Социальный проект по поддержке наименее защищенных слоев населения: пенсионеров и ветеранов ВОВ «Уроки поколений».
календарно-тематическое планирование на тему
В связи с обостряющимися проблемами со здоровьем и снижением общественной активности, многие люди преклонного возраста ощущают собственную невостребованность. Человек пожилого возраста стоит перед многими трудностями, решать которые нужно немедленно, поскольку откладывать некуда. Да и сама приближающаяся перспектива окончания жизни не вызывает особой радости. Кроме этого, к тревожности приводят и такие вопросы, как любовь, профессиональный престиж, любимая работа или идея.
В любом возрасте трудно исследовать страхи. Тем не менее,
психологические исследования показывают, что у женщины 60 – 70 лет чаще всего проявляются опасения перед одиночеством, болезнью, смертью и будущим. Старше 70 лет испытывают страх перед смертью и болезнью, а также перед плохими людьми и одиночеством. Хотя в более старшем возрасте происходит адаптация к одиночеству. Мужчины же менее интенсивно переживают страх перед одиночеством. Иногда у женщин появляется страх преследования. Страшно дать отчет о прожитой жизни. Усилие биологических страхов связано, прежде всего, со снижением активности.
Мужчины 60 -70 лет проявляют страх перед смертью, чужой и собственной агрессией, перед собственной беспомощностью, судьбой, совершенными ошибками. Они также высказывают свои опасения за детей и будущее, что говорит о большом чувстве ответственности. Хотя большинство мужчин редко признают свои страхи, видимо, считая их проявлением слабости.
Пожилые женщины склонны к более выраженной тревожности, чем мужчины. Возможно, мужчины успешней справляются со своими страхами. Важно, чтобы семья внимательно относилась к проявлениям страхов своих пожилых близких. Обычно же чужой страх и тревожность действуют на окружающих как нечто отталкивающее. Поэтому семья не только не помогает облегчить переживания, но и усугубляет их своей легкомысленностью. Хотя простая попытка понять и чем – то помочь, даже просто сочувственно выслушать, является важным терапевтическим средством. Задушевная беседа может надолго вернуть хорошее настроение пожилому человеку.
На тревожность пожилого человека влияет внутренняя напряженность, повышенная впечатлительность, отсутствие веры в себя, чувство неуверенности, чрезмерные трудности адаптации, пассивность. Разнообразие впечатлений, активность пожилых людей, многочисленные социальные контакты несколько развеивают состояние тревожности. Причем у мужчин и у женщин степень тревожности в старом возрасте примерно одинаковая. Различие только в проявлении этого состояния. У женщин форма тревожности более открытая, чем у представителей противоположного пола. Интересно еще, что у мужчин усиливается тревожность со времени пребывания на пенсии.
Первым шагом на пути к сознательному управлению своих эмоций и преодолению отдельных из них должны стать психологические знания, позволяющие описывать и распознавать свое психическое состояние, особенно отличать страх и тревожность от физического напряжения. Важно создать такие условия, чтобы человек в старости не чувствовал себя отторгнутым, чтобы он мог в гармонии доживать оставшиеся дни.
Многие современные пожилые люди сокрушаются, что у них не было возможности получить хорошее образование и получить лучшую квалификацию. Однако у них сохранилось чувство гордости, что с ранних лет они могли зарабатывать себе на жизнь, а это выработало у них такие качества, как обязательность и дисциплинированность. Именно этим чертам они приписывают свои жизненные достижения.
Люди из богатых семей с удовольствием вспоминают свои молодые годы. Однако упрекают своих родителей в том, что они не смогли подготовить их к жизненным трудностям. Очень редко происходит, когда старики не находят в своей жизни отрицательных сторон, одобряют всю прожитую жизнь без исключений.
На адаптацию к старости влияют отдельные факторы: состояние здоровья, черты личности, жизненный опыт и актуальное положение старых людей, т.е. стереотип старого человека, существующий в обществе. Именно эти факторы, а не календарный возраст решают вопрос о хорошем или плохом приспособлении к старости. Поэтому в этом вопросе главное принимать во внимание индивидуальность человека и условия его жизни, т. е. нужно обращать внимание на психологические аспекты старости.
Активность в пожилом возрасте повышает жизнеспособность людей. Уже давно доказана физиологическая и психическая связь. Некоторые даже утверждают, что психическое умирание ускоряет физическое. Активность для старых людей является действительно животворной. Она группируется вокруг двух моментов: выполнение полезной работы, и удовлетворение различного рода интересов. И то и другое способствует сохранению функций тела и духа, позитивной самооценке, противодействует чувству пустоты и одиночества.
