ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Воспитание гражданина невозможно, если не привить малому человеку патриотические чувства.

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

(начальная школа)

Воспитание гражданина невозможно, если не привить малому человеку патриотические чувства.

В.А. Сухомлинский

В последнее время в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, его символике. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи как основы консолидации общества и укрепления государства.

Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Гражданственность - принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина (Большая Советская Энциклопедия).

Понятие патриотизм включает в себя:        

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Программа «Я и мое Отечество» составлена в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

Цель программы: формирование и развитие социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Основные направления:

  • Духовно-нравственное - осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое - осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Гражданско-патриотическое воспитание - формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  • Социально-патриотическое - активизация духовно-нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое - формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Героико-патриотическое - пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Спортивно-патриотическое - развитее морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Программа составлена на четыре года и имеет четыре этапа:

  • 1-й        этап «Я и мои близкие»

Задачи:

  • формировать уважение к членам семьи и ее традициям;
  • развивать чувства привязанности к тем местам, где человек родился, вырос;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, самоуважение и уважение к другим людям.
  • 2-й        этап «Я и мой город»

Задачи:

  • формировать интерес к изучению историко-культурных корней;
  • развивать потребность в познании культурно-исторических ценностей города, общественную активность учащихся;
  • воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения.

  • 3-й        этап «Я и мой край»

Задачи:

  • формировать представление об историческом и культурном прошлом родного края;
  • развивать познавательную активность, гражданскую позицию;
  • воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

4-й этап «Я и моя страна»

Задачи:

1) формировать основу правовой культуры и законопослушности;

2} раэамаать моральио-аолеаые качества, гражданскую ответственность;

3) воспитывать политическую культуру, понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

В программе отражены различные формы работы с детьми и родителями:

  • Уроки-путешествия, экскурсии
  • Вечера памяти
  • Встречи с ветеранами войны, акции
  • Составление летописи
  • Праздники, игры
  • Выпуск классных газет, сочинения
  • Конкурсы рисунков, стихов
  • Викторины, КВН
  • Родительские собрания

Чувство любви к Отечеству присуще всем нациям. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества воспитываются с раннего возраста. Считаю, что при реализации программы «Я и мое Отечество» в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско-патриотических чувств.

Я и моя страна (4-й класс)

Гражданско-патриотическое направление

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Форма работы

Составляющие качества образования

Примечание

Предметно- информационное

Ценностно- ориентированное

1

Россия - Родина моя

Классный час

Формирование образа родной страны и чувства Родины

Чувство гордости за достижения своей страны, эмоционально - личностный образ Родины, любовь к Отечеству

Коллективный рисунок «Символический образ Родины»

2

Воспитание патриота - гражданский долг

Родительское собрание

Патриот-человек, служащий своей Родине Чернышевский Н.Г.

Нравственная культура семьи. Необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье

3

Символы государства

Урок

Представления о символах государства, истории их создания

Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России. Воспитывать чувство патриотизма

В/ф «Символы государства»

4

12,12,12

Презентация визиток «Памятными тропами»

Совместное

родительское

собрание

Путешествие по родному краю

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти об участии российских воинов в знаменательных событиях истории Отечества

Составление рассказов, показ фотографий о поездках по родному краю

5

Фамилии, которыми гордится моя страна и я

Сочинение

Люди, прославившие город, страну своими достижениями в науке, спорте, культуре

Духовно-нравственная и культурно-историческая преемственность поколений

Просмотр фотографий

6

Урок мужества

Урок

Подвиг российского солдата - защитника Отечества. Трудовой подвиг

Сохранение памяти о подвигах российских воинов - защитников своего Отечества

Просмотр отрывков в/ф о Великой Отечественной войне

7

История нашей семьи в истории моей Родины

Конкурс сочинений

Место каждой семьи в истории страны

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью

8

Я и моя история

Классный час

Исторические события страны, принесшие мировую славу, признание во всем мире. История семьи. Генеалогическое древо - родословная семьи в виде дерева

Воспитание самоценного отношения к себе через историю своего рода

«Моя летопись»-составление летописи (наиболее значимые события своей семьи). Составление герба семьи

9

Культура разных народов

Классный час

Особенности ценностных ориентиров народной культуры

Воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межличностных отношений. Уважение к традициям и культуре разных народов

