Сценарий игры - путешествия по стране «Устное народное творчество»
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_putesheshstvie.zip | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - путешествие по стране «Устное народное творчество»
Проводится в рамках Всероссийского урока литературного чтения.
Цель: прививать любовь к устному народному творчеству, развивать кругозор, любознательность, мышление, сообразительность, речь. Сформировать понимание устного народного творчества как части культуры народа.
«Русский народ создал огромную известную литературу:
мудрые пословицы и хитрые загадки,
весёлые и печальные обрядовые песни,
торжественные былины, героические, волшебные,
бытовые и пересмешные сказки»
Л. ТОЛСТОЙ
Оборудование
- Книги на выставку с произведениями устного народного творчества,
- Корзина с орешками.
- Иллюстрации к сказкам
- Резинки, обручи, мячи- для конкурсов.
- Напечатанные задания для команд (См. в «Приложении»)
- Подготовка костюмов к празднику: мальчикам- головные уборы с цветочками, девочкам- платочки , певице и ведущей- хозяйке - русские народные костюмы взять на прокат .
- Костюмы и реквизит для участников сказки «Каша из топора»: посуда, топор, борода, рюкзак, солдатская фуражка.
- Оформление зала: на сцене: стол, 4 стула, посуд, топор, рюкзак, котелок), в зале: столы для команд, стулья для зрителей. Стол для ведущей и жюри.
Использованная литература:
- Журнал «Начальная школа» Х«2 , 2007г., стр.-95-96.
- Журнал «Педсовет» № 9, 1999г., стр. 1.
- Сборник сценариев для начальной школы, 20007 год, с 65-68.
План - конспект открытого внеклассного занятия,
проводимого в рамках Всероссийского урока литературного чтения
Занятие проводилось в форме игры – путешествия по стране «Устное народное творчество».
СЦЕНАРИЙ:
ХОЗЯЙКА: - Здравствуйте, гости дорогие! Веселья Вам да радости! Я уж Вас жду, поджидаю, веселья не начинаю!
- Припасла я вам забавушек на всякий вкус! Кому - правда, кому- сказка, кому-песенка.
- Если вы готовы, отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество»!
-Для путешествия приглашаются команды 4-а, 4-6, 4-в классов.
- Слушаем названия команд!
- Да, я тут для вас припасла целую корзину орешков! Вы их весь праздник собирайте, они вам пригодятся в конце нашей игры. (Каждый правильный ответ оценивается орешком - в конце игры подведем итог: у кого орешков больше, та команда и победила!)
Вопросы зрителям:
-Что такое устное народное творчество?
-Назовите жанры произведений, которые к нему относятся.
СТАНЦИЯ № 1 – ПОСЛОВИЦЫ
Вопросы зрителям
- Что такое пословицы? (Краткие мудрые изречения) -Какова роль пословиц в нашей жизни?
- Какие пословицы знаете вы?
Задание №1 командам (команды получают на листиках, см. ПРИЛОЖЕНИЕ) : - Напишите пословицы о труде
(Делу- время, потехе- час,. Терпенье и труд все перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда...)
- Напишите пословицы о дружбе
(Нет друга- ищи, а нашёл - береги. Один за всех- все за одного. Старый друг лучше
новых двух...)
Задание зрителям: Вспомните пословицы с числами 1, 2,7
(Один в поле не воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Старый друг
лучше новых двух. У семерых нянек дитя без глазу ходит )
Проверяем работу команд
Задание №2 командам (команды получают на листиках) :
- К каждой пословице найдите её концовку, подумайте над смыслом:
Лесом шёл, вода не течет.
Под лежачий камень а дров не видел.
Мороз невелик, да шагнуть подальше.
Встать пораньше а стоять не велит.
Задание зрителям .-Вспомните начало пословицы ... делаешь на смех (Делаешь на спех)
... щепки летят (Ле срубят).
Проверяем работу команд:
4-а-первая пословица и смысл*
4-б-вторая пословица и смысл
4~в третья пословица и смысл
Смысл четвертой пословицы вы должны были написать, смотрим...