Многие пенсионеры даже после достижения пенсионного возраста продолжают заниматься профессиональной деятельностью. В пожилом возрасте она имеет особое значение. Профессиональная работа является не только способом распределения времени, но и создает чувство удовлетворенности у пенсионеров. И даже если их материальное положение позволяет им отказываться от работы, чувства одиночества и другие мотивы часто мешают это сделать.
С возрастом, естественно, интеллектуальные и физические возможности человека постепенно снижаются. Старые люди хуже реагируют на раздражители, чем молодые. Изменения охватывают зрительную, слуховую и обонятельную чувствительность. Но это не влечет за собой изменения в целом. Кроме того, знакомое окружение пожилые люди воспринимают значительно легче, чем новое. Явное снижение интеллектуальных возможностей наступает в возрасте 60 – 80 лет. Это вызывает замедление действий, однако они могут приспособиться к новому характеру работы.
Старение неизбежно для каждого человека. Но возрастные особенности не всегда совпадают с биологическими ощущениями. Поэтому различают понятия календарного или хронологического возраста, в основе которого лежит дата рождения, и биологического или функционального возраста, который зависит от личных качеств человека и условий его жизни.
Пожилые люди имеют огромный жизненный опыт, они являются носителями национальных традиций и свидетелями многих исторических событий, поэтому воспитание детей и молодежи необходимо осуществлять во взаимосвязи поколений. Для обеспечения такой связи был разработан проект привлечения ветеранов к активному участию в жизни детей и подростков «Бабушкина школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroki_pokoleniy.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр содействия молодёжи»
Социальный проект
по поддержке наименее защищенных слоев населения:
пенсионеров и ветеранов ВОВ
«Уроки поколений».
Автор проекта:
Закирова М.И.
Заведующая
подростковым клубом
«Восток»
Альметьевск
Введение.
В преддверии 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Президент Российской Федерации Владимир Путин во время «Прямой линии» с россиянами поднял вопрос о том, что в первую очередь, следствие проблем образования в том, что подростки не понимают, в какой стране они живут, не чувствуют связи с предыдущими поколениями. Они не понимают, что то, что сделали ветераны во время Второй мировой войны и это и предмет их собственной гордости. Во время становления независимости нашего государства большое значение приобретает патриотичное и гражданское воспитание. Юное поколение должно помнить, что оно живет не только хлебом, поэтому нужно уважать ветеранов и участников и тружеников Великой Отечественной войны и не разрывать связь поколений.
В связи с обостряющимися проблемами со здоровьем и снижением общественной активности, многие люди преклонного возраста ощущают собственную невостребованность. Человек пожилого возраста стоит перед многими трудностями, решать которые нужно немедленно, поскольку откладывать некуда. Да и сама приближающаяся перспектива окончания жизни не вызывает особой радости. Кроме этого, к тревожности приводят и такие вопросы, как любовь, профессиональный престиж, любимая работа или идея.
В любом возрасте трудно исследовать страхи. Тем не менее,
психологические исследования показывают, что у женщины 60 – 70 лет чаще всего проявляются опасения перед одиночеством, болезнью, смертью и будущим. Старше 70 лет испытывают страх перед смертью и болезнью, а также перед плохими людьми и одиночеством. Хотя в более старшем возрасте происходит адаптация к одиночеству. Мужчины же менее интенсивно переживают страх перед одиночеством. Иногда у женщин появляется страх преследования. Страшно дать отчет о прожитой жизни. Усилие биологических страхов связано, прежде всего, со снижением активности.
Мужчины 60 -70 лет проявляют страх перед смертью, чужой и собственной агрессией, перед собственной беспомощностью, судьбой, совершенными ошибками. Они также высказывают свои опасения за детей и будущее, что говорит о большом чувстве ответственности. Хотя большинство мужчин редко признают свои страхи, видимо, считая их проявлением слабости.
Пожилые женщины склонны к более выраженной тревожности, чем мужчины. Возможно, мужчины успешней справляются со своими страхами. Важно, чтобы семья внимательно относилась к проявлениям страхов своих пожилых близких. Обычно же чужой страх и тревожность действуют на окружающих как нечто отталкивающее. Поэтому семья не только не помогает облегчить переживания, но и усугубляет их своей легкомысленностью. Хотя простая попытка понять и чем – то помочь, даже просто сочувственно выслушать, является важным терапевтическим средством. Задушевная беседа может надолго вернуть хорошее настроение пожилому человеку.
На тревожность пожилого человека влияет внутренняя напряженность, повышенная впечатлительность, отсутствие веры в себя, чувство неуверенности, чрезмерные трудности адаптации, пассивность. Разнообразие впечатлений, активность пожилых людей, многочисленные социальные контакты несколько развеивают состояние тревожности. Причем у мужчин и у женщин степень тревожности в старом возрасте примерно одинаковая. Различие только в проявлении этого состояния. У женщин форма тревожности более открытая, чем у представителей противоположного пола. Интересно еще, что у мужчин усиливается тревожность со времени пребывания на пенсии.
Первым шагом на пути к сознательному управлению своих эмоций и преодолению отдельных из них должны стать психологические знания, позволяющие описывать и распознавать свое психическое состояние, особенно отличать страх и тревожность от физического напряжения. Важно создать такие условия, чтобы человек в старости не чувствовал себя отторгнутым, чтобы он мог в гармонии доживать оставшиеся дни.
Многие современные пожилые люди сокрушаются, что у них не было возможности получить хорошее образование и получить лучшую квалификацию. Однако у них сохранилось чувство гордости, что с ранних лет они могли зарабатывать себе на жизнь, а это выработало у них такие качества, как обязательность и дисциплинированность. Именно этим чертам они приписывают свои жизненные достижения.
Люди из богатых семей с удовольствием вспоминают свои молодые годы. Однако упрекают своих родителей в том, что они не смогли подготовить их к жизненным трудностям. Очень редко происходит, когда старики не находят в своей жизни отрицательных сторон, одобряют всю прожитую жизнь без исключений.
На адаптацию к старости влияют отдельные факторы: состояние здоровья, черты личности, жизненный опыт и актуальное положение старых людей, т.е. стереотип старого человека, существующий в обществе. Именно эти факторы, а не календарный возраст решают вопрос о хорошем или плохом приспособлении к старости. Поэтому в этом вопросе главное принимать во внимание индивидуальность человека и условия его жизни, т. е. нужно обращать внимание на психологические аспекты старости.
Активность в пожилом возрасте повышает жизнеспособность людей. Уже давно доказана физиологическая и психическая связь. Некоторые даже утверждают, что психическое умирание ускоряет физическое. Активность для старых людей является действительно животворной. Она группируется вокруг двух моментов: выполнение полезной работы, и удовлетворение различного рода интересов. И то и другое способствует сохранению функций тела и духа, позитивной самооценке, противодействует чувству пустоты и одиночества.
Многие пенсионеры даже после достижения пенсионного возраста продолжают заниматься профессиональной деятельностью. В пожилом возрасте она имеет особое значение. Профессиональная работа является не только способом распределения времени, но и создает чувство удовлетворенности у пенсионеров. И даже если их материальное положение позволяет им отказываться от работы, чувства одиночества и другие мотивы часто мешают это сделать.
С возрастом, естественно, интеллектуальные и физические возможности человека постепенно снижаются. Старые люди хуже реагируют на раздражители, чем молодые. Изменения охватывают зрительную, слуховую и обонятельную чувствительность. Но это не влечет за собой изменения в целом. Кроме того, знакомое окружение пожилые люди воспринимают значительно легче, чем новое. Явное снижение интеллектуальных возможностей наступает в возрасте 60 – 80 лет. Это вызывает замедление действий, однако они могут приспособиться к новому характеру работы.
Старение неизбежно для каждого человека. Но возрастные особенности не всегда совпадают с биологическими ощущениями. Поэтому различают понятия календарного или хронологического возраста, в основе которого лежит дата рождения, и биологического или функционального возраста, который зависит от личных качеств человека и условий его жизни.
Пожилые люди имеют огромный жизненный опыт, они являются носителями национальных традиций и свидетелями многих исторических событий, поэтому воспитание детей и молодежи необходимо осуществлять во взаимосвязи поколений. Для обеспечения такой связи был разработан проект привлечения ветеранов к активному участию в жизни детей и подростков «Бабушкина школа».
