"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление, воображение и фантазию, создавая творческую атмосферу на занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_kukolnogo_teatra.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
«В гостях у кукольного театра»
(Методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)
Семёнова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного
образования
Тяжинский
Тема занятия: «В гостях у кукольного театра»
Цель занятия: формирование представлений о специфике
работы в кукольном театре.
Задачи:
Обучающие: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.
Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника.
Воспитывающие: 1. побудить детей к импровизации, используя театральные куклы;
2. создать творческую атмосферу на занятии.
Тип занятия изучение нового материала
Год обучения - первый
Возраст - младший школьный
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы, образцы кукол, таблички со слогами, схемы – рисунки, сундук, ширма, плащ – накидка, музыкальный центр, компьютер, географическая карта мира, цветные карандаши, заготовки для изготовления фантазийных кукол
Ход занятия
I.Орг. момент
Педагог: Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Анатольевна. Тема занятия: «В гостях у кукольного театра». Но прежде чем говорить о кукле и кукольном театре мы должны приготовиться к занятию. Все наши занятия будут начинаться с полукруга в центре зала. И вам предстоит выполнить следующее задание: бесшумно поставить стулья в центре полукругом, на одинаковом расстоянии друг от друга.
( Воспитанники выполняют задание)
1I.Основной этап
(Звучит музыка)
Педагог: Дорогие зрители! Сказку послушать, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную…
Дети: хотим.
(Демонстрация отрывка фильма)
Педагог: Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - ваше любимое зрелище. Недаром Буратино отдал свою азбуку с цветными картинками за один билет в кукольный театр Карабаса – Барабаса. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по – особому , чтобы она могла совершать движения.
(Педагог показывает на карту мира, останавливаясь на странах, про которые идёт речь)
- В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились в движение веревочками. (Показывает слайд со статуэтками)
- В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами. (Показывает слайд с механическими куклами)
- А куклы театра Индии – плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней)
- В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники.
В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки. И так, отправимся в гости к кукольному театру.
(В центре сцены стоит сундук, на котором лежат: листок и кукла Буратино. Все прикрыто накидкой. Педагог одевает плащ )
Педагог: Наш волшебный плащ поможет «оживить» наших кукол. Ребята, только у нас куда – то исчезли куклы и занавес. Они лежали на нашем сундучке. Здесь записка, давайте прочтем. (читает)
«Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать кукольных представлений! Ваш занавес и куклы я надежно спрятал.Великий и хитрый Карабас Барабас».
Педагог: Ребята ,может Буратино знает где наши куклы?.Надо только одеть волшебный плащ. За ним оживает любая кукла.
(Надевает куклу на руку и проделывает с ней действия).
Буратино: Знаю, знаю, что сделал Карабас Барабас. Он грозился меня в камин бросить, если я вам буду помогать. Только я его не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:
1. Отгадать: «Что за странные игрушки спрятал в сундуке Карабас Барабас»;
2. Сумейте «оживить» то, что достанется вам не живым.
Справитесь – получите свои куклы и занавес. А я пока попробую Карабаса Барабаса задержать.
(Педагог снимает с руки перчаточную куклу и открывает сундук. Звучит музыка «Музыкальная шкатулка», педагог достаёт игрушки из сундучка ).
Педагог: Ребята, да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, пенопластовые, вязанные. Эти куклы предназначены для самого простейшего театра – настольного. В нем декорации и куклы выстраиваются на столе, а кукловод ведет кукол по плоскости стола.
(Педагог показывает отрывок из русской народной сказки «Теремок». На столе стоят бумажные макеты: теремка, деревьев и кустов. Герои сказки - бумажные куклы (плоские или конусные).
Педагог: Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А театр фантазий поможет нам не только увидеть и сделать необычную куклу из носового платка, гольфа, перчатки, капронового чулка, детской игрушки, но и устроить с ними кукольное представление. И сейчас вам предстоит из подручных средств - сделать свою фантазийную куклу.
(Педагог каждому воспитаннику раздаёт различный материал - заготовки, дети под музыку делают свои куклы. По окончанию работ, каждый ребёнок знакомит всех со своей куклой).
(Звучит мелодия из музыкальной шкатулки.)