СТАНЦИЯ №2 «ПЕСНИ»
Хозяйка: - У меня есть для Вас подарок!
- Слушайте!
( Исполняется русская народная песня «Я на горку шла.,.»)
-А какие русские народные песни знаете вы? (колыбальные, частушки,
«Коробейники», «Валенки», «Сапожки», «Калинка- малинка», «Во поле
береза стояла...»)
Давайте встанем в хоровод и исполним русскую народную песню «В о поле береза
стояла». (Исполнение песни)
СТАНЦИЯ № 3 «СКОРОГОВОРКИ»
ХОЗЯЙКА:
-Вы сейчас сами догадаетесь, о каком жанре устного народного творчества
мы будем говорить...
-Вот послушайте, (хозяйка читает скороговорки:
- Три корабля лавировали, да не вылавировали. -Добр бобр до бобрят.
- Вы слыхали про покупки? Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!) -Что это? (скороговорки)
-Для чего они нужны? (для развития чистоты произношения)
- Чем интересны? (отработка какого-либо звука)
Задание №3, для капитанов: выбирают скороговорку и учат за Шинуту:
- Ушёл косой козёл с косой. -У пеньков опять пять опят.
- Все покупки у прилавка упакованы в кульки. Задания зрителям
-Какие скороговорки знаете вы?
Проверяем работу капитанов.
СТАНЦИЯ №4 «СКАЗКИ».
ХОЗЯЙКА:
-Внимание! Смотрим на сцену. (Дети показывают сказку «Каша из топора». Сценарий
сказки см. в «Приложении».)
- Каков жанр этого произведения?
- Как оно называется?
-Итак, мы на станции «СКАЗКИ».
СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!.
Задание командам Ns4:
-Дайте характеристику главным героям.
Старуха (какая?)
Солдат (какой?)
Задания зрителям:
-По иллюстрациям дать название сказок
Проверяем работу команд, чем больше эпитетов подобрали, тем больше орешков заработали.
Задание командам №5: Подумайте над сказкой:
-Сколько героев было? Напишите.
-Напишите слова, которые чаще всего повторяются в сказке.
- Запишите вывод или главную мысль сказки
Сказка «Колобок» Сказка «Репка» Сказка «Петушок-золотой гребешок» Сколько героев? Сколько героев? Сколько героев? Дедушка, Бабушка, Дедка, Бабка, Внучка, Петушок, кот, лиса. Колобок. Заяц, Волк, Жучка, Кошка, Мышка. Медведь, Лиса. Повторяющиеся слова: Повторяющиеся слова: Повторяющиеся слова: «Я Колобок, Колобок, по «Бабка за дедку, дедка за «Петушок, Петушок, золотой амбару метен, по сусекам репку.,., тянут, потянут - гребешок! Выгляни в окошко, скребён, я от бабушки вытянуть не могут!» дам тебе горшка!» ушёл, я от дедушки ушёл и от тебя... у иду!» Главная мысль: Главная мысль: Главная мысль: Не надо забывать об Если дружно, то хорошо. Нужно быть послушным, осторожности! (Дружно не грузно, а врозь - иметь хороших друзей. (Не (Простота хуже хоть брось.) имей сто рублей. А имей сто воровства) друзей.) |
Вопросы зрителям и болельщикам 4-а класса:
- Его пытались съес/nh пятеро, а удаюсь шестому. (Колобок)
- Сестра Иванушки. (Алёнушка)
- Пресмыкающееся с тремя и более головами. (Змей-Горыныч)
- Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кашей)
- Мужское имя в русских народных сказках. (Иван)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
- Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси- лебеди» у Бабы Яги? (Золотым яблочком)
- Кто выручил петушка 6 русской народной сказке «Кот, Петух и Лиса»? (Кот)
Вопросы зрителям и болельщикам 4-6 класса:
1)Из какой сказки выражение «Как аукнется, так и откликнется»?(«Лиса и Журавль») 2)Предмет, благодаря которму царевич нашёл себе жену,
(Стрела
)■ 3)В чём нес медведь девочку вместе с пирогами? (Короб)
- Этим подавился Петушок. (Зернышко).