Пояснительная записка
В Альметьевском районе и в городе Альметьевске проживает около 40 тысячи пенсионеров. Среди них участники и инвалиды войны, труженики тыла, вдовы погибших и умерших участников войны, ветераны труда, инвалиды по различным причинам. В нашем микрорайоне «ТОС-8» проживает более двух тысяч жителей, среди которых львиную долю составляют подростки и ветераны войны и труда. Мы проверили списки пенсионеров. Вначале разработали анкету, куда внесли все данные о ветеранах, а затем уже к каждому сходили домой, и заполнили соответствующие графы. Таким образом, мы оценили жилищные условия пожилых людей, их состояние здоровья, выявили, в чем нуждается ветеран и нужна ли ему какая-либо помощь. Работа эта была очень кропотливая, но необходимая. Мы пришли к мнению, что пожилому человеку нужна не столько материальная помощь, но и возможность поделиться с человеком, как он живет, что думает, какие мысли его одолевают, одним словом, выговориться. Поэтому посещение квартир заняло у нас довольно длительное время. Каждому хотелось поговорить с педагогом и детьми, которые пришли именно к нему и именному ему уделили внимание, проявил участие и заботу.
Надо сказать, что эти посещения и беседы не прошли даром, резко поднялась активность ветеранов. Пенсионеры стали заходить в наш подростковый клуб «Восток» при «ТОС-8» , интересоваться работой клуба, предлагать свои услуги. Например: Зарипова А.Х.- ветеран труда, принесла вязаные носочки, для детей малоимущих семей. Я попросила научить меня вязать, она за несколько дней научила меня, навыкам вязки. Я подумала, если у нее есть время, а главное желание пусть и девочек приходящих в подростковый клуб «Восток» подучит, ведь в жизни все пригодится. Она с удовольствием согласилась, а через несколько дней привела подругу Ларионову В.М.- ветерана ВОВ, чтобы та научила девочек вышивать. В клубе стало весело и детей больше.
Еще один наш ветеран – В.Ф.Орлов- ветеран труда, можно сказать, «прописался» в клубе. Он – садовод-любитель. Владимир Федорович – одинокий. Поэтому он рад любому общению. Своими дарами он щедро делится с другими, очень любит выступать перед ребятами в клубе, с большим удовольствием приходит на мероприятия клуба.
Так же мы устроили выставку картин художницы –пенсионерки Сбоевой А.В., которая уже несколько лет дарит нам в клуб свои картины. Ей понравилась идея преподавания, и она тоже предложила свои услуги, бесплатно лишь за внимание и возможность пообщаться.
В этом году исполнилось 50 лет со дня свадьбы семьи пенсионеров Килляевых и мы пригласили их на лекцию в клуб. Они поведали ученикам о прелестях семейной жизни о традициях своей семьи. И когда в конце занятия Анна Федоровна угостила ребят пирожками, дети были в восторге. Девочки начали просить рецепт, и она с удовольствием поделилась. И сказала, что сможет приходить и учить девочек кулинарному искусству. За несколько дней девочки и печь принесли и муку. После труда вкусный чай пьём с различной выпечкой.
Я думаю, что каждый педагог после таких мероприятий, не хотел бы терять таких «Дарителей прекрасного». И возникла идея создать объединение в подростковом клубе «Восток» при ТОСМС- 8 для пенсионеров города, которым важна дальнейшая судьба нашей страны и нашего поколения. Пенсионеров, которые хотят сделать вклад в воспитание подрастающего поколения. А так как, желающих пенсионеров - активистов оказалось много, а клуб маленький, то и возникла надобность разбить их на группы и время. А последнюю пятницу месяца по инициативе поющих пенсионеров мы оставили для работы хора пенсионеров «Старушки- веселушки». Где они пишут и разучивают свои песни. Действие программы «Уроки поколений» - это большой вклад в развитие нашего поколения, а главное в поддержании боевого духа пенсионеров.
Приятно сознавать, что сегодня мы знаем в лицо почти каждого ветерана нашего микрорайона №8 : с кем он живет, в каком доме, где работал раньше, чем заполняет свой досуг. А когда знаешь человека, который живет в этом доме, то общение с ним проходит более плодотворно. Он откликается на твою просьбу, потому как понимает, что помощь-то взаимная. А так, как в студию собираются люди разного возраста, чтобы вместе с детьми провести праздник, выехать на природу, поделиться своими талантами, то и поговорить о наболевшем им не составляет труда. Мы своевременно узнаем о проблемах наших пенсионеров и своевременно помогаем.
