Проектная работа "Они были просто дети"
проект (3 класс) на тему
Проектная работа "Они были просто дети" посвящена детям Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Любанская средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева»
Научное общество учащихся «Бруно»
Проект работа
«Они были просто дети»
Выполнили ученики 3 Б класса Руководитель:
Комар Елена учитель начальных классов
Травникова Полина Владимирова Е.М.
Журавлёв Матвей
Фоменко Александра
Сапожкова Анастасия
Любань
2015
Содержание:
Введение
Глава 1. Немного истории
Глава 2. Воспоминания ветеранов
Заключение.
Список литературы.
Введение
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны – боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания.
Понятия дети и война несовместимы!
Однако юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со
взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.
Детям было хуже ,чем взрослым!
Они не понимали,что происходит:почему нет папы,почему мама постоянно
плачет,почему постоянно хочется есть,почему по визгу сирены надо бежать в
бомбоубежище …Много детского почему?
Но детским чутьём они понимали,что в их дом пришла большая беда.
Проект, над которым мы работали, называется «Они были просто дети».
Эта тема актуальна. Наш проект – это дань уважения памяти погибших.
Цель:
Познакомиться с земляками, видевшими блокаду
Задачи:
1.Углубить знания об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года, Блокаде Ленинграда.
2. Исследовать, кто из жителей нашего города является ветераном – блокадником и узником .
Глава I. Немного истории
Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 4-7 километрах от города. Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира.
Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб.
Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.
Блокада
Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму.
Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.
Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из Невы и Фонтанки.
«Мне было десять лет, - вспоминает один из жителей блокадного города А. Молчанов. - Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю.
Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или водой – хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз. Его занесло снегом».
Голод
Лишь три процента жизней унесли бомбежки и артобстрелы. 97 процентов жителей блокадного города погибли от голода.
Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей.
Но из-за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой , где их ждали голодные дети.
Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.
«Мы здесь живем очень плохо, - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».
Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время.
Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива». 1-е блюда: суп картофельный, овсяный.…2-ое. каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре. И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю.
Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году. В ту первую страшную блокадную зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тысячи человек.
ГОРЕ
Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?
Резко увеличилось число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 1942 – 98. В них было принято более 40 тысяч детей – сирот.
У каждого такого ребенка – вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе. Часто, вспоминая блокаду, говорят про дневник Тани Савичевой, и ее известную фразу «осталась одна Таня». Но судьба Тани - одна из судеб многих ленинградских мальчишек и девчонок.
Сколько огромного горя скрывается в этих детских строчках, авторы которых неизвестны. Сегодня их письма - экспонаты в музее защитников Ленинграда.
" Привет из Ленинграда. Здравствуйте, милая тетя. Вы пишите, что не получаете от нас новостей. Вот они.
16 февраля умерла мама.
16 ноября умер папа.
10 января умерла бабушка.
19 января умерла тетя Лиза.
21 марта комната наша разбита и ранен в голову Славик.
23 марта в госпитале в 9 часов утра он скончался.
И я осталась одна ".
У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти ребята привыкли к артобстрелам, а вид умирающих на улицах людей был для них обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, о будущем без войны. И поэтому преодолевая слабость , в лютый холод, под обстрелами – они шли в школу.
ШКОЛА
В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе работали 39 школ.
Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Чтобы не бегать с учениками начальной школы из класса в бомбоубежище и обратно, уроки для них проводились только там.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Отрывок из дневника школьника: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное окно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "
Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс!
В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».
Новый год
Хотя обстановка в осажденном Ленинграде была очень тяжелой, тем не менее было принято решение о проведении школьных елок зимой 1942 года. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его прижимая под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестренкам.
Маленькие герои
Страдая от голода и холода жители – взрослые и дети – не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город.
Не было таких событий в блокадном городе , в которых не участвовали юные ленинградцы. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Сколько будет длиться рабочий день – никто не считал.
Дети вместе с взрослыми тушили пожары, уничтожили десятки тысяч зажигательных бомб. Разбирали завалы разрушенных зданий, очищая дороги и трамвайные пути.
С весны до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.
Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненных. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.
С 1943 года в городе были организованы команды тимуровцы. Они навещали стариков, больных, разносили почту.
В осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли , шли фильмы. Город жил и выжил, несмотря на главную цель немцев уничтожить его обстрелами и голодом. И вместе со взрослыми снятию блокады в 1944 году радовались его юные жители, так повзрослевшие за 872 блокадных дня. Но они не только пережили блокаду, но они, как и их родители, помогли выстоять великому городу. Они учились, сражались, трудились: 15 тысяч школьников были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Глава II.Воспоминания ветеранов
Углубив свои знания о Блокаде Ленинграда и о детях, живущих там, мы решили приступить к следующему этапу своего проекта. А конкретно, познакомиться и взять интервью у узников концлагерей и блокадников.
Эта глава посвящена воспоминаниям людей, которые своими глазами видели это страшное время.
Смирнова Александра Егоровна
На момент рассказа ей 92 года. Она всю войну прожила в Любани.
Александру Егоровну родители называли Шурой . В ее семье было 4 детей.(Алеша, 1930 г.р., Иван 1914 г.р, Степан , 1925 г.р., Александра, 1923 г.р.)
22 и.ня Шура поехала в гости к знакомым в Лениград. Но не доехав до дома они услышали о начале войны, народ сразу побежал в магазины за продуктами, а Шура поехала обратно домой. Хорошо запомнилось Шуре, что известия с фронта не совпадали с тем, что происходило на самом деле. По радио говорят, что немцы в Новгороде, а они уже в Чудово.
