Программа социально-педагогической поддержки группы первоклассников с низким уровнем школьной адаптации.
статья (1 класс)

Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социально-педагогической поддержки группы первоклассников с низким уровнем школьной адаптации.

Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и со сверстниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни.

Констатирующий эксперимент проводился среди учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 10 в 2018 году. В исследовании принимали участие 24 ребенка в возрасте 6-7 лет.

Адаптационный период при поступлении в школу может длиться от 4 до 7 недель. Это означает, что в норме на втором месяце обучения первоклассники должны иметь достаточный уровень адаптированности к школе. Поэтому констатирующий этап нашего эксперимента мы проводили в конце октября 2018 года, то есть спустя два месяца после начала учебы.

В процессе диагностики уровня адаптированности первоклассников были использованы следующие методики:

-беседа с классным руководителем, знакомство с планом воспитательной работы класса;

- анкетирование первоклассников

- анкета для родителей

- игра-тестирование «Краски»

Уровень школьной мотивации первоклассника оценивается с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник), где отрицательный ответ – квадрат-0 баллов, нейтральный – треугольник-1балл, положительный –круг- 3 балла. Вопросы для анкетирования и шкала оценок приведены в приложении1.

Опрос родителей проводился в письменной форме. В ходе родительского собрания родителям раздали бланки анкеты (приложение 2), предложив ответить на вопросы дома и принести заполненные бланки в течение недели. Таким образом, родители могли ознакомиться с вопросами в спокойной обстановке, обдумать их и дать взвешенные ответы.

Игра-тестирование «Краски»

Учащиеся класса получили набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся называли десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Результаты, полученные в ходе опроса родителей, учителя и тестирования первоклассников, представлены в сводных таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Результаты диагностики компонентов адаптации к школе

№ п/п

Фамилия, имя

Уровень физиологической адаптации

Уровень освоения учебной деятельности

Уровень эмоциональной адаптации

1

Акопян Д.

недостаточный

достаточный

амбивалентный

2

Бахарев Б.

достаточный

неполный

положительный

3

Волошкина А.

достаточный

недостаточный

отрицательный

4

Гайдук К.

частичный

достаточный

амбивалентный

5

Галкина Д.

достаточный

достаточный

положительный

6

Грачева И.

частичный

достаточный

положительный

7

Елистратова М.

достаточный

неполный

положительный

8

Енукидзе Д.

недостаточны

недостаточный

отрицательный

9

Загребина Е.

недостаточный

достаточный

амбивалентный

10

Кравченко А.

достаточный

достаточный

положительный

11

Кондратьев И.

недостаточный

достаточный

амбивалентный

12

Котельникова Т.

достаточный

недостаточный

положительный

13

Кочергин Д.

частичный

достаточный

положительный

14

Кузнецова М.

недостаточный

частичный

отрицательный

15

Лебедев Л.

недостаточный

достаточный

амбивалентный

16

Лукьянов В.

достаточный

достаточный

положительный

17

Раевская Л.

недостаточный

недостаточный

отрицательный

18

Резанова П.

достаточный

частичный

амбивалентный

19

Соколов М.

частичный

достаточный

амбивалентный

20

Степанова Д.

недостаточный

частичный

отрицательный

21

Тамривердиева Г.

достаточный

частичный

амбивалентный

22

Ткаченко М.

частичный

достаточный

амбивалентный

23

Черепахо М.

недостаточный

достаточный

отрицательный

24

Якина С.

недостаточный

достаточный

амбивалентный

 

Таблица 3

Уровень физиологической адаптации

Уровень освоения учебной деятельности (деятельностный компонент)

Уровень эмоциональной адаптации

Достаточ.

9ч (37,5%)

Достаточ.

14ч (58,3%)

Положит.

8ч. (33,3%)

Частичн.

10ч (41,7%)

Частичн.

6ч (25%)

Амбивалент.

10ч. (41,7%)

Недостаточ.

5ч (20,8%)

Недостаточ.

4ч (16,7%)

Отрицат.

6ч. (25%)

Таким образом, большинство обследованных первоклассников в целом адаптированы к учебной деятельности – 14 человек имеют достаточный уровень по данному компоненту, недостаточный только 4. При этом результаты по физиологическому и эмоциональному компоненту адаптации заметно хуже – достаточный уровень имеют соответственно 9 и 8 человек, частичный 10 и недостаточный 5 (6) человек. Это означает, что большинство детей справляются с учебной нагрузкой, но некоторые еще не готовы к систематическому обучению в физическом и эмоциональном плане.

Из сводной таблицы (приложение 4) видно, что худшие результаты по всем проведенным методикам имеют Енукидзе Д., Кузнецова М., Раевская Л., Степанова Д. У этих ребят выявлен недостаточный уровень развития всех трех компонентов адаптации. Ниже представлено распределение уровней адаптации в обследованном классе. Уровни адаптации первоклассников.