Известно, что личностно-психологическое развитие ребенка наилучшим образом протекает в семье нескольких взрослых поколений. В ней ребенок в обычной повседневной жизни видит все предстоящие ему возрасты жизни и взаимоотношения разнополых и разновозрастных людей. И живя в такой семье, он перенимает бессознательно и осмысленно- нравственность, этику и навыки поведения взрослых в разнородных житейских ситуациях. Семью нескольких поколений не может полноценно заменить ни одно назидательно-образовательное учреждение. Вот почему необходимо поддерживать такой уклад жизни.
Семья, в которой только одно поколение взрослых, не может дать ребенку многое из того, что ему жизненно необходимо, даже, если в ней царит лад.
Тем более «неполные семьи», в которых мать одна воспитывает детей, еще более ущербна в этом отношении. Если одинокий родитель живет со своими родителями, то поколение дедушек-бабушек отчасти может компенсировать отсутствие второго родителя. По отношению к таким семьям помощь должна оказываться не главе семьи, а ребенку непосредственно. Одной из форм такого рода помощи ребенку непосредственно могут быть встречи с ветеранами войны и труда для того, чтобы дети могли обрести то, чего им не может дать «неполная семья».
Почему сегодня все больше стариков с протянутой рукой, а на улицах города – антисоциальных подростков, тогда как в цивилизованных странах мира старики подрезают цветущие кустики во дворе своих коттеджей, а молодежь занимается спортом на стадионах. Вопрос риторический. На него можно ответить и так: отсутствует культура воспитания. Тогда почему в наших школах не преподают эту культуру? Почему наш подросток узнает, с какой стороны подойти к девушке по надписям на стенах домов и заборов? Почему с экранов телевизоров несут к умам наших детей откровенную порнографию и, леденящую душу, жестокость? Вероятно потому, что мы забыли о том, что человеку необходимо общение, в особенности с близкими ему по духу людьми. Другими словами, это, во-первых, первейшее средство поддержки личности в старости , с другой стороны – неоценимый вклад в воспитание нового поколения, которое , вступая во взрослую жизнь, должно быть свободным от нравственно-этических ошибок, пороков и заблуждений, которые были свойственны прежним поколениям. Тут, повторюсь, помощь наших ветеранов просто необходима.
Предлагаемый проект направлен на реализацию комплексных мер, осуществляющих формирование и воспитание подростков, в атмосфере любви и понимания, на примере прошлого поколения.
Характеристика обучающихся по курсу детей.
Я считаю, что эта программа полезна для всех возрастов, так как всегда полезно поучиться у старшего поколения. Но так как программа для подросткового клуба, то и возраст детей от 6-до 18 лет. Эта программа просто необходима для группы свободного посещения, так как у детей разные интересы, а педагоги в основном работают в одной направленности.
Цель и задачи образовательного процесса.
Цель проекта: установление взаимосвязи поколений, через совместную деятельность.
Задачи проекта:
- Повышение качества жизни людей пожилого возраста;
- Привлечение ветеранов войны и труда к общественно-полезному труду;
- Повышение социальной защиты ветеранов войны и труда;
- Распространение информации среди детей и подростков о подвигах ветеранов войны и труда;
- Воспитание подростков и молодежи на примере и опыте старшего поколения;
- Создание позитивных взаимоотношений поколений путем привлечения пожилых людей к деятельности подросткового клуба;
- Организация работы ветеранов с подростками;
- Воспитание в детях чувства ответственности, уважения, внимания, доброты, милосердия к старшему поколению;
- Оказание помощи пожилым людям;
- приобретение навыков в различных видах труда.
Продолжительность программы.
Опыт и умения старшего поколения невозможно измерить часам, так как мы знаем, что их таланты неисчерпаемы, и они готовы поделиться всем ради процветания молодежи. Поэтому для начала мы определим срок обучения в год, а дальше посмотрим в зависимости от желания и возможностей, нашего старшего поколения. Я считаю разумно проводить занятия в группах свободного посещения, так как у детей разные интересы, а у педагогов в основном одно направление. Занятия будут проводиться 3 раза в неделю.
Формы и методы проведения занятий.
Приобщение детей к работе немыслимо без создания особой атмосферы заинтересованности, увлеченности. Что бы создать такую атмосферу, используются совместные беседы пенсионеров и детей в непринужденной обстановке, диалоги с учащимися, конкурсы, викторины и конечно же совместные мероприятия.
