Социально педагогическая поддержка личности в развитии познавательных интересов обучающихся.
статья на тему
В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов.
Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности в решении поставленных теоретических и практических задач.
Детство – неповторимая пора по своим возможностям развития. Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Именно в школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать.
На каждом этапе развития ребёнок сталкивается с трудностями (непонимание со стороны сверстников, учителей, родителей). Чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все». Поэтому педагог вовремя должен подсказать, помочь, увлечь ребёнка.
Социально – педагогическая поддержка – это оказание помощи! В данной ситуации – помощи в развитии познавательных интересов.
Истоки идеи социально – педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка определяется как педагогическая помощь детям в решении индивидуальных проблем, в сфере общения, обучения, творчества, досуга. Задача педагога – поддержать, развивать личность. Главное в педагогической поддержке – саморазвитие ребёнка.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
- разминку;
- развитие творческих механизмов;
- выполнение развивающих частично – поисковых задач;
- решение творческих задач.
Дети очень любят нетрадиционные формы учебных занятий. Они являются средством формирования познавательных интересов. На занятиях, где закрепляется, или повторяется материал, дети, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают.
Одна из нетрадиционных форм занятий – дидактическая игра. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции детей, заставляет удивляться, открывать новое в уже известном.
Аристотель сказал: «Мышление начинается с удивления».
Развитию познавательных интересов очень помогают кроссворды, загадки, познавательные игры. Дети становятся более внимательными, развивается логическое мышление, появляется интерес к технике, творчеству. Творческие обучающиеся нуждаются в занятиях, которые были бы под стать их умственным силам. Наблюдая за такими детьми пришла к выводу, что им не интересно заниматься тем, что они хорошо умеют делать. Дети хотят заниматься только тем, что для них загадочно и ново. На занятиях эти дети всегда активные и любознательные. В своей работе стараюсь детям не давать готовое, а направляю на то, чтобы найти наибольшее количество вариантов. Большое значение придаю на занятиях связи «Ученик – ученик». Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания по данным темам: волшебный мир бумаги, мир техники. Надо видеть, как горят глаза у ребёнка, когда всё объединение пользуется его творением. Также использую коллективные формы работы. В результате ребёнок входит в мир исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped._chteniya_2015_litova.docx | 331.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально педагогическая поддержка личности в развитии познавательных интересов обучающихся.
В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов.
Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности в решении поставленных теоретических и практических задач.
Детство – неповторимая пора по своим возможностям развития. Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Именно в школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать.
На каждом этапе развития ребёнок сталкивается с трудностями (непонимание со стороны сверстников, учителей, родителей). Чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все». Поэтому педагог вовремя должен подсказать, помочь, увлечь ребёнка.
Социально – педагогическая поддержка – это оказание помощи! В данной ситуации – помощи в развитии познавательных интересов.
Истоки идеи социально – педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка определяется как педагогическая помощь детям в решении индивидуальных проблем, в сфере общения, обучения, творчества, досуга. Задача педагога – поддержать, развивать личность. Главное в педагогической поддержке – саморазвитие ребёнка.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
- задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
- разминку;
- развитие творческих механизмов;
- выполнение развивающих частично – поисковых задач;
- решение творческих задач.
Дети очень любят нетрадиционные формы учебных занятий. Они являются средством формирования познавательных интересов. На занятиях, где закрепляется, или повторяется материал, дети, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают.
Одна из нетрадиционных форм занятий – дидактическая игра. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции детей, заставляет удивляться, открывать новое в уже известном.
Аристотель сказал: «Мышление начинается с удивления».
Развитию познавательных интересов очень помогают кроссворды, загадки, познавательные игры. Дети становятся более внимательными, развивается логическое мышление, появляется интерес к технике, творчеству. Творческие обучающиеся нуждаются в занятиях, которые были бы под стать их умственным силам. Наблюдая за такими детьми пришла к выводу, что им не интересно заниматься тем, что они хорошо умеют делать. Дети хотят заниматься только тем, что для них загадочно и ново. На занятиях эти дети всегда активные и любознательные. В своей работе стараюсь детям не давать готовое, а направляю на то, чтобы найти наибольшее количество вариантов. Большое значение придаю на занятиях связи «Ученик – ученик». Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания по данным темам: волшебный мир бумаги, мир техники. Надо видеть, как горят глаза у ребёнка, когда всё объединение пользуется его творением. Также использую коллективные формы работы. В результате ребёнок входит в мир исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в развитии познавательных интересов обучающихся начальной школы
Обобщение актуального педагогического опыта...
Использование различных видов игр в учебном процессе как средство развития познавательного интереса обучающихся и формирования профессиональной ориентации.
Мы, учителя начальных классов, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к учен...
Система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы
Дифференцированное обучение является важным фактором развития познавательного интереса школьников. В данной статье представлена система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса...
Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства
Презентация по теме: " Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства"...
Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов
Развитие познавательного интереса обучающихся с ЗПР через использование электронных образовательных ресурсов...
Комплект интерактивных презентаций для уроков математики как средство развития познавательного интереса обучающихся 2 класса
Комплект интерактивных презентаций для уроков математики, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся 2 класса/ сост. Бачерикова А.А. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский п...