Технологическая карта. С.Михалков "Быль для детей" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Чернова Светлана Павловна

Урок литературного чтения во 2 классе по теме С.Михалков "Быль для детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx 34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

ФИО педагога: Чернова Светлана Павловна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема урока: С.В.Михалков «Быль для детей». Программа «Начальная школа XXI века»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: ознакомить учащихся с произведением С.В.Михалкова «Быль для детей»

Планируемые результаты:  В ходе урока учащиеся продолжат развивать читательские умения, навыки выразительного чтения, монологической речи, навыки размышлять и анализировать, закрепят знания о нравственных понятиях. Закрепят навык работы с тетрадью на печатной основе. С помощью проблемных вопросов активизируется внимание учеников, что повышает эффективность урока. Ученики приобретут знания по истории родной страны, расширят свой кругозор, воспитают чувство патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование

       УУД

1

Организационный

-Посмотрите друг на друга и подарите улыбки своим товарищам

-Сейчас у нас урок литературного чтения.

-Скажите пожалуйста «Зачем человеку нужно чтение?»

Высказывают свое мнение.

Личностные: самоопределение;

Метапредметные:

Р.:организация учебной деятельности

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

Актуализация

знаний

-Давайте вспомним пройденный материал, Будем работать в парах. На столе карточки с заданиями.

- Но сначала повторим правила делового сотрудничества.

-Прочтите задание и обсудите, как надо его выполнить.

-Если нет вопросов, приступайте к работе

Задание(на карточках).Вспомнить название и автора произведения  из изучаемого раздела, определить жанр. Соедини слова правого и левого столбиков

 (левый столбик)

1) При солнышке тепло- при матери добро .

2) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

3) Малиночка сладенька, Спи, доченька, маленька. Березонька, скрип, скрип, А доченька, спит, спит...

4)Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.

5) Их деды сажали

Своими руками

Себе на потеху

И внукам на память

  (левый столбик)

Рассказ

Народная сказка

Пословица

Стихотворение

Народная песня

- Что объединяет эти произведения?

- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга

  1. Пословица
  2. татарская народная сказка «Три сестры»
  3. народная песня
  4. рассказ Е.Пермяк «Случай с кошельком
  5. стихотворение В.Солоухин «Деревья»

Эти произведения о семье, раздел «Семья»

Личностные: самоопределение;

применять навыки сотрудничества.

Метапредметные:

Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия  и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности;

К: согласовывать действия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать другие мнения;

умение работать в паре ;

П: выполнять задание на основе полученных знаний;

3

 Речевая разминка

-Прочтите предложение- про себя, вслух.
«Кто за Родину горой, тот истинный герой.»

- Что прочитали?

-  Объясни смысл пословицы.


-  Определите тему пословицы.

-  Как  можно назвать родную землю? Подберите синонимы

Пословицу

Высказывают свое мнение.

О Родине

Родина, Отечество, Россия, Отчизна

Личностные:

познание прошлого своей страны и народа;

Метапредметные:

Р: понимание и постановка учебной задачи;

К: умение выражать голосом различную интонацию;

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую;

4

Мотивационно- целевой

1)Формулирование темы урока

-Послушайте.

Звуковой ряд: звучит голос Левитана «Объявление о начале войны», затем куплет песни «Священная война».

-Ребята, вы догадались, произведение по какой теме будем читать сегодня ?

2)Антиципация

(предугадывание, представление о предмете или событии…)

-Посмотрите на выставку  книг.

Что их объединяет?

-Назовите  автора

- Прочтите  на стр.91 название произведения С.Михалкова

- Что такое быль?


-  Как вы думаете, о чем оно?

3) Первичное восприятие текста

- В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен.

Послушайте:«Быль для детей» С.Михалков

(учитель читает вслух)

4)  Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?

- Что слушали? Какое произведение по жанру?

-  Какие картины вы представляли, слушая  это стихотворение?

О Великой Отечественной войне, о Родине

Один автор

Сергей Владимирович Михалков

«Быль для детей»

- Рассказ о том, что было или бывает на самом деле.

Высказывают свое мнение.

Чувство гордости за своих дедов. Радость. Страх.

- Стихотворение.

Высказывают свое мнение.

Личностные:

самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  учебником; формулирование темы после обсуждения.

П.: восприятие прослушанного произведения;

умение определять тему и жанр произведения;

К.; умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя; умение слушать собеседника

5

Работа с текстом

1.Вторичное восприятие текста.

- Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?

2.Лингвистическое комментирование 

Но сначала обратимся к словарю: Советские люди, советский народ, фронт

 -Кто такие советские люди?

- Объясни значение слова "фронт".

3)Упражнения, вырабатывающие внимание к слову (чтение  хором)
Читают по указке учителя хором с доски:

Солдаты
Адмиралы
Генералы
Затемнены
Павшие

4) Работа над содержанием произведения.

- Сколько частей в были?        