Чтобы увлечь, зажечь ребят, планируется проводить выставки, конкурсы поделок на клубном и городском уровне. Так как занятия будут проводиться пожилыми людьми, поэтому используются в основном объяснительно – иллюстративные и репродуктивные методы обучения, иногда – частично – поисковыми (в форме игры или конкурса). Чтобы дети прониклись творческими идеями друг от друга и так как в каждой группе, рассчитываем не на большое количество человек, работа проводится коллективно вместе с тем, кто их обучает.
Одной из форм занятий является проведение праздников традиционного народного календаря.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки.
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личных качеств ( любовь и уважение к Родине, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков и т.д.)
Но главное наблюдение за пенсионерами, как у них меняется состояние здоровья, настроение и восприятие окружающей среды. Мы знаем, что при активном образе жизни, эти факторы должны расти в положительную сторону. Это будет главной оценкой качества программы.
На протяжение всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля за полученными навыками детей :
- Беседы «Вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявления общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление, умение общаться. У пожилых людей обеспечивает эмоциональное благополучие.
- Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования для детей и самих «преподавателей».
- Контрольные работы на время. Устраивать для проверки навыков приобретенных во время занятий.
- Коллективные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполняемую работу.
- Квартальные выставки или приуроченные к праздникам, для оценки своих работ.
- Подведением итогов обучения является участие детей в городских выставках.
- Гордость за своих приемников и чувство удовлетворенности пенсионеров – преподавателей, вот основная форма подведения итогов.
Ожидаемые результаты:
- Повысить социальную значимость ветеранов войны и труда;
- Довести до детей и подростков подвиги ветеранов войны и т руда; Воспитать в детях любовь и уважение к Родине;
- Научить бережному сохранению и продолжению традиций своего народа;
- Научить общаться со взрослыми и сверстниками, в дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;
- Воспитать подростков на примере и опыте старшего поколения;
- Создать позитивные взаимоотношения поколений путем привлечения пожилых людей к деятельности подросткового клуба;
- Организовать работы ветеранов с подростками;
- Воспитать в детях чувства ответственности, уважения, внимания, доброты, милосердия к старшему поколению;
- Оказание помощи пожилым людям;
- Научить навыкам в различных видах труда (рукоделия, прикладного искусства, кулинарии и т.д.).
Учебно – тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Теория и практика | Общее кол-во часов | Методическое обеспечение | Внеклассные мероприятия |
1 | Вводное занятие «Я и мои таланты». | 2 | 2 | Книги, журналы, репродукции картин, фотоматериал, папка пособие «Прикладное искусство», «Кулинария». | Просмотр видеофильма «Культура народов мира». Посещение «Краеведческого музея». |
2 | Круглый стол «История моего народа» | 2 | 2 | ||
3 | Техника безопасности | 1 | 1 | ||
4 | История декоративно- прикладного искусства | 1 | 1 | ||
5 | История кулинарии | 1 | 1 | ||
Шитьё на руках | 1 | 4 | Ткань, иглы, ножницы. Папка-пособие «Виды швов» | ||
1 | Изучаем швы! | 3 | - | ||
Вязание | - | 37 | Разные виды нити, спицы, крючки. Журналы, пособия с видами вязки. | Акция «Всех обогреем!». (Изготовление вязанных изделий для детского дома). Посвященная дню защиты детей.
| |
1 | Вязание крючком и на спицах | 16 | - | ||
2 | Декоративное вязание крючком | 12 | - | ||
3 | Модели, в филейной технике | 9 | - | ||
Вышивка | 35 | Ткань, мулине, иглы, пяльцы, наперстки. Пособия с видами вышивки. | Выставка работ «Разноцветная поляна», посвященная «90 летию ТАССР». | ||
1 | Вышивка гладью | 5 | - | ||
2 | Счетная вышивка | 5 | - | ||
3 | Вышивка крестом | 4 | - | ||
4 | Вышивка по рисунку | 3 | - | ||
5 | Тамбурное шитье | 4 | - | ||
6 | Вышивка по канве | 3 | - | ||
7 | Кружевная вышивка | 4 | - | ||
8 | Накладное шитьё или аппликация. | 4 | - | ||
9 | Мережки и решётки | 3 | - | ||
Макраме | 31 | Булавки, крючки, ножницы, клей, сантиметровая лента, проволока, деревянные или металлические или пластмассовые кольца рамки и т.д . Пособия и наглядные материалы . | «Все мы связаны одной нитью!» организация выставки- ярмарки, посвященной «65 летию Победы!». | ||
1 | Наращивание нити | 6 | - | ||
2 | Накидывания | 4 | - | ||
3 | Репсовые узлы | 6 | - | ||
4 | Плетение зигзагом | 5 | - | ||
5 | Обработка концов кистей | 3 | - | ||
6 | Гобеленовое плетение | 7 | - | ||
Бисер | 25 | Бисер, стеклярус, нитки, леска, иголки ножницы, бумага в клетку, схемы, мягкая ткань, фурнитура. Пособия и наглядные материалы | Выставка работ, организация ярмарки - акции « С мира по бусинке»( в помощь детям инвалидам). | ||
1 | Низание в одну и две нити | 3 | - | ||
2 | Плетение шнуров | 3 | - | ||
3 | Бисерное тканьё | 8 | - | ||
4 | Вышивание бисером | 5 | - | ||
5 | Изделия из бисера | 6 | - | ||
Оригами | 16 | Пособия и наглядные материалы. Бумага. | « Веселые открытки» - изготовление открыток к мероприятиям. | ||
1 | Квадратный лист | 2 | - | ||
2 | Базовая форма «Треугольник» | 3 | - | ||
3 | Базовая форма «Книжка» | 3 | - | ||
4 | Базовая форма «Дверь» | 3 | - | ||
5 | Базовая форма «Воздушный змей» | 5 | - | ||
Пэчворк | 27 | Разнообразные ткани, иглы, но Пособия и наглядные материалы жницы, наперстки. | «Одеяло мира»- конкурс на самое большое одеяло из лоскутков , посвященный «Дню единства!» | ||
1 | Волшебный лоскуток | 8 | - | ||
2 | Соединение лоскутков | 6 | - | ||
3 | Мягкая игрушка | 6 | - | ||
4 | «Скатерть-самобранка!» | 7 | - | ||
Кулинария | 30 | Кухонные принадлежности, продукты для приготовления блюд. Пособия и наглядные материалы | «Праздник живота» -конкурс блюд. Экскурсия в столовую № 6 Организация акции «Накормим всех!» в помощь бездомным людям. | ||
1 | Кулинарные секреты | 2 | - | ||
2 | Если нет весов | 3 | - | ||
3 | Воскресный завтрак | 2 | - | ||
4 | Горшочек, вари! | 4 | - | ||
5 | Салаты, салаты, салаты. | 4 | - | ||
6 | Простейшие блюда на скорую руку. | 6 | - | ||
7 | Компотики | 4 | - | ||
9 | Изба красна не углами, а пирогами!» | 5 | - | ||
10 | Заключительное занятие: «Экзамен для хозяйки.» | 4 | 4 | - | Изготовление национальных костюмов и блюд. |
Всего часов | 216 | 216 |
График реализации проекта:
1.Вводные занятия:
«Я и мои таланты!»
Ознакомление с содержанием программы. Режим работы. Основные темы. Необходимое оборудование. Знакомство друг с другом. Беседы о талантах. Пожелания пенсионеров к детям.
«История моего народа!»
Знакомство с многообразием видов народной художественной культуры. С культурой как с формой общенародной памяти. Рукотворные и нерукотворные искусства (Беседы с элементами викторины). Рассказы пенсионеров на темы о культуре «Недавних времен».
Декоративно-прикладное искусство
Понятие ДПИ, его отличие от других видов искусства. Показ видеофильма «Прикладное искусство»
Лоскутное искусство
История лоскутного искусства.
Оригами
История возникновения искусства оригами.
Кулинария
Знакомство детей с кухнями разных стран мира.
Техника безопасности
Подготовка рабочих мест к занятиям. Правила пользования с острыми и колющимися предметами.
2.Основная часть:
В основной части ребята познакомятся с основами шитья и рукоделия.
Шитье на руках. Знакомство с видами швов. Изучат хитрости мастерства и узнают, как экономить с удобством.
Вязание. На занятиях ребята научаться вязать. А так же смогут помочь ребятам из детского дома, связав для них теплые носочки и шарфики.
Вышивание. На занятиях ребята познакомятся со всеми видами вышивки. Научатся вышивать и украшать свои наряды. Участвовать в выставках.
Макраме. Ребята научаться делать различные поделки. А так же изготовят украшения для дома и подарят их ветеранам, а так же организуют ярмарку в честь «65 летия Победы!». Все собранные средства пойдут в помощь ветеранам ВОВ.
Бисер. На занятиях ребята познакомятся со всеми видами бисероплетения. Научатся делать украшения и различные поделки. Продав поделки на ярмарке, они смогут помочь детям инвалидам.