Пока не было немцев девятиклассников отправляли в Поповку строить военный аэродром, как только немцы подошли к Любани все разбежались по домам.
Мать взяла Алешу и Шуру, корову и пошли прятаться в Новинку. Когда пришли в деревню остановились у какой-то старушки, потом началась страшная бомбежка. Побежали прятаться под косогор, где у людей были вырыты норы. Вдруг все прекратилось. Появились немцы. Закричали, чтобы все вылезли оттуда. Они велели всем расходиться по домам. Пошла Шура с семьей обратно в Любань.
Пришли в город немцы, есть стало нечего, но корова еще была, этим и спасались. Хлеб только со жмыхом, отрубями, да и то не всегда. Чтобы как-то выжить пошла работать к немцам вместе с соседкой Верой уборщицами, заодно им приходилось и печки топить. Ходили убирать бараки к солдатам( там, где теперь здание ТЧ-10, у хоз. магазина). Солдаты издевались над Шурой, но не трогали. Убежит она, поплачет, а потом идет снова и подметает. Позже она узнала, что это были эсесовцы и как они ее с Верой в живых оставили до сих пор удивляется. Тем более, что стало известно, что муж у Веры в партизанах.
Во время войны обучалась Шура и еще несколько ребят парикмахерскому искусству. Их научили очень быстро и отправили стричь немцев. Первый клиент был офицер, только что прибывший с фронта. Шура так волновалась, что стриганула ему ухо. Испугалась, бросила инструмент и убежала. Спряталась она на берегу Тигоды в штабеля бревен, мать еду носила. Но офицер простил. И Шура снова начала стричь немцев.
В 1942 году население стали угонять в Германию. Семья Шуры отправилась вся: родители, Шура, Алеша. Приехали они в Латвию. Родители работали, а Шуру работать сильно не заставляли. Она даже ездила в Ригу и пробовала устроиться на работу там. Но ее нигде не взяли. Один раз понаехали немцы и выстроили всех на расстрел, потому что кто-то носил партизанам еду. Но почему-то не расстреляли, а только напугали.
Затем переезжали из Стразы в Тукуум(кон.1944г.) и попались немцам, они собрали всю молодежь в сарай и хотели сжечь. Немного не успели, подошли наши войска и освободили.
Вернулись в родной город - Любань. Приехали, правда, с коровой. Ничего нет, город пустой. Дом сгорел. Построили маленькую хибарку и жили в ней. Пошла учиться на телеграфистку. Но проработала недолго. Поступила в техникум на озеленителя. Отправили на практику в Ростов- на- Дону на 3 года., но отработала год с небольшим и уехала домой, так как заболел отец. Вышла замуж, родился сын- Сергей. Александра Егоровна много лет проработала мужским мастером в Доме Быта. Пошла на пенсию. Много лет была старостой улицы. И сейчас эота неунывающая женщина в курсе событий улицы, города, страны. С юмором относиться к жизненным невзгодам, может быть именно это помогло ей выжить в страшные годы войны.
Сейчас мы живем в такое время когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется,а ведь не так давнодети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас то не нравится,это не нравится,не то дали,не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...
Тогда дети делали такие подвиги,жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить.В то время детям приходилось выживать и заменять своих отцов везде.Многие уходили на фронт, к партизанам,а те, кто не попадали ни туда ни туда, помогали на заводах и делали такие работы, которые трудно давались даже взрослым!
Вы бы могли представить, что 14-летний мальчик сам поднял самолёт в небо!!!
Многие дети получили медали и звание Героев Советского Союза!Это звание получили не все взрослые,а дети в таком то возрасте!Они взвалили на свои плечи такой тяжёлый груз войны!
Мы, делая этот проект, понимаем что чувствовали дети во время войны и насколько нам и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами просторное небо и мы на свободе, и все живут в мирное время,мы понимаем, как повезло нам детям, не знающим, что такое война.
Мы не знаем, каково жить в оккупации,вздрагивать от взрывов,сжиматься от ужаса,когда перед тобой дуло вражеского оружия...
Нам не понятно, как это не есть ни сегодня,ни завтра и неизвестно сколько ещё дней...
Нам не узнать, что такое "малолетний узник" ,как написано на карточках в немецкой оккупированной территории или в концлагерях.
Мы благодарны тем детям и ветеранам, которые даровали нам свободу и неосознание таких ужасных дней, моментов,незнание, что такое грозное слово "война".
Низкий Вам поклон!
Список литературы
- «Войной украденное детство: из истории Тосненского р-на.…»(2013 г. Тосно)
- «Вычеркнутые из памяти», авт Минникова Т.Н.
- Расскажи мне о войне: по материалам архива Г.Ф.Чекура, 2004 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики"
Целью данного праздника является воспитание любови к школе, уважение к статусу школьника. ...
"Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!"
Замечательный праздник для учащихся 1-го класса. Посвящение ребят в ученики....
технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" УМК "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" по УМК "Начальная школа 21 века" с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся. Даётся перече...
Технологическая карта. С.Михалков "Быль для детей" 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе по теме С.Михалков "Быль для детей"....
Тема урока. C.В. Михалков “Быль для детей”.
Одной из важнейших проблем духовно-нравственного развития в современных условиях является формирование ценностных ориентаций. Целевая установка современного образования должна быть направлена не тольк...
Видеопрезентация по произведению С.Михалкова "Были для детей"
Может быть использована для проведения урока патриотического воспитания, урока, посвященного 75 летию Победы. Отрывок из произведения Сергея Михалкова в доступной форме для дететсого восприятия расска...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"...