технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Стаханова Любовь Николаевна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" по УМК "Начальная школа 21 века"  с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся. Даётся перечень формируемых УУД на каждом этапе урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._mihalkov_byl_dlya_detey.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс

УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: С.Михалков «Быль для детей».

Цели урока:
1. Обогащение читательского опыта: знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне.
2. Развитие читательского интереса и читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления.
4. Воспитание любви к Родине, к её истории, уважение к ветеранам.

Формирование УУД на уроке:                                                                                                                                                  Личностные : содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; познание героического прошлого своей страны и народа.                                                                                                                                                                                         Регулятивные :  определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.                                 Познавательные : воспринимать прослушанное художественное произведение; уметь работать с текстом стихотворного произведения: определять тему, жанр, понимать главную мысль произведения, объяснять своё эмоциональное состояние в процессе слушания.                                                                                                                                                    Коммуникативные :уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников;  использовать речь для регуляции своего действия; воспитывать культуру диалогового общения.


Оборудование:  учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2класс М.: «Вентана-Граф», 2011; рабочая тетрадь «Литературное чтение» авт. Л.А. Ефросинина, 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2011;  чистые листы бумаги  для моделирования;  цветные карандаши; карточки с заданиями для групповой работы; толковые словари.                                          

Тип урока:

Урок литературного слушания

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

- Говорят, что если человек за день не получал никаких знаний, значит день прошел зря.

- Вы хотите, чтобы ваш день прошел зря?

- Так давайте же настроимся на рабочий лад, улыбнемся друг, другу, ведь улыбка помогает справиться с любой задачей, даже самой трудной.

Закройте глаза и повторяйте за мной:

Сейчас я начну учиться!

Я хочу учиться!

Я готов к работе!

Я работаю!

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назовём  сейчас

- Нет!

Личностные: самоопределение;

Метапредметные:

Р.:организация учебной деятельности

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Актуализация знаний

- Вспомните пройденный материал, поработайте в парах. На столе карточки с заданиями.

Повторим правила делового сотрудничества.

Задание: вспомнить название и автора произведения  из изучаемого раздела, определить жанр.

А) Вся семья вместе - и душа на месте.

Б) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей.

В) Верба за моим окном

     почки распустила –

     раньше всех в краю родном расцвести решила.

Г)А третий подбежал к матери, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

- Уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга.

Правильные ответы детей:

А)  русская пословица

Б)татарская сказка «Три сестры»

В) Ю.Коринец «Март» - стихотворение

Г)В. Осеева «Сыновья» - рассказ

Личностные: самоопределение;

применять навыки сотрудничества.

Метапредметные:

Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия  и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности;

К: согласовывать действия по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать другие мнения;

умение работать в паре ;

П: выполнять задание на основе полученных знаний;

3. Речевая разминка

Работа по развитию чёткости произношения слов и предложения и смыслом пословицы.

-  Прочти пословицу: про себя.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.

- Что прочитали?
-  Объясни смысл пословицы.
- Прочитай по слогам, медленно, с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией, хором.
-  Определите тему пословицы.
-  Как  можно назвать родную землю?

- Пословицу.

-  О Родине.

- Родина, Россия, Отчизна, Отечество.


Личностные:

познание прошлого своей страны и народа;

Метапредметные:

Р: понимание и постановка учебной задачи;

К: умение выражать голосом различную интонацию;

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую;

4. Знакомство с новым произведением.

1. Антиципация
- С каким произведением познакомимся? Прочти на стр.91 фамилию автора, название произведения.

- Что такое быль?


-  Как вы думаете, о чем оно?

2. Первичное восприятие текста

- В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях и Победе написано много рассказов, стихов, песен. Послушайте.

3. Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали, слушая это произведение?
- Что слушали? Какое произведение по жанру?
-  Какие картины вы представляли, слушая  это стихотворение?

-  Сергей Михалков «Быль для детей».

-  Рассказ о том, что было или бывает на самом деле.

Высказывают свое мнение.

- Чувство гордости за своих дедов. Радость. Страх.

- Стихотворение.

Ответы детей: Бой с врагом, возвращение победителей домой.

Личностные:

самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  учебником;

П.: восприятие прослушанного произведения;

умение определять тему и жанр произведения;

К.; умение слушать и слышать художественное слово, речь учителя;

5. Работа с текстом

1.Вторичное восприятие текста.

- Дети, а хочется вам самим прочитать это произведение?

2. Словарная работа: Советские люди, фронт

- О каком советском народе идет речь?
- Прочитайте первую подсказку ( стр. 90.)
- Объясни значение слова "фронт".

3. Работа над содержанием произведения.

- Сколько частей в были?        - Прочтите вступление.              - Для кого автор написал это произведение?

Работа в группах.

- Ответьте на вопросы. Ответы подтвердите текстом.

Физминутка:

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

4.Подготовка к выразительному чтению произведения.

- Как выдумаете, одинаково ли нужно читать всё произведение?

- О чём говорится в первой части?

-  В 1941 году пришла на нашу землю война. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашисты хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.
На защиту Родины встала вся страна, все – от мала до велика. Мужчины ушли на фронт, женщины, старики и дети работали у станков, рыли окопы, выращивали хлеб, отправляли продукты на фронт для родной армии.

- С какой интонацией вы будете её читать?

- О чём говорится во второй  части?

- 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей.
Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов.

- С кем сравнивает наш народ автор?
- «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ»
Такие слова называются
эпитетами.

- Найдите в толковом словаре значение слова «эпитет»


- Для чего нужны эпитеты?

- Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор?

- Как нужно читать вторую часть?

- О чём говорится в третьей части?

- И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.

Как нужно читать третью часть ?

5. Выразительное чтение стихотворения.

- Да!

Чтение вслух.

- До 1991 года Россия называлась СССР, а народ – советский.

- Фронт – место военных действий.

- Три.

- Для детей.

Дети работают в группах

 Вопросы для 1 группы:

- Когда началась война?  Прочитайте

- Кто дал немецким войскам приказ?

- Кто встал на защиту Родины?

- Как можно озаглавить 1-ю часть?

Вопросы для 2 группы:

- Долго ли шла война?

- С кем сравнивает автор наш народ?

- О каких городах говорится во 2 части?

- Кто защищал нашу Родину?

- Как можно озаглавить 2-ю часть?

Вопросы для 3 группы:

- Кого прославляет поэт?

- Какая весть разлетелась во все концы?

- Как можно озаглавить 3-ю часть?

Дети выполняю движения:

Ходьба в темпе марша.

Поочерёдно топают ногами.

Два хлопка руками над головой.

Два раза мигают глазами.

Два раза пожимают плечами

Ходьба в темпе марша.

- Нет.

- Говорится о начале войны и как советский народ поднялся на защиту Родины.

- С тревогой. С ненавистью к врагу.

- О том, что война длилась долго и наши бойцы била врагов.

- С богатырями.

- Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.

- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

- Показать мощь и силу армии, народа, страны

- С гордостью. Передать напряжение  сражений, мощь нашей армии.

- О победе.

- С восхищением, радостью, торжественно.

Дети читают.

Личностные: понимание роли чтения для решения учебных задач;

познание героического прошлого  своей страны и народа на примере литературного произведения;

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

формирование умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой;

П.: формирование познавательной учебной задачи;

выбор вида чтения в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации;

умение работать с произведением в стихотворной форме;

К.: умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

умение эмоционально относиться к событиям, описанным в произведении;

умение слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их, подтверждая фактами из текста;

умение полно и точно выражать свои мысли;

умение работать  в группах;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

1.Моделирование обложки.

-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши. Смоделируйте обложку книги прочитанного на уроке произведения.

- Что вы отразите на обложке книги?

2.Подбор пословицы к произведению.                     - Как вы думаете, подходит ли пословица, которую мы читали в начале урока к этому произведению.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

- Запишите её на обратной стороне обложки.

- Какие ещё пословицы можно занести в нашу книгу?

Предлагаю пословицы:

1) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

2) Что мир строит, то война разрушает.

3)Сражайся смело за родное дело.

4)Первое дело в жизни служить Отчизне.

5) У страха глаза велики, да ничего не видят.

6) Грамоте учиться всегда пригодится.

- А теперь мы соберём ваши модели в одну общую книгу.

- Фамилию, имя автора.

- Жанр и тему произведения.

- Заголовок.

Дети работают самостоятельно, а потом проверяют свою работу по готовому образцу.

- Подходит.

Записывают.

Дети выясняют какие пословицы подходят и записывают:1, 3, 4.

Дети сдают работы.

Личностные:

самоопределение и самопознание

Метапредметные:

Р.: понимание и постановка учебной задачи;

коррекция – внесение исправлений по результатам самостоятельной деятельности;

П.; формирование литературной грамотности, умения определять жанр, главную мысль произведения, автора и заголовок;

К.:  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

7. Обобщение по теме урока

- Ребята, как называют людей, которые воевали, прошли всю войну?                        - С каждым годом их остается все меньше и меньше. А ведь награждали орденами и медалями тех, кто проявил во время войны мужество и героизм. Оказывается те, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами.  Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать  о войне, надо  беседовать с ними,  спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны  помнить о том, какой ценой завоёван мир на Земле.

- Ветераны.

Личностные:

проявление уважения к ветеранам Великой Отечественной войны

8. Домашнее задание (по выбору).

- Выполните домашнее задание по выбору:

1.Стр. 91-93. Подготовить выразительное чтение стихотворения;                               2. Выучить наизусть стихотворение или отрывок. 3.Творческая работа: расспросить прабабушек и прадедушек о войне, подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне».                                 4.Нарисовать иллюстрацию к книге.

Личностные: самоопределение;

выбор задания для удовлетворения личного интереса;

познание героического прошлого своей семьи;

Метапредметные:

Р.: закрепление умения читать или рассказывать  произведение выразительно;

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Закончите, пожалуйста,  предложения:

- Теперь я знаю…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

 

Ответы детей

Личностные:

использование умения читать для удовлетворения личного интереса;

Метапредметные:

Р.:самооценка деятельности;

К.: умение слушать речь учителя и одноклассников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа ХХI века"

Тема "Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..."Тип урока: изучение нового материалаМежпредметные связи: изо, музыка, русский языкИспользуемые технологии: ли...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс Тема: Э. Успенский «Чебурашка» УМК "Школа России"

                     Цели деятельности учителя: представление о произведении Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; разви...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Э. Успенский «Чебурашка»». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией Э. Успенского и произведением «Чебурашка».Планируемые результаты:Предмет...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения Э. Успенского. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей со стихотворениями Э. Успенского; развитие внимания, речи и памяти при работе со стихотворениями....

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения В. Берестова. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией В. Берестова и стихотворениями «Знакомый», «Путешественники»...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: «В мире книг». УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексииЦель урока: закрепление ранее изученных знаний о названиях, авторах и героях детских сказокЗадачи урокаДидактические:учить соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опыто...