Пэчворк. На занятиях, ребята научаться из кусочков материала, создавать шедевры. Получат навыки еще одного интересного искусства.
Оригами. Интересные поделки из бумаги будут прекрасным развлечением детей. А так же изготовленные праздничные открытки не оставят никого равнодушным.
Кулинария. На занятиях девочки почувствуют себя настоящими хозяйками, да ни только девочки, но и мальчики. «Хозяйки со стажем» научат их своим тайнам кулинарии. Ребята смогут порадовать своими кулинарными шедеврами не только друзей и близких, но и смогут помочь бездомным жителям города.
3.Заключительное занятие:
«Экзамен для хозяйки». На этом занятии ребята смогут показать чему они научились. Ведь в изготовлении национальных костюмов используются все виды искусства, а в блюдах все хитрости кухни. По-моему лучшего экзамена и не придумаешь.
4. Так же в занятия входят рассказы, лекции и беседы пожилых людей в годы войны и мирной жизни. В конце занятий ведутся беседы и обсуждения с детьми. Мне кажется, что каждому ребенку интересна история него страны. А каждый пожилой человек сам отдельная история, и их можно слушать часами.
Все мероприятия и даты проводятся совместно с детьми и пожилыми. За частую по их собственному сценарию.
Учебноно – материальная база.
Материальное обеспечение необходимое для успешного проведения занятий:
- Столы и необходимое количество стульев;
- Шкафы для хранения лоскутов и швейных принадлежностей;
- Стол для глажения;
- Шкаф для хранения иллюстративных материалов;
- Доска школьная;
- Стенды для размещения образцов и проведения выставок;
- Светильники и настольные лампы;
- Инструменты и материалы;
- Лоскут, обрезки тканей, синтепон, ватин, тесьма, пуговицы, ленты.
- Пряжа, вязальные нити, мулине.
- Ножницы, пяльцы, наперстки, иглы, спицы, крючки;
- Бумага
- Карандаши, фломастеры, краски, гуашь;
- Клей, кисти;
- Мел школьный и портновский.
Методическое обеспечение:
- Иллюстративная литература;
- Фотоматериалы;
- Плакаты;
- Видеофильмы;
- Книги;
- Опорные конспекты;
- Пособия.
Литература
- Новицкая М.Ю. « Введение в народоведение» («Родная земля»). – М.: Дрофа,1998.
- Лысенко О.В., Комарова С.В. «Ткани. Ритуал. Человек».- СПб, 1992.
- Попова О.С.: «Народные промыслы», - М.: Легкая промышленность, 1984.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. « Приобщение детей к истокам народной культуры».- СПб.: 1999.
- Грачева Т. «Мастерицам». М. Малыш, 1987.
- Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу я сама». – СПб, мастерица.
- Зимина М.С. , Долгинцева Ю.С. «Домоводство для девочек: Энциклопедия домашнего хозяйства и рукоделий. – М.: Изд-во ЭКСМО- пресс, 2001.
- Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Рэй Гибсон « Кем я наряжусь?» М.:- «РОСМЭН» 1998
- Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. «Одежда народов СССР».- М.: Планета, 1990
- Молотова Л.Н., Сосина Н.Н. «Русский народный костюм».- Л.: Художник РСФСР, 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Социально-правовая поддержка детей в интернатном учреждении"
Каждый человек, независимо от того, где он живет и чем занимается, имеет права, которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Последние годы в России ознаменовались ...
Социально педагогическая поддержка личности в развитии познавательных интересов обучающихся.
В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов.Реализация компетенций происходит в процессе выполнения...
Социально-педагогическая поддержка первоклассников в период адаптации к школе
В статье рассматриваются факторы, способствующие социальной адаптации ребенка к школе, или же наоборот, замедляющие ее....
Исследовательская работа Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения
Тема: Роль ветеранов Великой Отечественной войны- педагогов Усть-Джегутинской школы в воспитании подрастающего поколения...
Социальный проект "С традициями из поколения в поколение"
Цель проекта: создание условий для формирования, становления и развития духовно- нравственного, компетентного, творческого гражданина России через семейные традиции и преемственность поколений. П...
Презентация "Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социально-психолгической поддержки ребенка из неблагополучной семьи"
Работа содержит характеристику класса и рекомендации по работе с родителями и их детьми в начальной школе...
Программа социально-педагогической поддержки группы первоклассников с низким уровнем школьной адаптации.
Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятел...