Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»
рабочая программа по теме
Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, проведенные в 1-ом и 2-ом классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
![]() | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Программа патриотического воспитания младшего школьника
«Моё Отечество»
«А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь» Салтыков-Щедрин М. Е.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).
Системный подход воспитания патриотизма должен найти свое отражение в урочной, внеурочной и внеучебной деятельности младшего школьника, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
Патриотическое воспитание невозможно без участия в этом процессе родителей. Монтескье: «…лучшее средство привить любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов»
Цель программы - формирование основ патриотизма у младшего школьника.
Предполагаемый результат воспитания – гражданственность и патриотизм школьников, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность за благополучие общества и за собственное благополучие.
В основе программы положена Ленинградская концепция воспитания школьника, ключевым моментом которой является « глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет». «Малая родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории».
Программа концентрического типа, разработана на 4 года, имеет 6 ступеней:
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: | Предполагаемый результат: |
(поэтапное формирование знаний согласно ступеням программы) | Учащиеся будут знать природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, страны, о законах, правах и обязанностях учащегося, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, знание исторических памятников страны, края, города). |
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. | Прогнозируется активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе. |
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. | Младшие школьники будут уметь отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, принять участие в общественно направленном труде, бережно относиться к природе, результатам труда других, отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, укреплять свое здоровье и беречь здоровье окружающих |
Принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Направления работы:
- краеведческое;
- гражданское;
- культурно-эстетическое;
- спортивное;
- военно-патриотическое.
Мероприятия, проведенные в 1-ом классе, по программе «Моё Отечество»,
2010/2011 учебный год
Ступень программы | Направление | Мероприятие | Место в УВП | Цель | Формы и методы деятельности | Итоги |
Я и моя семья | культурно-эстетическое | «Кто Я?» «Какой Я?» «Моя любимая игрушка» «Мой лучший друг» «Мои домашние обязанности» | Классные часы | Формировать детский коллектив, ответственность к своим обязанностям | Творческая работа в виде устного сочинения | Устные иллюстрированные доклады |
культурно-эстетическое | «Моё домашнее животное» | Урок окружающего мира | Формировать ответственное отношение к своим обязанностям, чувство любви к домашним питомцам | Творческая работа в виде устного сочинения | Устные иллюстрированные доклады | |
Культурно-эстетическое | Традиции моей семьи «Радость семейного счастья» | Классный час | Формировать семейные ценности, укреплять семейные традиции | Творческая работа в виде стенгазеты | Стенгазеты | |
Культурно-этетическое | «В здоровом теле – здоровый дух» | Классный час, уроки окружающего мира | Бережно относиться к собственному здоровью, беречь здоровье окружающих | Уроки изучения нового материала, викторина | Плакаты о вредных для здоровья факторах | |
КУльтурно-эстетическое | О правилах дорожного движения (по программе школы) | Классные часы, внеучебные мероприятия | Знать и соблюдать ПДД, беречь свою жизнь и здоровье | Уроки изучения нового материала, викторины, творческие работы | Участие в городском конкурсе по ПДД | |
Краеведческое, культурно-эстетическое | «Осенины» | Внеучебное мероприятие | Формировать представление о сезонных изменениях в природе, познакомиться с сельскохозяйственной продукцией Пермского края, формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства | Творческая работа родителей | Конкурсная программа, организованная родителями | |
культурно-эстетическое | «Мама –первое слово» | Внеучебное мероприятие | Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства | Творческая работа | Конкурс рисунков, праздничный вечер, посвященный Дню матери | |
культурно-эстетическое | «А ну-ка, девочки» | Внеучебное мероприятие | Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства | Творческая работа родителей | Конкурсная программа, организованная родителями | |
культурно-эстетическое | «Мой папа самый лучший» | Внеучебное мероприятие | Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства | Творческая работа | Вечер, посвященный защитникам Отечества | |