Прочтите вступление.              - Для кого автор написал это произведение?

5) Работа над 1 частью стихотворения

- Когда началась война?  Прочитайте

- Кто дал немецким войскам приказ?

- Кто встал на защиту Родины?

-Прочитайте, как встали русские полки

-Слова«и от моря и  до моря встали русские полки» называются  «Эпитеты» (образное художественное определение свойств предмета)

-На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

- Озаглавьте 1-ю часть?

6) Физкультминутка

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты

Влево, вправо наклонись,

На носочках подтянись.

Раз- рывок,

Два- рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно

Ведь читать сейчас нам нужно.

7)Работа над 2 частью стихотворения

- С кем сравнивает автор наш народ?

- О каких городах говорится во 2 части?

-Найдите эпитеты в этой части стихотворения

-Для чего нужны эпитеты?

-Зачем С,Михалков использует эпитеты в стихотворении?

- Как будете читать эту часть?

8)Работа над 3 частью стихотворения

-Прочитайте про себя 3 часть

-О чем эта часть?

-Кого прославляет поэт? Прочитайте

-Озаглавьте 3 часть

9) Выразительное чтение стихотворения

9 Мая 1945 года –это большой всенародный праздник. Долгожданный День Победы принес мир не только нашему народу, но и многим народам на Земле

-Ответьте на 3 вопрос стр 93 учебника

Прочитайте выразительно стихотворение

До 1991 года наша страна называлась Советский Союз, а народ который в ней жил советский

место военных действий

Для детей

Летним утром на рассвете

Гитлер

Встали русские полки, все кому мила свобода и Отчизна дорога

и от моря и  до моря встали русские полки

Высказывают свое мнение

Учащиеся повторяют движения физкультминутки

С богатырями

О Москве, Орле

«Показал себя на деле богатырский наш народ»

Делают нашу речь яркой, красивой,выразительной

Чтобы показать мощь и силу армии, народа, страны.

С гордостью, необходимо передать мощь нашей армии

О Победе

Слава нашим генералам,

Слава нашим  адмиралам

И солдатам рядовым,

Слава павшим и живым

Высказывают свое мнение

  1. с тревогой
  2. с гордостью
  3. торжественно, с радостью

Дети выразительно читают стихотворение

Личностные: понимание роли чтения для решения учебных задач;

познание героического прошлого  своей страны и народа на примере литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

формирование умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой;

П.: формирование познавательной учебной задачи;

выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации;

умение работать с произведением в стихотворной форме;

К.: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

умение эмоционально относиться к событиям, описанным в произведении;

умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их, подтверждая фактами из текста;

умение полно и точно выражать свои мысли;

умение работать  в группах;

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

1)Моделирование обложки.

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения.

Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.

Личностные:

самоопределение и самопознание

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

коррекция – внесение исправлений по результатам самостоятельной деятельности;

П.; формирование литературной грамотности, умения определять жанр, главную мысль произведения, автора и заголовок;

К.:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

7

Обобщение по теме урока

1. Работа в тетради на печатной основе

На стр 50 тетради выполните задание 1.

-Прочитайте слова, которые подчеркнули

-Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну?                        

- С каждым годом их остается все меньше и меньше. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле живут рядом с нами.  Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

И в нашем классе есть ветераны: так,например, прадедушка Леши служил на Северном флоте и защищал границы нашей страны, а прабабушка жила в осажденном Ленинграде , тушила пожары и гасила зажигательные бомбы

Прадедушка Егора защищал границы нашей Родины на Южном Сахалине, воевал с японцами

Слава генералам

Слава адмиралам

Солдатам рядовым

Павшим и живым

Ветераны

Личностные:

проявление уважения к ветеранам Великой Отечественной войны

8

Домашнее задание

1.учебник стр.91-93, выразительное чтение

2. П.т. стр 51 №2,3

3. Нарисовать иллюстрацию к книге

Личностные: самоопределение;

выбор задания для удовлетворения личного интереса;

познание героического прошлого своей семьи;

Метапредметные:

Р.: закрепление умения читать или рассказывать  произведение выразительно

9

Подведение итогов урока. Рефлексия

- С каким произведением познакомились?

- Кто его автор?

- Почему автор назвал его былью?

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Оцените свою работу. Продолжите предложения :

-Мне понравилось… Мне было трудно…

- Стихотворение «Быль для детей»

- С.В.Михалков

- События стихотворения были на самом деле

- Высказывают свое мнение

Личностные:

использование умения читать для удовлетворения личного интереса;

Метапредметные:

Р.:самооценка деятельности;

К.: умение слушать речь учителя и одноклассников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Умножение и деление на 2. Учитель: Лобзова Т.И. 2 А класс

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2...

Технологическая карта урока математики на тему « КЛАСС МИЛЛИОНОВ И КЛАСС МИЛЛИАРДОВ»

Предмет: математика  Класс: 4 классТип урока: Освоение новых знаний и способов действий...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...