- Посуда, из которой Журавль кормил Лису. (Кувшин)
- На её кончике смерть оного из сказочных героев. (Игла)
- Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля)
8)В какой сказке под снежной периной девочка увидела зелёную травку? («Мороз Иванович»)
Вопросы зрителям и болельщикам 4-в класса:
- Эта птица иногда превращается в кривенькую девочку. (Уточка)
- Кличка сказочного коня (Сивка)
- Без этого домашнего животного не обходится большинство русских народных сказок. (Конь)
- Жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках)
- Из чего солдат варил кашу? (Из топора)
- Имя героя, который ездил на печи (Емеля)
- Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочку)
- Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и серый Волк» (Хвостом)
Проверяем работу команд (Команды зачитывают свои ответы на вопросы)
СТАНЦИЯ №5 БЫЛИНЫ
ХОЗЯЙКА:
-Скажите, гости дорогие, в каких произведениях рассказывается о
богатырях Земли Русской? (В былинах)
Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Минула Селянинович, Вольга Святославович, Святогор) -Сейчас мы посмотрим, кто из
вас сильнее, выносливее, кто может стать богатырем Земли Русской. (Проводятся подвижные конкурсы среди команд от каждого класса, за 1-е место даётся 3 орешка, за 2-е место- 2 орешка, за 3- дается 1 орешек. Все орешки собираются капитанами команд, для подведения итога игры-путешествия.) Конкурс «Конек-Горбунок»
Участникам предстоит изобразить Конька-Горбунка. Для этого потребуется волейбольный мяч. Участники сгибаются в поясе, берут мяч и кладут его себе на спину. Мяч можно придерживать рукой, оставаясь в полусогнутом положении. Во время скачки «Коньки- Горбунки преодолевают препятствия, при этом делать надо всё быстро и не потерять горб. Конкурс «Змей Горыныч»
У этого сказочного существа, как известно три головы, четыре лапы и два крыла. Изобразить Змея Горыныча просто: трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связываются с ногами партнеров, стоящих по бокам, должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев. Добежав до финиша, Змей Горыныч возвращается и передает эстафету следующим участникам.. Побеждает команда, которая закончит эстафету. Конкурс «Теремок»
Для начала вспомним, кто жил в теремке. Роль теремка выполняет обруч. Эстафету начинает «Мышка», она бежит к финишу, где лежит обруч -«Теремок». Добежав, продевает обруч через себя, кладет на место и бежит за следующим участником. Теперь они бегут к «теремку» вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, они вдвоем пролезают через обруч, не расцепляя при этом рук. Затем бегут за третьим и т. д. до шестого участника. Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Медведь» берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками к старту. Кто сюжет этой сказки «расскажет» быстрее, тот и выиграл.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ХОЯЙКА:
-Скажите, гости дорогие, о каких жанрах устного народного творчества мы
сегодня говорили?
-Но мы не все жанры назвали, о чем не говорилось на сегодняшнем
празднике? (О загадках, считалках, дразнилках, героических песнях,
библейских сказаниях, легендах)
-Да, разнообразно устное народное творчество, чтобы лучше его узнать и ещё больше
его полюбить, нужно больше читать книг. Наша библиотека
представляет для вас выставку книг и сборников с произведениями устного народного
творчества и приглашает вас посетить нашу библиотеку.
-Скажите, команды, сколько орешков вы сегодня собрали за игру?
(Распределяются места)
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЕ №1.
НАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦЫ О
ТРУДЕ
НАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦЫ О
ДРУЖБЕ
ЗАДАНИЕ № 2.
СОБЕРИТЕ ПОСЛОВИЦЫ
1 .Лесом шёл, вода не течет.
2.Под лежачий камень а дров не видел.
З.Мороз невелик, да шагнуть подальше.
4Встать пораньше а стоять не велит.
Запишите смысл 4-ой
пословицы
ЗАДАНИЕ №3. Выучи за одну минуту
Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
ЗАДАНИЕ №3 Выучи за одну минуту:
Ушёл косой козёл с косой.
ЗАДАНИЕ №3: Выучи за одну минуту::
У пеньков опять пять опят.
ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЕ№4
Охарактеризуйте главных героев. СОЛДАТ(
какой?)
СТАРУХА
(какая?)
ЗАДАНИЕ №5: Подумайте над сказкой.
СКАЗКА «РЕПКА»
- Сколько героев? (перечислите)_
- Напишите слова, которые чаще всего
повторяютс
3. Запишите главную мысль произведения (можно
пословицей)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каша из топора. За столом сидят СТАРИК, СТАРУХА, ВНУЧКА. Они ужинают.
СТАРУХА:: Ешьте, ешьте пироги,
Пироги из кураги,
Пейте молоко и чай ВНУЧКА: Мне конфетку к чаю Дай
СТАРУХА: Тише, Маша, не кричи,
Ешь-ка лучше калачи.
Раздается стук в дверь
СТАРИК: Кто же к нам пришёл? СТАРУХА: А у нас тут полный стол...
Этот поздний гость не зван,
Отнесу еду в чулан.
Старуха убирает еду со стола, старик отворяет дверь. Входит солдат.
СОЛДАТ: Вечер добрый добрым людям!
СТАРИК: Проходи вечерять будем СТАРУХА: Вот, солдат, чайку попей. СОЛДАТ: Мне б сейчас горячих щей!
И краюшка хлеба с салом
Тоже бы не помешала. СТАРУХА: И, служивый, где там сало,
Хлеба нынче не видала. СТАРИК: Бабка, ну а калачи? СТАРУХА: Что ты старый? Уж молчи...
ВНУЧКА: Ну а может пироги? СТАРУХА: Шутишь, Машенька? Беги, Принеси лучше водицы, Чтоб служивому умыться.
СОЛДАТ: Не печальтесь, я сейчас
Кашу наварю для вас.
Где тут мой стоит мешок?
СТАРУХА: Что в мешке-то?
СОЛДАТ: котелок.
Печку, бабка, разжигай
Да чуток водицы дай.
Кашу сварим на ура?
СТАРУХА: Из чего?
СОЛДАТ (посмеивается)
Из топора... Уж топор -то у вас есть?
СТАРУХА: Принесу его сейчас...
Приносит топор, СОЛДАТ кладет топор в котелок
СОЛДАТ (помешивает в котелке) Пусть поварится немножко, Я пока взгляну в окошко... Ветер за окном шумит... Бабка, каша уж кипит! Ишь ты, как она бурлит, Её б малость подсолить. СТАРУХА: На, служивый ложку соли. ВНУЧКА: Доварили кашу, что ли? СОЛДАТ: Всё, уже почти готова... Маслица б сюда какого. Каша вышла бы на славу! СТАРУХА: Ну , не знаю даже, право, Сальца там кусочек был... СОЛДАТ (помешивает в котелке) Ах ты, чуть не позабыл! Прихвати чуток пшена! Аи да каша, аи чудна! А теперь прошу всех сесть, Сейчас будем кашу есть! СТАРИК (смеясь): Ох, служивый , и хитрец, Бабку обобрал вконец: И крупу , и соль, и сало Из чулана все достала! ВНУЧКА:
Ты, бабуля. Не ворчи: Всё, что есть на стол мечи: Щи, сметану, хлеб и сало, Пироги и калачи...
СТАРУХА: Ну, служивый, ты и плут! Так старушку обмануть! СТАРИК: Видно вышел тут прокол. Что ж солдат, садись за стол, Угощайся, чем богаты,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
путешествие по жанрам устного народного творчества
Это мероприятие проводилось в 1-2 классах....
Игра – путешествие по стране «Устное народное творчество»
Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество»...
Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Внеклассное мероприятие для начальных классов...
Внеклассное занятие Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению....
«Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Открытое внеклассное мероприятие для 3 класса на тему:«Путешествие в страну «Устное народное творчество»»...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»
Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...
Разработка урока. Путешествие по городам устного народного творчества
1.Образовательные цели: В игровой форме обобщить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»; закрепить знания о жанрах устного народного творчества ,традициях русского народа....