культурно-эстетическое | «А ну-ка, мальчики» | Внеучебное мероприятие | Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства | Творческая работа родителей | Конкурсная программа, организованная родителями | |
культурно-эстетическое | «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» | Внеучебное мероприятие | Формировать детский коллектив, укреплять родственные чувства | Творческая работа родителей | Конкурсная праздничная программа | |
культурно-эстетическое | Дни именинников | Внеучебные мероприятия | Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства | Творческая работа родителей | Конкурсные праздничные программы | |
Моя школа | краеведческое | История школы | Классный час | Познакомиться с историей школы | Лекция | Конкурс рисунков |
культурно-эстетическое | Моя школа самая лучшая! | Классный час | Воспитывать любовь к школе | Творческая работа с помощью родителей | Конкурс авторских стихов | |
культурно-эстетическое | Встреча с ветераном труда, бывшим учителем школы Белавкиной Т.А. | Классный час | Познакомиться с творческой деятельностью бывшего учителя школы | Диалог | Оформление материала о Белавкиной Т.А. для музея школы | |
Мой район - Мотовилиха | краеведческое | История Мотовилихи | Классные часы | Познакомиться с историей Мотовилихинского района | Поисковая | Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады |
краеведческое | Пермь космическая (к 50-летию полёта Ю.А.Гагарина) Посещение планетария | Классный час | Коллективная поисковая работа Экскурсия | Познакомиться с историй и деятельностью Пермского планетария | Презентация | |
краеведческое | Посещение ГТРК «Вести» | Внеучебное мероприятие | Познакомиться с историей и деятельностью Пермской государственной телерадиокомпании | Экскурсия | Рисунок | |
военно-патриотическое | «Вечная слава героям войны!» | Классный час | Познакомиться с историей ВОВ, формирование чувства гордости за свою семью | Творческая работа в виде сочинения о родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны | Доклады | |
краеведческое | Разработка туристического путеводителя по Мотовилихинскому району | Внеучебное мероприятие | Познакомиться с достопримечательностями Мотовилихинского района | Коллективная поисковая работа | Диплом победителей в краевом конкурсе «Путешествие 2011» | |
спортивное | «Мама, папа, я – спортивная семья» | Внеучебное мероприятие | Формировать потребность в здоровом образе жизни | Спортивное соревнование | Спортивное соревнование | |
культурно-эстетическое | Масленица | Внеучебное мероприятие | Формировать представление о народных традициях | Народное гуляние | Грамота самому нарядному классу | |
культурно-эстетическое | Посещение кукольного театра «Вера, Надежда, Любовь», спектакль «Рождество» | Внеучебное мероприятие | Формировать духовные ценности | Просмотр спектакля | Рисунок по теме | |
гражданское | Парламентский урок | Классный час | Формировать представление о государственном строе России | лекция | Участие в интерактивной игре для младших школьников «Парламентский урок» | |
гражданское | Гражданский час | Классный час, уроки музыки и изо | Формировать уважительное отношение к государственной символике России | Лекция, уроки, творческая работа | Участие в краевом конкурсе рисунков «Государственная символика России» | |
Краеведческое, культурно-эстетическое | «Друзья птиц» | Классный час, внеучебное мероприятие | Формировать бережное отношение природе, ответственность за «братьев меньших» | Творческая работа, практическая работа по изготовлению скворечников | Благодарность от лесхоза г.Перми |
Результаты первого года обучения.
Учащиеся с интересом участвуют в мероприятиях, предусмотренных программой «Моё Отечество», повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.
Одним из внешних стимулов является участие в различных соревнованиях, конкурсах, акциях, проводимых в классе, школе, городе, крае. Эти же конкурсы показывают степень усвоения знаний, предусмотренных программой, и их применения на практике. Ученики знают традиции своей семьи, интересы своих родителей, государственную символику, государственные праздники, достопримечательности и историю Мотовилихинского района. Знания могут применять на практике.
Эмоциональная сфера учащихся 1 класса диагностирована методом наблюдения за поведением учащихся и нашла своё отражение в изобразительном творчестве. Учащиеся стараются добросовестно выполнять свои обязанности дома, в школе, в общественных местах. Дети бережно относятся к животным, продуктам труда других людей.
Уровень воспитанности, диагностируемый методом тестирования, – средний по классу.
В основном сформирован детский коллектив. Социометрические исследования показали, что отверженных в классе нет, выявлены лидеры. Учащиеся в основном научились работать в группах, а также умеют распределить с помощью классного руководителя обязанности во время коллективной работы в классе. С уважением относятся к взрослым.
Родители принимали активное участие в общественной жизни класса: организовывали и проводили праздничные мероприятия, помогали детям в поисковой и творческой работе.
