Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".
рабочая программа (3 класс) по теме
Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,
опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и
воспитательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 15
ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
ПРОГРАММА
патриотического воспитания
«Моя Родина – Россия»
Программа разработана
Васильевой Л.Н.
учителем высшей категории
Еронченко Л.В.
учителем высшей категории
Программа
патриотического воспитания обучающихся
МОУ Лицея №15 Заводского района г. Саратова
Пояснительная записка
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно строить работу с учащимися.
Формируя коллективистские качества, нравственность, ответственность детей по отношению к окружающему миру, учитель начальных классов вырабатывает и их взгляды на развитие России в XXI веке; ее роль в мировом обществе, Вооруженные Силы страны, примеры служения Отечеству, помогает осознать коллективный характер созидания и защиты Родины, ее конституционного строя. При этом следует учитывать, что развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний учащихся о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно организованной в виде игры. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества.
В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников (разработана и апробирована в параллели 3-их классов), рассчитана на 1 год.
Формы работы:
▪ беседы
▪ экскурсии
▪ встречи
▪ «круглые столы»
▪ классные часы
▪ уроки мужеств
▪ викторины
▪ конкурсы
▪ праздники
▪ игры
▪ поручения
Методы работы:
◊ Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор, дискуссия;
◊ Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
◊Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.
Программа опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Цели и задачи программы
Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России
4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.
Стержневые понятия: СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА - ПАМЯТЬ
Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины»
Участники программы
Обучающиеся (3 класс)
Совет Комнаты Боевой Славы.
Библиотека ОУ.
Классные руководители 3-их классов
Механизм реализации.
- Работа с ученическим коллективом.
- Работа с коллективом родителей.
- Работа с педагогическим коллективом.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
«Моя Родина – Россия»
Работа с ученическим коллективом.
Содержание работы | Форма | Ответственные | |
1 | Символы России | Устный журнал | Васильева Л.Н. Классные руководители |
2 | Мои права и обязанности | Беседа с элементами размышления | Классные руководители |
3 | Родина моя - Россия | Выставка рисунков | Классные руководители; Еронченко Л.В. |
4 | «С чего начинается Родина» | Конкурс чтецов | Классные руководители; Васильева Л.Н. Еронченко Л.В. |
5 | Знатоки символики | викторина | Классные руководители; Библиотека; Абрамова Н.Б |
6 | Знатоки геральдики | Конкурс | Классные руководители Библиотека; Александрова Е.В. |
7 | История Заводского района. | Обзор книг | Библиотека |
8 | «Моя малая Родина» | Краеведческий час | Библиотека |
9 | «Неделя мужества», «Неделя памяти» ( День победы) | Классный час Урок памяти Митинг памяти | Классные руководители |
10 | «Блокадная быль» | Урок памяти ко Дню снятия блокады Ленинграда | Классные руководители |
11 | «Памятники и памятные места Заводского района города Саратова» Музей Саратовского авиационного завода «У войны недетское лицо» (лекция) | Экскурсия | Библиотека Еронченко Л.В. |
12 | «Лицей вчера, сегодня, завтра» «История лицея» | Медиапроект Презентации: | Классные руководители |
13 | «Школа будущего глазами детей» | Конкурс рисунков | Классные руководители |
14 | «Молодежь выбирает будущее» | Конкурс рисунков | Классные руководители |
15 | «Памяти павших будем достойны» | Конкурс стихов | Классные руководители; Библиотека; Васильева Л.Н |
16 | «Защитники Отечества» | Выставка книг | Библиотека |
17 | Тематические радиопередачи: «В окопах Сталинграда», «6-я рота – шаг в бессмертия», «Мы были первыми»… | Подбор материала для радиопередачи | Еронченко Л.В. Васильева Л.Н. |
18 | «Осколки в сердце»» | проект | Классные руководители |
«История ВОВ в жизни нашей семьи» | медиапроект | Классные руководители | |
« Узники концлагерей» | поделки рисунки | Классные руководители | |
19 | «За ними была Россия» | Классный час | Классные руководители |
20 | «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» | Сбор информации, встречи с ветеранами, поисковая работа, публикации в школьной газете | Совет Комнаты Боевой Славы |
21 | Сотрудничество с Саратовским государственным музеем боевой славы. | Экскурсионно-лекционные программы, выставки, музейные занятия, игровые программы. | Классные руководители; родители |
22 | Сотрудничество с Саратовским музеем краеведения «Улицы Саратова, названные в честь героев ВОВ» «Труженики тыла» | Выездные лекции | Васильева Л.Н. Еронченко Л.В.; родители |
23 | «Помним их имена» | Устный журнал | Музей школы |
24 | «Вспомним их имена» | литературно-музыкальная композиция | Классные руководители; родители |
25 | «Строки, пропахшие порохом» | Литературный фестиваль | Классные руководители |
26 | «По следам окопных песен» | Исследовательская деятельность Конкурс военно-патриотической песни | Классные руководители; Музыкальный работник |
27 | «Мой город» | Конкурс стенгазет | Классные руководители |
28 | «День Победы» | Конкурс рисунков | Классные руководители |
29 | «Помоги им» «Подари тепло души своей» «Кто – если не мы» «Весенняя неделя добра» | акции | Классные руководители; родители |
Работа с педагогическим коллективом
- Консультации классных руководителей.
- Анкетирование
- Индивидуальные беседы
Работа с родителями
Цель работы | Форма |
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам: « Роль родителей в патриотическом воспитании» |
|
Циклограмма школьных мероприятий по патриотическому воспитанию
Содержание работы | Сроки | Форма |
« Мои права и обязанности» | сентябрь | Беседа с элементами размышления |
Государственные символы России | декабрь | Устный журнал |
Гербы земель – городов, областей. Знатоки геральдики | ноябрь | Познавательная беседа Конкурс |
История Заводского района. | сентябрь | Обзор книг |
«Моя малая Родина» | октябрь | Краеведческий час |
«Неделя мужества», «Неделя памяти» (День воина-интернационалиста, День победы, Дни воинской славы России) | май | Классный час Урок памяти Митинг памяти |
«Блокадная быль» «Огненная дуга» «В окопах Сталинграда» | Февраль-май | Урок памяти ко Дню снятия блокады Ленинграда, битва под Сталинградом и Курском |
«Памятники и памятные места Заводского района города Саратова» Музей Саратовского авиационного завода «У войны недетское лицо» (лекция) | В течение года | Экскурсия |
«Лицей вчера, сегодня, завтра» «История школы» | Сентябрь-декабрь | медиапроект Презентации: |
«Школа будущего глазами детей» | ноябрь | Конкурс рисунков |
«Молодежь выбирает будущее» | декабрь | Конкурс рисунков |
«Памяти павших будем достойны» | февраль | Конкурс стихов |
«Защитники Отечества» | февраль | Выставка книг |
Тематические радиопередачи: «В окопах Сталинграда», «6-я рота – шаг в бессмертия», «Мы были первыми»… | Январь-май | Подбор материала для радиопередачи |
«Осколки в сердце» | Январь-май | проект |
«История ВОВ в жизни нашей семьи» | Февраль-апрель | медиапроект |
«Дети узники концлагерей» | январь | Поделки рисунки |
«За ними была Россия» | май | Классный час |
«Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества | Январь-апрель | Сбор информации, встречи с ветеранами, поисковая работа, публикации в школьной газете |
Сотрудничество с Саратовским государственным музеем боевой славы. | В течение года | Экскурсионно-лекционные программы, выставки, музейные занятия, игровые программы. |
Сотрудничество с Саратовским музеем краеведения «Улицы Саратова, названные в честь героев ВОВ» «Труженики тыла» | В течение года | Выездные лекции |
«Холокост.Колокола памяти» | апрель | Устный журнал |
«Вспомним их имена» | май | Литературно-музыкальная композиция |
«По следам окопных песен» | февраль | Исследовательская деятельность Конкурс военно-патриотической песни |
«Мой город» | сентябрь | Конкурс стенгазет |
«Помоги им» | ноябрь | акция |
«Подари тепло души своей» | декабрь | акция |
Весенняя неделя добра» | апрель | акция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...
КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Формирование у детей стремления больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".
Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....
Игровая программа посвященная Дню России «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Игровая программа посвященная Дню России «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»...
Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию " Моя Родина - Россия!"
Конспект внеклассного занятия по патриотическому воспитанию старшеклассников на тему "Родина моя - Россия!" Стихотворения и пословицы о Родине. Символы нашей страны....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина россия"
laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог ...
Проект по патриотическому воспитанию "Моя родина - Россия"
Цель проекта:Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма -воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развит...