуры. Уметь находить границы площади любой фигуры
– вычислять периметр, площадь прямоугольника
(квадрата),
– сравнивать величины по их числовым значениям;
– выражать данные величины в различных единицах.
Может научиться: приближенно вычислять площадь
- Дроби (41 ч.)
Знать отличия правильной дроби от неправильной.
Уметь:
– читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча;
– сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
– находить часть от числа, выраженную дробью Уметь выполнять устные и письменные вычисления с использованием свойств сложения
и вычитания
Может научиться: отличать правильную дробь от неправильной, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число виде неправильной дроби
- Координатный луч (7 ч.)
Знать соотношение между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени и уметь использовать эти соотношения в вычислениях.
Уметь сравнивать значения величин, находить площадь прямоугольного треугольника
Может научиться: Находить расстояние между точками координатного луча. Показывать движение точек по координатному лучу
7.Задачи на движение (22 ч.) Знать : -соотношение между единицами расстояния, скорости, времени Уметь: - решать текстовые задачи арифметическим способом -решать задачи с опорой на схемы .
- сравнивать значения величин
Может научиться: Решать текстовые задачи на все случаи одновременного движения двух тел
Раздел 8.Действия над составными именованными числами» (3 часа)
Уметь: работать с составными именованными числами
Знать :единицы площади: ар, гектар
Может научиться:
Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений
8.Углы. Построение. Измерение (12 ч.) Уметь : использовать приобретенные знания и навыки при выполнении практических работ распознавать прямой угол среди других углов с помощью модели прямого угла
Может научиться:
9.Диаграммы (5 ч.) Знать способы решения задач (с помощью таблиц, схем и т. д.)
Может научиться: Передача информации в круговые, столбчатые и линейные диаграммы.
10.Графики (13 ч.)
Уметь: -строить фигуры по координатам - показать график движения»
Может научиться: строить график движения
11.Повторение изученного за 4 класс (8 ч.) Знать:
– таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);
– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);
– свойства арифметических действий:
а) сложения (переместительное и сочетательное);
б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);
в) деления суммы на число;
г) деление числа на произведение;
– разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц);
– алгоритм письменного сложения и вычитания;
– алгоритм письменного умножения;
– алгоритм письменного деления;
– название компонентов и результатов действий; правил нахождения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;
– единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношения;
– способ вычисления площади и периметра прямоугольника;
– правила порядка выполнения действий в выражениях;
– формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда или одного из его измерений по другим известным величинам;
– правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел;
– правила нахождения доли числа, числа по его доле, процентного отношения;
– формулу площади прямоугольного треугольника;
– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
– названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг;
– взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
уметь:
– устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения, деления и различные вычислительные приемы;
– читать и записывать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений;
– складывать и вычитать многозначные числа в «столбик»;
– умножать в «столбик» многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное;
– делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное «уголком» (в том числе и деление с остатком);
– решать уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;
– сравнивать величины, измерять их; складывать и вычитать величины; умножать и делить величину на число; выражать данные величины в других однородных единицах;
– использовать эти знания для решения различных задач;
– использовать эти правила для вычисления значений выражений;
– использовать эти знания для решения задач;
– применять данные правила при решении задач, уравнений и выражений;
– использовать эти знания для решения задач;
– использовать данную формулу при решении различных задач;
– узнавать и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки;
– читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, уметь переводить понятия «увеличить (уменьшить) в…», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;
– решать задачи на пропорциональную зависимость величин.
Данный перечень знаний, умений и навыков включает в себя все основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, сформулированным в стабильных программах по математике в 4 классе.
.
Уровень сформированности УУД на конец учебного года:
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Требования к уровню подготовки выпускника 4 класса
Обучающийся должен знать/уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
- Петерсон Л.Г. Математика: Учебник для 4 класса начальной школы. Части 1-3. М.- Ювента, 2012;
- Петерсон Л.Г., Горячева Т.С., Зубавичене Т.В.,Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 4. Вариант 1, 2. – М.: 2012;
- Петерсон Л.Г. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса начальной школы. – М.: Ювента, 2004;
- Сценарии уроков по математике, 4 класс. Методическое пособие / Под ред. Петерсон Л.Г.. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005;
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе(Методическое письмо от 19.11.98 г.);
- компьютер;
- интерактивная доска.
Список литературы
- ПетерсонЛ.Г.Программа «Учись учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000». М.: УМЦ «Школа 2000…»,2007.
- Тесты за курс начальной школы: русский язык, математика, окружающий мир./под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов –на-дону: Легион, 2011.
- Т.В.Шклярова. Сборник упражнений по математике, 4 класс. – М: Грамотей, 2006.
- Контрольно-измерительный материалы. Математика 4 класс / Сост. Т.Н.Смитникова. –М: ВАКО, 2012
- Диск «Сценарии уроков к учебнику математики для 4 класса по программе «Учись учиться», 2011
- Мультимедийное пособие к учебнику Л.Г.Петерсон «Математика. 4 класс»
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса (http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий», http://school – collekction.edu.ru – единая коллекция ЦОР и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы в 3 классе УМК "Планета знаний". Пояснительная записка + календарно- тематическое планирование на год
Рабочие программы УМК Планета знаний" 3 класс. В материале представлено календарно-тематическое планирование по всем предметам: русский язык, математика, окружающий мир, чтение, музыка, изобразительно...
Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения
Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...
Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...
Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....
Пояснительная записка. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в начальной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 1-4 классов, раскрывает специфику и своеобраз...
Рабочая программа для 1 класса (пояснительная записка)
Рабочая программа для 1 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечива...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательн
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального об...