"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Семенова Наталья Анатольевна

Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление, воображение и фантазию, создавая творческую атмосферу на занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_kukolnogo_teatra.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования  детей»

«В гостях у кукольного театра»

(Методическая разработка  учебного занятия для  кукольного театра)

Семёнова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного

образования

Тяжинский

 Тема занятия:            «В гостях у кукольного театра»

Цель занятия:          формирование представлений   о специфике                            

                                     работы в кукольном    театре.

Задачи:

Обучающие: познакомить воспитанников с историей куклы и   кукольного   театра, приёмами вождения кукол.

Развивающие:  развивать творческие способности и речь воспитанника.

Воспитывающие:  1. побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;

 2. создать творческую атмосферу на занятии.

Тип занятия  изучение нового материала

Год обучения  - первый

Возраст - младший школьный

Оборудование и материалы:  иллюстрированный  материал  по истории куклы, образцы  кукол, таблички со слогами, схемы – рисунки, сундук, ширма, плащ – накидка, музыкальный центр, компьютер, географическая карта мира, цветные карандаши, заготовки для изготовления фантазийных кукол

Ход занятия

I.Орг. момент

Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Анатольевна. Тема занятия: «В гостях у кукольного театра». Но прежде чем говорить о кукле и кукольном театре мы должны приготовиться к занятию. Все наши занятия будут начинаться с полукруга в центре зала. И вам предстоит выполнить следующее задание: бесшумно поставить стулья в центре полукругом, на одинаковом расстоянии друг от друга.

( Воспитанники  выполняют задание)

1I.Основной этап

(Звучит музыка)

Педагог: Дорогие зрители! Сказку послушать, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную…

Дети: хотим.

(Демонстрация отрывка фильма)

Педагог: Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление  - ваше любимое зрелище. Недаром Буратино отдал свою азбуку с цветными картинками за один билет в кукольный театр Карабаса  –  Барабаса. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились  невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по – особому , чтобы она могла совершать движения.

(Педагог показывает на карту мира, останавливаясь на странах, про которые идёт речь)

  • В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились      в движение веревочками.   (Показывает слайд со статуэтками)
  • В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами.  (Показывает слайд с механическими куклами)
  • А куклы театра Индии – плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней)
  • В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники.

     В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки. И так, отправимся в гости к  кукольному театру.

(В центре сцены стоит сундук, на котором лежат: листок и кукла  Буратино. Все прикрыто накидкой. Педагог одевает  плащ )

Педагог: Наш волшебный  плащ поможет «оживить» наших кукол. Ребята, только у нас куда – то исчезли куклы и занавес. Они лежали на нашем сундучке. Здесь записка, давайте прочтем. (читает)

  «Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать  кукольных представлений! Ваш занавес и куклы я надежно спрятал.Великий и хитрый Карабас Барабас».

Педагог: Ребята ,может Буратино знает  где наши куклы?.Надо только  одеть волшебный плащ. За ним оживает любая кукла.

 (Надевает куклу на руку и проделывает с ней действия).

Буратино: Знаю, знаю, что сделал Карабас Барабас. Он грозился меня в камин  бросить, если я вам буду помогать. Только я его не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:

1. Отгадать: «Что за странные игрушки спрятал в сундуке Карабас  Барабас»;

2. Сумейте «оживить»  то, что достанется вам не живым.

    Справитесь – получите свои куклы и занавес. А я пока попробую Карабаса Барабаса  задержать.

(Педагог снимает  с  руки  перчаточную  куклу и  открывает  сундук. Звучит  музыка «Музыкальная шкатулка», педагог  достаёт игрушки из сундучка ).

Педагог: Ребята, да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, пенопластовые, вязанные. Эти куклы предназначены для самого простейшего театра – настольного. В нем декорации и куклы выстраиваются на столе, а кукловод ведет кукол по плоскости стола.

(Педагог показывает  отрывок из русской народной  сказки  «Теремок».  На столе стоят бумажные  макеты:  теремка, деревьев и кустов. Герои сказки - бумажные куклы (плоские или конусные).

Педагог: Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А театр фантазий поможет нам не только увидеть и сделать необычную куклу из носового платка, гольфа, перчатки, капронового чулка, детской игрушки, но и устроить с ними кукольное представление. И сейчас вам предстоит из подручных средств -  сделать свою фантазийную куклу.

(Педагог каждому воспитаннику раздаёт различный материал - заготовки, дети  под музыку делают свои куклы. По окончанию работ, каждый ребёнок знакомит всех  со своей куклой).

(Звучит  мелодия из музыкальной шкатулки.)

Педагог: Ребята, сундучок нам подает сигнал. Посмотрите, в нем появились  сейчас и ваши куклы. Значит, мы справились с первым заданием. А теперь нам надо «оживить» то, что достанется нам неживым. Что это такое, ребята? Дети: кукла.

Педагог: А чтобы оживить ее надо многое о ней узнать. По способу управления куклы делятся на верховых и напольных. Верховые куклы находятся над ширмой, а кукловод управляет снизу.

(Показывает слайд – рисунок)

Педагог: Напольные  куклы  находятся прямо на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей.

(Показывает слайд – рисунок)

Педагог: Ребята, а куклы, которые у меня в руках, к какому виду относятся?

Дети :верховые.

Педагог:  Их ещё называют перчаточными. Стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности  запястья кукловода и подвижности речевого аппарата – кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, массажам с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.

( Педагог  проводит  разминку  кукловода.  Дети повторяют движения за педагогом, выполняя  упражнения для подвижности запястья.)

Педагога: Ребята, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью «рисуем» контур  этого  листа  в воздухе. Далее « рисуем» поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева «рисуем» левой кистью, а справа – правой.

Задание:

Покрасим  листок:

           Верх -  голубым цветом, а  низ - зеленым.

           В правом  углу  - солнышко, а в левой стороне - тучки.  

           В центре  нашего листка – теремок.

           Слева –рисуем  куст.

           Справа – дерево.

    Птички летают с куста на дерево.

Педагог: На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.

(Проводится  упражнение для отработки четкости речи.)

Озвучим наш рисунок.

     Стоит терем – теремок. Он ни низок - ни высок.

     Кто в тереме живет? ( показывает таблички с надписями .)

     Пи – пи – пи (мышка )

    Пых – пых – пых (ёжик)

    Ква – ква – ква (лягушка)

    Гав – гав – гав (собачка)

    Ко – ко - ко (петушок)

Педагог: После разминки мы будем обучаться приемам вождения кукол. Но сперва надо  научиться правильно одевать куклу на руку. Вот один из удобных способов.

( Проецируется   слайд. Педагог объясняет правильность одевания куклы на пальцы).

Педагог: Встаньте за стул и разверните его сиденьем  к себе, сядьте. Спинка стула будет ширмой. Смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.

(Проводятся упражнения с куклой, при этом характер  музыки меняется)

1.  Кукла идет -   радостно, грустно.

2.  Наклоны головы и туловища.

3.  Повороты: налево, направо, быстро, медленно.

4.  Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.

5.  Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.

Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги.  Но чтобы стать настоящим кукловодом – надо еще многому научиться. На  наших занятиях вы  узнаете  много  секретов кукольного театра.

Вот мы и справились со вторым заданием. Мы «оживили» наших кукол, заставив их двигаться. Но занавес так и не появился. Что - же делать дальше?

(На руке у педагога одета перчаточная  кукла Петрушка.  Педагог делает ею движения, как будто она что – то хочет сказать на ушко).

Педагог: Ребята, Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за  эту  круглую  небольшую  ширму, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.

(Педагог заходит за круглую ширму. И вот  над ней появляется Петрушка.)

Петрушка: Здрасьте, здрасьте, зрители!

                     Дети и родители,

                     Гости заезжие, господа приезжие!

                     Все собрались, никого не ждем

                     Тогда разговор начнем.

Петрушка: Что ребятки занавес ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы – получите его. Готовы?

Дети: Готовы.

Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?

Дети: Без куклы.

Петрушка: Назовите самый простейший кукольный театр? 

Дети: Настольный.

Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления? 

Дети: Верховые и напольные.

Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?

Дети: Перчаточная.

Петрушка: Молодцы!   Чудеса, да и только! Вот знатоков здесь  сколько! Получайте свой  занавес, а еще – « Приглашение в  школу  кукольных наук». Нам такие способные кукловоды, очень  нужны! До свидания.

Педагог(выходя из-за ширмы) Что ребята, нашли занавес? 

Дети: Нашли!

Педагог: Теперь мы можем вместе с вами кукольную сказку нарисовать.

(Педагог читает сказку «Теремок», дети  рисуют её по цепочке под музыку)

Педагог: А теперь мы эту сказку можем показать.

( Обыгрывается сказка «Теремок». Обсуждаются  характеры героев.)

III.Рефлексия

Педагог: Ребята, я попрошу вас встать полукругом. У каждого из  вас в руках один из героев сказки «Теремок».  В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебный сундук, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела,  чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: «Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?»  Пожалуйста, начнём с Маши и её героя…(дети друг за другом подходят к сундуку, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)

IV.Заключительный этап

Педагог: Ребята, мы сегодня не только с вами побывали в гостях  у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней – куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До свидания! И до встречи снова в кукольном театре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

Методическая разработка учебного занятия

С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельно...

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Математика   Класс: 3Тема урока:  Учимся решать задачи.Место и рол...

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год

Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12»        Класс: 1 «Б»         Учитель: Очи...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...