Педагог: Ребята, сундучок нам подает сигнал. Посмотрите, в нем появились сейчас и ваши куклы. Значит, мы справились с первым заданием. А теперь нам надо «оживить» то, что достанется нам неживым. Что это такое, ребята? Дети: кукла.
Педагог: А чтобы оживить ее надо многое о ней узнать. По способу управления куклы делятся на верховых и напольных. Верховые куклы находятся над ширмой, а кукловод управляет снизу.
(Показывает слайд – рисунок)
Педагог: Напольные куклы находятся прямо на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей.
(Показывает слайд – рисунок)
Педагог: Ребята, а куклы, которые у меня в руках, к какому виду относятся?
Дети :верховые.
Педагог: Их ещё называют перчаточными. Стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата – кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, массажам с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.
( Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.)
Педагога: Ребята, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью «рисуем» контур этого листа в воздухе. Далее « рисуем» поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева «рисуем» левой кистью, а справа – правой.
Задание:
Покрасим листок:
Верх - голубым цветом, а низ - зеленым.
В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.
В центре нашего листка – теремок.
Слева –рисуем куст.
Справа – дерево.
Птички летают с куста на дерево.
Педагог: На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.
(Проводится упражнение для отработки четкости речи.)
Озвучим наш рисунок.
Стоит терем – теремок. Он ни низок - ни высок.
Кто в тереме живет? ( показывает таблички с надписями .)
Пи – пи – пи (мышка )
Пых – пых – пых (ёжик)
Ква – ква – ква (лягушка)
Гав – гав – гав (собачка)
Ко – ко - ко (петушок)
Педагог: После разминки мы будем обучаться приемам вождения кукол. Но сперва надо научиться правильно одевать куклу на руку. Вот один из удобных способов.
( Проецируется слайд. Педагог объясняет правильность одевания куклы на пальцы).
Педагог: Встаньте за стул и разверните его сиденьем к себе, сядьте. Спинка стула будет ширмой. Смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой, при этом характер музыки меняется)
1. Кукла идет - радостно, грустно.
2. Наклоны головы и туловища.
3. Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
4. Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
5. Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.
Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом – надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.
Вот мы и справились со вторым заданием. Мы «оживили» наших кукол, заставив их двигаться. Но занавес так и не появился. Что - же делать дальше?
(На руке у педагога одета перчаточная кукла Петрушка. Педагог делает ею движения, как будто она что – то хочет сказать на ушко).
Педагог: Ребята, Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту круглую небольшую ширму, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.
(Педагог заходит за круглую ширму. И вот над ней появляется Петрушка.)
Петрушка: Здрасьте, здрасьте, зрители!
Дети и родители,
Гости заезжие, господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем
Тогда разговор начнем.
Петрушка: Что ребятки занавес ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы – получите его. Готовы?
Дети: Готовы.
Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?
Дети: Без куклы.
Петрушка: Назовите самый простейший кукольный театр?
Дети: Настольный.
Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления?
Дети: Верховые и напольные.
Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?
Дети: Перчаточная.
Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Вот знатоков здесь сколько! Получайте свой занавес, а еще – « Приглашение в школу кукольных наук». Нам такие способные кукловоды, очень нужны! До свидания.
Педагог(выходя из-за ширмы) Что ребята, нашли занавес?
Дети: Нашли!
Педагог: Теперь мы можем вместе с вами кукольную сказку нарисовать.
(Педагог читает сказку «Теремок», дети рисуют её по цепочке под музыку)
Педагог: А теперь мы эту сказку можем показать.
( Обыгрывается сказка «Теремок». Обсуждаются характеры героев.)
III.Рефлексия
Педагог: Ребята, я попрошу вас встать полукругом. У каждого из вас в руках один из героев сказки «Теремок». В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебный сундук, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: «Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?» Пожалуйста, начнём с Маши и её героя…(дети друг за другом подходят к сундуку, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)
IV.Заключительный этап
Педагог: Ребята, мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней – куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До свидания! И до встречи снова в кукольном театре!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»
Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...
Методическая разработка учебного занятия
С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельно...
Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике
Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой
Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония» Предмет: Математика Класс: 3Тема урока: Учимся решать задачи.Место и рол...
Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год
Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12» Класс: 1 «Б» Учитель: Очи...
Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.
Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации в начальной школе, техн...