Мероприятия, проведенные во 2-ом классе, по программе «Моё Отечество»,
2011/2012 учебный год
Ступень программы | Направление | Мероприятие | Место в УВП | Цель | Форма деятельности | Итоги |
Мой район - Мотовилиха | краеведческое | Достопримечательности Мотовилихинского района | Классные часы, внеурочные мероприятия | Познакомиться с достопримечательностями Мотовилихинского района | Поисковая | Оформление «Тетрадей Дружбы» |
культурно-эстетическое | Акция «Чистый берег» | Внеклассное мероприятие | Очистить береговую зону ближайшего водоема, формировать экологическое мировоззрение | Практическая работа | Чистый берег пруда Мотовилихинский | |
Краеведческое, культурно-эстетическое | Посещение музея Мотовилихинских заводов | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с историей и деятельностью АО «Мотовилихинские заводы» | Экскурсия | Доклады о продукции Мотовилихинских заводов | |
Краеведческое, культурно-эстетическое | Посещение музея Диорама | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с историей Мотовилихинского района | Экскурсия | Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады | |
Мой город Пермь | Краеведческое, культурно-эстетическое | Достопримечательности города Перми | Внеклассное мероприятие, классные часы | Познакомиться с достопримечательностями города Перми, историей города | Поисковая | 1 место в краевом конкурсе «Всем краеведам краевед», диплом финалистов муниципального конкурса «Потешные прогулки по Перми», оформление «Тетрадей Дружбы», видеоролик об истории Пермского кукольного театра |
Краеведческое, культурно-эстетическое | Посещение Музея древностей | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с древней историй Пермского края | Экскурсия | Участие в конкурсе юных археологов | |
Краеведческое, культурно-эстетическое | Посещение Пермской галереи | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с экспонатами галереи | Экскурсия | Рисунки, отзывы об экскурсии | |
Краеведческое, культурно-эстетическое | Автобусная экскурсия по Перми | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с достопримечательностями Перми | Экскурсия | Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады | |
культурно-эстетическое | «Рождественские звездочки» в «Новогодних приключениях» | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с историей праздника Рождество, формировать духовные ценности | Творческая работа | 1 место в краевом конкурсе «Новогодние приключения» | |
культурно-эстетическое | Светлый праздник Пасха | Урок музыки, технологии, классный час | Познакомиться с историей праздника Пасха, формировать духовные ценности | Творческая работа, урок | Праздничные открытки | |
культурно-эстетическое | «Волк и семеро козлят на новый лад» (к празднику 8 марта) | Внеурочное мероприятие | Формировать семейные ценности | Творческая работа | Праздничный вечер для мам и бабушек | |
культурно-эстетическое | «Богатырские забавы» | Внеклассное мероприятие | Формировать семейные ценности | Конкурс для пап | Грамота за участие | |
культурно-эстетическое | Дни именинников | Внеурочные мероприятия | Формировать детский коллектив, традиции, укреплять родственные чувства | Творческая работа родителей | Конкурсные праздничные программы | |
Культурно-эстетическое | О правилах дорожного движения (по программе школы) | Классные часы, внеклассные мероприятия | Знать и соблюдать ПДД, быть ответственным пешеходом и пассажиром | Уроки, тренинговые занятия, творческая работа | 1 место в городском конкурсе по правилам дорожного движения «Дорога и мы» | |
Мой Пермский край – любимый край | краеведческое | Природа Прикамья | Классный час, урок окружающего мира, внеклассное мероприятие | Познакомиться с природным богатством Пермского края, беречь природные ресурсы | Поисковая, творческая | Оформление «Тетрадей Дружбы», доклады, 1 место в краевом конкурсе «Помоги реке» |
Краеведческое, культурно-эстетическое | Экскурсия в Лысьвенский краеведческий музей | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с историей и достопримечательностями города Лысьва | Экскурсия | Рисунок, отзыв об экскурсии | |
Краеведческое, культурно-эстетическое | Экскурсия в музей под открытым небом в городе Чусовой | Внеклассное мероприятие | Познакомиться с историей и достопримечательностями города Чусовой | Экскурсия | Рисунок, отзыв об экскурсии | |
спортивное | «Веселые старты» | Внеурочное мероприятие» | Формировать потребность в здоровом образе жизни | Спортивное соревнование | 1 место среди учащихся 1-2 классов | |
военно-патриотическое | Встреча с ветераном вооруженных сил СССР , майором запаса Исайкиным П.А. | Внеурочное мероприятие | Формировать чувство гордости и благодарности за подвиг советских солдат в годы ВОВ | Диалог | Отзывы о встрече | |
военно-патриотическое | Конкурс чтецов, посвященный Победе в ВОВ | Внеурочное мероприятие | Формировать чувство гордости и благодарности за подвиг советских солдат в годы ВОВ | Творческая работа | 2 место в школе | |
гражданское | Права и обязанности ребенка | Классный час | Формировать правовую культуру учащихся | Диалог | Участие в конкурсе рисунков «Нарисуем права» |
В 3-ьем и 4-ом классах будет продолжена работа по изучению Пермского края, будет изучаться история, культура, природа нашей страны – России, а также будет происходить «наращивание» первых ступеней программы. Согласно принципам программы будет увеличена доля гражданского и военно-патриотического воспитания. Конкретные мероприятия будут разработаны на основе анализа воспитательной работы за 2-ой и 3-ий год обучения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель программы: формирование основ патриотизма у младших школьников
Срок реализации - 4 года.
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: Предполагаемый результат: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине . ( поэтапное формирование знаний согласно ступеням программы) Учащиеся будут знать природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, страны, о законах, правах и обязанностях учащегося, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, знание исторических памятников страны, края, города). 2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Прогнозируется активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе. 3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Младшие школьники будут уметь отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, принять участие в общественно направленном труде, бережно относиться к природе, результатам труда других, отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками, укреплять свое здоровье и беречь здоровье окружающих
Направления Краеведческое Культурно-эстетическое Гражданское Спортивное Военно-патриотическое
Мероприятия, проведенные в 1-ом и 2-ом классах обучения Рассказы о себе, своей семье
Мероприятия, организованные родителями
Новогодние превращения можно посмотреть по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=ff2lRKW7NaI&feature=BFa&list=UUv1zUONGTi_VnkWymmbOgZw
Новогодние приключения «Рождественских звездочек» http://www.youtube.com/watch?v=lGWnisEoLLM&feature=relmfu http://youtu.be/fb40fTjXSjA
Мероприятия, подготовленные для родителей «Волк и семеро козлят на новый лад» можно посмотреть по ссылке: http://youtu.be/aFOT7ZV3r5s
Мероприятия, проведенные совместно с родителями
Акция «Чистый берег» http://www.youtube.com/watch?v=JrsWfcbKf_I&feature=email http://www.youtube.com/watch?v=ycixdlUObcs&feature=channel&list=UL
Стенд для изучения темы по ПДД «Перекресток», изготовленный совместно с родителями
Моя школа Что такое школа? Это –дети. Заспанные дети на уроках, Школа дает нам много знаний. Ходим в школу мы с удовольствием. Школа, наша любимая Нам без тебя не прожить ни дня. Уроки, задания, задачи, диктант – Все это нужно так нам! Что такое школа? Это – встречи! Встречи с настоящими друзьями, С теми, кто дороже всех и ближе всех на свете. Наша дружба будет вечно с нами. Наша школа лучше всех! И другой на свете нет. Мы пришли сюда учиться, Не хотим переводиться! В первый класс пришли недавно Мы в начале сентября. И взрослеть мы начинали По страничкам букваря. Буквы, палочки, крючочки – Это было год назад. Во втором мы зависаем, Настроение наше – класс! Учат русскому, литературе, математике у нас, И английский изучаем, рисование и труд. А старанье и терпенье Нам всегда помогут тут! По ступенькам выше, выше – И придем в последний класс. Круто! Мы учимся здесь! И для нас и для нас весь мир Открыт впереди! Нелегко стать звездой, но с тобой Скоро этот мир удивим!
Достопримечательности и история Мотовилихинского района в «Тетрадях Дружбы»
Достопримечательности и история города Перми в «Тетрадях Дружбы»
В нашем городе есть уникальное просветительское учреждение, сочетающее достижения науки, техники и искусства, http://youtu.be/lc5vLXkgOfo
Кукольный театр города Перми http://www.youtube.com/watch?v=FnncsxE2pW0&feature=youtu.be
Природа Пермского края в «Тетрадях Дружбы»
Встречи с ветеранами
Нарисуем права
Изучаем государственную символику
Экскурсии
Наши победы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-201903-1360808368.jpg)
Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Программа патриотического воспитания младших школьников
Программапатриотического воспитания младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-173253-1379353124.jpg)
Программа патриотического воспитания младших школьников "Патриот"
Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества....
Программа патриотического воспитания младших школьников "Моя родословная",
Данная программа способсвтует формированию патриотического восптания у обучающихся начальной школы, так как именно с семьи закладываются отвественность и чувство гордости за свою страну. Изучение...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-392116-1390834375.jpg)
Программа патриотического воспитания младших школьников «Кадеты – наследники Победы»
Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-965397-1697605463.jpg)
проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс
проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/20/picture-1549183-1734672690.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание младших школьников на основе педагогических принципов хоровой школы"
Целью программы является создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность....