Игра-путешествие «Устное народное творчество»
классный час (3 класс) на тему

Сложеникина Наталья Ивановна

Обобщить знания,полученные на уроках;сформировать целостное представление об устном народном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

                Игра-путешествие «Устное народное творчество»

Цели: обобщить знания,полученные на уроках;сформировать целостное представление об устном народном творчестве.

                                                                     Ход игры

Ведущий:Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране,которая называется «Устное народное творчество» Что означает каждое слово в названии этой страны?

Из поколения в поколение передавалась народная мудрость.Но эта связь может прерваться,если мы свами разучимся петь,играть,мечтать о будущем,ценить прошлое.

Так как это необыкновенная страна,надо выбрать и соответствующее средство передвижения. На чем передвигались люди произведениях устного народного творчества?(на печке,на ковре-самолете,в сапогах-скороходах)Вот и мы отправимся в путешествие на печке.

Кто передвигался на ней?В какой сказке?(Ответы учащихся)

Можно отправляться в путь!Но почему же печка стоит на месте? Надо прочитать заклинание!

По щучьему велению,по моему хотению,ну-ка печь ,поезжай!(на доске вывешивается рисунок,где нарисована страна «Устное народное творчество».На рисунке обозначено несколько станций)

Ведущий:Посмотрите,видна большая станция. Печка,надо тормозить!

Станция  «Сказочная»

Ведущий:Сказка-один из любимейших жанров устного народного творчества. Её любят взрослые и дети. Когда-то очень давно сказки только рассказывали вслух,никто их не записывал.Самым первым их творцом был народ,который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости,о лучшей доле для бедняка,рассказывал о красоте,уме,трудолюбии простых людей.Сказки появились в результате мечтаний людей о полете,о передвижении со скоростью ветраи о многом другом.Как мы видим сейчас,все эти мечтания люди смогли превратить в жизнь.Поэтому и говорят: Сказка-ложь,да в ней намек-добру молодцу урок.»

Какие бывают сказки?(о животных,волшебные,бытовые) Приведите примеры.

Игра  «Угадай сказку»(по иллюстрации надо узнать сказку или её героев и определить,к какой группе сказок она относится)

У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы,

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

К дому подошла-обманула петуха,

Унесла его в темные леса,

За высокие горы,за быстрые реки.  (Петушок-золотой гребешок)

Ждали маму смолоком,

а пустили волка в дом. (Волк и семеро козлят)

летела стрела и попала в болото,

а в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей,

Сделалась мигом красивой,пригожей?  (Царевна-лягушка)

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад,

Перья светятся огнем,

И светло в ночи ,как днем.(Жар-птица)

Бабусю знает целый свет,

Ей всего лишь 300 лет,

Там на неведомых дорожках

Дом её на курьих ножках. (Баба –Яга)

Игра Бабы-Яги:участники опускают ногу в  «ступу»-ведро,берут метлу в руку и идут до финиша.

Станция «Пословица»

Ведущий:пословицы относятся к древнему жанру устного народного творчества. Их называют  золотыми зёрнами русского языка,сокровищами народной мудрости.  «Без пословицы речь не молвится,пословица-всем делам помощница»,-говорили на Руси.Благодаря пословицам наш язык становится образнее,красочнее,ярче.Асами мы немножечко мудрее.

О чём бывают пословицы? Какие пословицы вы знаете?

Игра  «Закончи пословицу»

Труд человека кормит…(а лень портит)

Делу время…(а потехе час)

Любишь кататься…(люби и саночки возить)

Кошке игрушки…(мышке слезки)

Без труда не вытащишь …(и рыбку из пруда)

Игра «Вспомни и назови»

У кого глаза велики? (у страха)

На какой роток не накинешь платок? (на чужой)

Чем горю не поможешь? (слезами)

Под какой камень вода не течет?(под лежачий)

-Подберите пословицу к ситуации

Какую пословицу вспомнят родители,если сын или дочь взялись занесколько дел сразу и ни одного не довели до конца?(за двумя зайцами погонишься,ни одного не поймаешь.)

Какую пословицу вспомните,если долго не могли решить задачу,а кто-то вам помог? (Ум хорошо,а два  лучше.)

А если взялся что-то делать,поторопился и у тебя ничего не получилось? (Поспешишь-людей насмешишь.)

В какой послоице говорится о том,что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведет)

1-ый ученик

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они-великие помощницы

И в жизни верные друзья.

2-ой ученик

Порой они нас наставляют,

советы мудрые дают,

порой чему-то поучают

и от беды нас берегут.

Станция «Музыкальная»

1-ая ученица

Тихо-тихо рядом сядем-

Входит музыка сюда

В удивительном наряде:

Разноцветном,расписном.

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг.

2-ая ученица

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Звучит русская народная мелодия.

Ведущий:

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах-

На покосах,на морозах,

На санях и на лугах.

Ведущий:С песней радовались и веселились.Песней успокаивали,баюкали,оберегали.(звучит колыбельная песня)

Станция « Загадка»

Ведущий:Остроумны и разнообразны русские народные загадки о доме,людях,животных,предметах,которые окружают человека.

Отгадаем некоторые из них.

Где четыре брата под одной крышей стоят? (стол)

Кто всегда идет,а с места не сходит? (часы)

Днем спит,ночью летает,мышек собирает.(сова)

Растет она вниз головой,

Не летом растет,а зимой,

но солнце её припечёт,

заплачет она и умрет. (сосулька)

всякому мальчику по чуланчику.(перчатки)

-Какие загадки вы знаете?(проводится игра с деревянной ложкой,которая передаётся друг другу под музыку.Как только музыка останавливается,тот ,у кого оказалась ложка ,загадывает всем загадку)

Станция « Игровая»

Ведущий: На Руси немало игр,в которые любили играть дети.Давайте и мы поиграем.

Выходи,не ленись!

Поиграй,веселись!

Так говорили скоморохи,зазывая народ на игры. А как выбирали водящего?(с помощью считалки)

Выбираем водящего с помощью считалки!

Игра «Жмурки»

Игра  «Пугало»(все становятся в круг,опустив руки,называют различных птиц,при слове ВОРОБЕЙ машут руками,ВОРОНА-хлопают в ладоши над головой,СИНИЦА,СКВОРЕЦ,ЛАСТОЧКА-все снимают «шляпу»,чтобы приветствовать гостей)

Ведущий:

Ну вот,пора нам уезжать.

Устали все ,наверно.

В путь! Отправляемся скорей,

Вези нас ,печка,веселей!

Вот и закончен наш маршрут,

Но помните ,ребята,

Что нас здесь с нетерпеньем ждут

С рассвета до заката!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»

Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»

Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...