Посещение

городской

библиотеки

10

Я-мир

Коллективный рисунок

Способы выражения своих чувств

Умение сотрудничать. Эффективное и позитивное взаимодействие с Миром

Духовно-нравственное направление

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Форма работы

Составляющие качества образования

Примечание

Предметно- информационное

Ценностно- ориентированное

1

Будь добр к людями

Классный час

Понятие: Вежливость, воспитанность, миролюбие

Конструктивное социальное взаимодействие, миролюбие и нравственное поведение

 Работа в микрогруппах: сочинение нового варианта рассказа. Рассказ «Бабочка»

2

О родных и близких людях с любовью

Родительское собрание

Притча «Посвящение отцу»

Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям

Анкета для учеников, анкета для родителей, памятка для родителей

3

Как научить своего ребенка жить в мире людей

Родительское собрание

Этика поведения для детей и родителей. Проблемы поведения учащихся в школе и дома

Формирование у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов

4

«Велик белый свет, да теплей своего края нет»

Праздник

Духовное наследие русского народа - прекрасное, бесценное богатство. Обычаи, традиции

Интерес к культурно- историческому прошлому края

Пословицы о Родине

Героико-патриотическое направление

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Форма работы

Составляющие качества образования

Примечание

Предметно- информационное

Ценностно- ориентированное

1

Что такое минута молчания?

Классный час

Священна память о народных героях всех войн. Бессмертен подвиг солдата. Минута молчания

Сохранение памяти о подвигах российских воинов - защитников своего Отечества

Экскурсия к памятнику Вечный огонь»

2

Они защищали Родину

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Перекличка дедушек и бабушек, которые погибли, защищая Родину

Героические биографии ветеранов

Чувство гордости за Родину, восхищение славными подвигами, мужеством героев

Составление Книги памяти

3

Мы героев не забудем никогда

Встреча с участниками событий в «горячих точках» страны

Понятия: подвиг, мужество, героизм

Формирование патриотических чувств и сознания детей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира. Воспитание личности гражданина - патриота Родины

Спортивно-патриотическое направление

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Форма работы

Составляющие качества образования

Примечание

Предметно- информационное

Ценностно- ориентированное

1

День защитников Отечества

Спортивный праздник

Представление о мужестве, интерес к спорту

Привитие уважения и Российской армии, воспитание гражданственности, любви к Родине

2

Зарничка

Военно-

спортивная

игра

Русская военная история. Воинские традиции

Привитие уважения в Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине

Совместная спортивная игра с папами, дедушками

Социально-патриотическое направление

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Форма работы

Составляющие качества образования

Примечание

Предметно- информационное

Ценностно- ориентированное

Мой подарок ветерану

Акция

Отзывчивость - добродетель; отзывчивый человек легко отзывается на чужие нужды, всегда готов помочь

Отзывчивость, внимание к старшим

Фоторепортаж «Хроники военных

лет»

Работа с сюдщефной семьей ветеранов

Помощь, поздравления и т.д.

Представление о тимуровском движении по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов

Воспитание заботливого отношения к старшему поколению россиян, желания оказать необходимую помощь и поддержку

АЛ. Гайдар «Тимур и его команда»

Историко-краеведческое направление

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Форма работы

Составляющие качества образования

Примечание

Предметно- информационное

Ценностно- ориентированное

Я — мой город-мой край - мое Отечество

Игра-путешествие

Путешествие по родной стране, краю, городу. История. События

Привитие любви к Родине, родному краю, городу

Фотографии, выставка книг, слайды. Беседа «Судьба России - наша судьба»

Что? Где? Когда?

Информационный выпуск газеты

События, новости

Формирование активной жизненной позиции

Традиционные народные праздники. «Пасха»

Праздник

Духовное наследие русского народа - прекрасное, бесценное богатство. Традиции, обычаи, праздники

Чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине

«Прикоснуться к вечности»

Экскурсия в храм

Культурное наследие народа

Воспитание национальной памяти. Формирование внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому

Военно-патриотическое направление

№ п/п

Дата

Название мероприятия

Форма работы

Составляющие качества образования

Примечание

Предметно- информационное

Ценностно- ориентированное

Как я провел День Победы

Сочинение

Героическая история, мужество и храбрость патриотов

Сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".

Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,опирается на принципы индивидуализации, мотивированно...

Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, про...

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»

Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс....

Программа патриотического воспитания "Я и моё Отечество"

Воспитание гражданина невозможно, если не прививать малому человеку патриотические чувства....