Рис.1

Далее мы сопоставили результаты диагностики по каждому компоненту и определили общий уровень адаптации обследованных нами первоклассников. Сводные результаты диагностики оказались следующими:

Достаточный уровень адаптации – 8 чел. (33,3 %);

Частичная адаптации я к школе – 10 чел. (41,7 %);

Недостаточный уровень (дезадаптация) – 6 чел. (25 %).

Итоги констатирующего эксперимента наглядно представлены в следующей диаграмме.

Общий уровень адаптации первоклассников

Рис.2

По окончании констатирующего эксперимента сделаны следующие выводы:

  1. Из всех обследованных первоклассников достаточный уровень адаптации имеют только 8 человек, у остальных 16-ти адаптация частичная либо недостаточная.
  2. Анализируя результаты диагностики по отдельным компонентам адаптации, обнаружено, что у учащихся данного класса более развит деятельностный компонент адаптации, при этом эмоциональный компонент сформирован недостаточно.

        Такая ситуация в классе послужила основанием для проведения программы социально-педагогической поддержки группы первоклассников с низким уровнем школьной адаптации, целью которой является создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками, и снижения двигательной активности во время занятий, а также фиксации внимания первоклассников на заданиях учителя.

Трудности в установлении взаимоотношений между первоклассниками так же негативно сказываются на учебе. Некоторое число конфликтов возникает непосредственно в процессе уроков, из-за чего концентрация внимания учеников на познавательной деятельности снижается.

Программа мероприятий включает в себя занятия и упражнения, она разделена на несколько направлений:

  1. Проведение упражнений и игр с целью снижения двигательной активности и усталости ребенка (Приложение 3):
  • Игра «Маленький пушистый зверек», целью которой является  нормализация обстановки в классе, установление тишины и рабочей атмосферы;
  • Глазная гимнастика на уроках чтения, пальчиковая на уроках письма, дыхательная после перемены и уроков физкультуры;
  • Физические минутки и расслабляющие упражнения, целью которых является восстановление рабочего настроения у учеников, снижение мышечных зажимов и двигательной расторможенности, а также для концентрации внимания на заданиях учителя.

Стоит заметить, что такие формы работы наиболее предпочтительны для первоклассников.

  1. Так как общение является одним из главных компонентов адаптации учеников к школьной жизни для детей подобран ряд игр, способствующих сплочению детского коллектива, предполагающих тесное взаимодействие друг с другом. А так же в процессе игр происходит преодоление таких проблем, как заниженная или завышенная самооценка, зажатость и стеснительность (Приложение 2):

▪        «Тень»;

▪        «Скульптор»;

▪        «Танец»;

▪        «Волшебные очки»;

Занятия проводятся в перерывах между уроками и в классные часы. Затраченное время составляет 20-30 минут, в зависимости от того, каков рабочий настрой у учеников. Временные рамки ограничены в связи со строго расписанным учебным днем первоклассников.

По итогам реализации программы социально-педагогических мероприятий с первоклассниками были сделаны следующие выводы:

▪        Стабилизировалась обстановка в классном коллективе. Физические минутки помогали держать под контролем двигательные проявления учеников, различные виды гимнастик способствовали снятию усталости после чтения или письма.

▪        Игры, проводимые с целью тренировки внимания так же принесли свои положительные результаты. С каждым проводимым занятием количество ошибок у первоклассников снижалось.

▪        Тренировка внимания с помощью игр, практически никак не отразилась на учебной деятельности. Положительная динамика наблюдалась только в процессе самого игрового взаимодействия.

▪        Игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.

Очень показательными были результаты игры «Волшебные очки». В ходе нее ученикам нужно было сказать по одному хорошему качеству об одноклассниках. Смысл этой игры был в том, чтобы показать детям, что у каждого человека есть хорошие качества. Нет плохих людей, каждый хорош по-своему. И комплимент, полученный от одноклассника, с которым были проблемы в общении, воспринимался на порядок выше и эмоциональнее (положительная окраска), чем комплименты друзей.

Подобранные социально-педагогические мероприятия по работе с первоклассниками могут быть использованы в дальнейшей деятельности социального педагога и классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа социально-педагогической направленности «Дошколенок»

Образовательная программа социально-педагогической направленности «Дошколенок"  (Возраст детей: 6  лет,  срок реализации: 1 год). Главное назначение подготовительного курса состоит...

Индивидуальная коррекционная программа социально- педагогической реабилитации подростка к обучению в школе "Подросток"

Разработка данной программы продиктована возникшей проблемной ситуацией в школе, связанной с правонарушениями подростка, отбывавшего наказание в ЦВИЦикл коррекционных занятий, направлен на реабилитаци...

Социально-педагогический проект «Школа глазами первоклассника»

Цель проекта – адаптация первоклассника, освоение учащимися социальной принадлежности к школьному сообществу, воспитание чувства сопричастности со своей школой, классным коллективом, обучение на...

Программа социально – педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста «Радуга»

Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...

Анкета изучения уровня школьной адаптации первоклассника

Данное анкетирование направлено на выявление детей с низким уровнем адаптации. Для дальнейшей индивидуальной работы с ними....