Доклад на тему: "Социально-правовая поддержка детей в интернатном учреждении"
статья на тему
Каждый человек, независимо от того, где он живет и чем занимается, имеет права, которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Последние годы в России ознаменовались стремительными изменениями во многих сферах. Изменилась официальная политика в области прав человека, структурами власти взят курс на построение правового государства, гражданского общества и т.д. В России изменилось и отношение к вопросу защиты прав человека, но все же на данный момент трудно оценить уровень знания своих прав гражданами нашей страны, а тем более трудно сказать насколько все мы способны их отстаивать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-правовая поддержка детей в образовательных учреждениях.
Каждый человек, независимо от того, где он живет и чем занимается, имеет права, которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.
Последние годы в России ознаменовались стремительными изменениями во многих сферах. Изменилась официальная политика в области прав человека, структурами власти взят курс на построение правового государства, гражданского общества и т.д. В России изменилось и отношение к вопросу защиты прав человека, но все же на данный момент трудно оценить уровень знания своих прав гражданами нашей страны, а тем более трудно сказать насколько все мы способны их отстаивать.
Сегодня общество столкнулось с иными значительными трудностями: большинство старшеклассников общеобразовательных школ, а тем более воспитанники детских домов и школ-интернатов безразлично относятся к правовой и гражданской тематике, поэтому для них характерна низкая правовая культура. Как правило, они не знают даже основных прав и свобод, необходимых для жизни, и, выходя из стен своего учебного заведения, оказываются практически дезориентированными. Правовая социализация сегодня играет большую роль в становлении личности школьников.
Учебная программа общеобразовательных школ предполагает проведение факультативных занятий, связанных с подготовкой старшеклассников к самостоятельной жизни, с освещением правовых аспектов их жизнедеятельности. Образовательная деятельность школ-интернатов, к сожалению, сводится к получению базовых знаний в соответствии с государственным стандартом, но не предусматривает правового просвещения, что сегодня особенно необходимо их воспитанникам в силу личностных особенностей. Сегодня дети-сироты особенно беззащитны. Это не только дети, оставшиеся без родителей в силу их преждевременной кончины, Нои, так называемые, социальный сироты (безнадзорные дети, дети, пострадавшие от домашнего жестокого обращения и из неблагополучных семей). В свою очередь, со стороны государства, органов местного самоуправления, общественных организаций мало уделяется внимания защите интересов и законных прав подростков. Необходимость платы за юридические консультации делает их недоступными для этой категории населения. Таким образом, получить какую-либо информацию о своих собственных правах, об учреждениях и организациях, в которых их можно защитить воспитанники школ-интернатов практически не могут.
Начало формирования государственной политики в интересах детей положено специальным Указом Президента России, в котором проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной, в том числе при формировании бюджетов на федеральном и региональном уровнях, распределении финансовых и материальных ресурсов, инвестировании программ социально-экономического развития. В соответствии с Указом Президента в 1993 г. была разработана Федеральная комплексная программа «Дети России». Своим указом Президент утвердил «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положений детей в РФ. (Национальный план действий в интересах детей). В нем выделены и намечены конкретные мероприятия по шести важнейшим направлениям: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение материнства и охраны здоровья детей; улучшение питания детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особых трудных обстоятельствах.
С каждым годом в нашей стране уровень рождаемости продолжает снижаться. Все больше семей становятся малодетными. Продолжает расти число детей, проживающих в неполных семьях.
Семьи с несовершеннолетними детьми по-прежнему характеризуются пониженными. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Низкий уровень доходов в таких семьях обусловлен высокой иждивенческой нагрузкой, а также тем, что по тем или по иным причинам, часть трудоспособных членов семьи не работает.
Важным элементом благосостояния являются жилищная обеспеченность, а также потенциальная возможность улучшения жилищных условий. Существующие тенденции жилищной политики ведут к дальнейшему снижению рождаемости, а переход семей к вынужденному совместному проживанию – к ухудшению психологических отношений и росту насилия в семье, уходу детей из семей.
Указанные явления дают основания для вывода о том, что будет увеличиваться число семей, которые не в состоянии в полной мере выполнять свои функции по созданию благоприятных условий для развития и воспитания детей.
В наибольшей степени семьи нуждаются в мерах, направленных на сохранение здоровья детей. Общая заболеваемость детей с каждым годом растет. Растет число детей, находящихся на диспансерном наблюдении с такими заболеваниями, как сахарный диабет, анемия бронхиальная астма, врожденные пороки сердца и системы кровообращения, заболеваниями мочевыводящих путей.
Среди детей и подростков возрастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний. Проблема токсикомании, наркомании и алкоголизма смещается в более ранние возрастные группы и быстрыми темпами нарастает. Число курящих школьников возрастает от 13 к 17 годам. С увеличением возраста растет количество подростков, употребляющих алкоголь. Возросла заболеваемость туберкулезом.
Крайне негативное влияние на состояние здоровья детей оказало ухудшение качества их питания. Дети не получают многих необходимых продуктов. Рационы питания школьников не обеспечивают полностью потребности детского организма. Практически прекращена витаминизация готовых блюд. Серьезной проблемой для многих семей является необходимость оплачивать, даже частично, школьное питание детей.
Остается нерешенной проблема обеспечения школьников бесплатными учебниками, что влияет на качество образования детей, особенно из малообеспеченных семей и семей социального риска, где родители не уделяют должного внимания образованию и воспитанию детей.
Проблема качества образования связана с проблемой отдыха детей, в частности летнего. Подавляющее число лагерей по-прежнему остаются в государственной и муниципальной собственности. В числе основных проблем организации летнего отдыха и подростков – проблема финансирования. В этих условиях важное значение приобретает вопрос об использовании возможностей учреждений образования для организации отдыха детей в каникулярное время.
Реализация права детей на образование и отдых связана с их трудовой занятостью. В условиях экономического кризиса масштабы трудовой занятости подростков возрастают. Значительная часть подростковой занятости реализуется в неконтролируемых обществом формах.
Преимущественно подрабатывают студенты младших курсов и школьники старших классов.
Отмечается негативное влияние трудовой занятости не только на успеваемость, но и на состояние здоровья у значительной части подрабатывающих школьников. Совмещение учебы с работой увеличивает нагрузку на физическое состояние подростков, уменьшая время на отдых.
Особой проблемой является занятость детей и подростков наихудшими формами труда (проституция, порнографический бизнес, торговля наркотиками, принудительный труд, любые формы труда, наносящие вред здоровью детей).
Увеличилась численность детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и детских домах. Продолжает расти число детей-инвалидов.
Растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних, жестокого с ними обращения. Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей.
Отсутствие правовой базы не дает возможности КДН, созданным при органах исполнительной власти всех уровней, вести эффективную работу по защите прав и законных интересов детей и подростков.
Резко снижается образовательный уровень подростков, состоящих на учете в ОВД. Имеют место трудности с обучением и трудовым воспитанием осужденных подростков.
Ведется целенаправленная работа как на федеральном, так и на региональных уровнях по созданию нормативной базы, обеспечивающей соблюдение прав детей. Многие документы, гарантирующие соблюдение прав детей уже утверждены. Имеет место создание различных социальных, педагогических, медицинских служб для оказания помощи и защиты интересов всех категорий нуждающихся детей.
Однако на фоне положительных тенденций имеют место и ярко выраженные проблемы, касающиеся соблюдения прав детей в РФ. Их можно разделить на три группы:
- первая группа проблем связана с нарушением конкретных прав ребенка закрепленных Конвенцией о правах ребенка и федеральными нормативными документами;
- вторая группа проблем связана с нарушением прав отдельных категорий детей;
- третья группа проблем связана с механизмом реализации и защиты прав различных категорий детей.
Что касается первой группы проблем, то здесь можно выделить неполное соблюдение следующих прав детей:
— право ребенка на выживание и здоровое развитие (ст. 6, п. 2
Конвенции);
- право ребенка свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим его, причем взглядам ребенка должно уделяться внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12, п. 1 Конвенции);
- право ребенка на оказание помощи его родителям или законным опекунам со стороны государства (помощь родителям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечение развития сети детских учреждений) (ст. 18, п. 2);
- право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1);
- право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, право на доступ к подобным услугам здравоохранения (ст. 24, п. 1);
- право ребенка на образование (ст. 28);
- право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному,
моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1, 2);
- право ребенка на защиту от незаконного употребления наркоти- ческих и психотропных средств, а также от привлечения к производству таких веществ и торговле ими (ст. 33);
- право ребенка на защиту от сексуальной эксплуатации и совращения, включая проституцию и порнографию (ст. 34).
- Вторая группа проблем связана с ущемлением прав следующих категорий детей:
- дети из малообеспеченных семей;
- дети из неполных семей;
- дети из многодетных семей;
- дети из социально неблагополучных семей.
Этим категориям детей менее доступны: платные медицинские услуги, которые часто становятся единственной формой получения медицинской помощи; полноценное питание; некоторые формы получен образования; получение дополнительных платных образовательных услуг различных форм дополнительного образования; пользование летними лагерями отдыха, оздоровительными санаториями и профилакториями связи с сокращением количества льготных и бесплатных путевок. По отношению к этим детям наиболее часто нарушается трудовое законодательство, т. к. именно они вынуждены искать работу и их привлекают к наихудшим формам труда. Именно эти дети чаще всего совершают правонарушения и в отношении их совершаются незаконные действия. При пребывании несовершеннолетних правонарушителей в колониях права также нарушаются.
Другая категория детей, которые, нуждаясь в особой заботе государства, тем не менее, получают ее еще в неполной мере и поэтому частично ущемляются в своих правах, это:
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети, проживающие в зонах экологических бедствий;
- дети-инвалиды;
- дети-сироты;
- дети беженцев и вынужденных переселенцев;
__дети, проживающие в районах Крайнего Севера.
Эти категории детей наиболее сильно зависимы от государства,
поэтому меры, которые принимаются с целью обеспечения их выживания и развития, наиболее ярко иллюстрируют политику государства в отношении защиты детства. В отношении указанных категорий детей определен целый ряд мер, закрепленных в нормативно-правовых документах, по улучшению положения и защите их прав и законных интересов. Однако в силу ряда обстоятельств (к числу которых относятся экономические, политические и социальные) социальные гарантии выполняются не в полной мере, что и ведет к ущемлению прав данных категорий детей.
Третья группа проблем связана с существованием конкретных механизмов, позволяющих осуществлять на практике реализацию и защиту прав детей.
К таковым относятся, в первую очередь, нормативно-правовые акты, которые являются базой для осуществления любой деятельности в отношении детей. В настоящее время отсутствуют или находятся в доработке, или не согласованы с другими нормативными документами многие правовые акты, имеющие отношение к защите прав детей, что в свою очередь оказывает негативное влияние на положение детей в РФ.
К организационным механизмам защиты прав детей относятся различные структуры, созданные на федеральном и региональных уровнях для обеспечения защиты прав детей и соблюдения их законных интересов. Проблемой остается несогласованность действий организационных структур различного уровня подчинения, а также недостаточная определенность их функциональных обязанностей.
К социально-психологическим механизмам следует отнести функционирование служб и центров, оказывающих психолого-педагогическую, социальную, медицинскую и юридическую помощь детям и подросткам, нуждающимся в ней. В этом направлении наметились, с одной стороны, положительные тенденции, связанные с увеличением количества центров и служб, а также с улучшением качества обслуживания обратившихся детей, а с другой стороны, неполное удовлетворение имеющихся потребностей и неполный охват всех нуждающихся в помощи категорий детей.
Несовершенство существующих механизмов реализации и защиты прав детей обуславливает необходимость более детального изучения возможностей системы образования как социально-педагогического механизма реализации и защиты прав ребенка.
Права несовершеннолетнего
Декларация прав ребенка 1959 г. провозгласила, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер.
Ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).
Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека.
Способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:
- с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;
- в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;
- при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.
В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и несения некоторых обязанностей.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:
- с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданств изменение гражданства и имени;
- на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей и лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов;
- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд;
- на защиту от незаконного употребления наркотических среде и психотропных веществ и привлечения к производству ил торговле такими средствами и веществами;
- на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью;
- на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства учет мнений ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения о месте жительства ребенка, при раздельном проживании родителей;
- на свободный выезд за пределы Российской Федерации и бес -препятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей;
- на создание общественных молодежных и детских организаций с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов участия в этих организациях. Членами и участниками молодежных ,общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях;
- на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка;
- на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);
- на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
- на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
- на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
- на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей;
- на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области образования:
- на уважение своего человеческого достоинства;
- на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального образования
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
- выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- на равные права с другим и при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
- на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;
- на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебных планом;
- при прекращении деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа;
- на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
- на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);
по достижении возраста 15 лет на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (по согласию родителей и местного органа управления образования).
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения:
- на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства в случаях, регламентированных законом;
- на детей назначаются пенсии по СПК и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;
- детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет положено бесплатное получение лекарств по рецептам врача, бесплатное питание.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:
- ребенок, родители которого лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение;
- дети, в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений своими родителями или лицами, или заменяющими;
- жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства; помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;
- при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:
- право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
- право распоряжения своим имуществом: в возрасте от14 до 18 лет – совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие и бытовые сделки.
За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в сфере трудовых отношений:
- учащиеся общеобразовательных школ могут работать в свободное от учебы время, оплата их труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет, в исключительных случаях — достигших 15 лет;
- лица моложе 18 лет не допускаются к работам в ночное время и к сверхурочным работам;
- по согласию родителей несовершеннолетний в возрасте 16 лет и признанный полностью дееспособным может заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом;
- общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями могут дополнительно (в том числе и платно) проводить профессиональную подготовку учеников;
- начальная профессиональная подготовка может проводиться с согласия учеников и их родителей ;
- привлечение учащихся гражданских образовательных учреждений без согласия самих учеников и их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается;
- несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, которые не учатся в образовательных учреждениях и не имеют работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости, могут быть признаны безработными; безработные в возрасте до 18 лет относятся к особо нуждающимся в социальной защите.
Основные разделы работы по социально-правовой защите несовершеннолетних.
- Защита жилищных прав
- Работа с администрациями муниципальных органов управления по предоставлению жилья воспитанникам;
- взаимодействие с жилищно-коммунальными службами по ремонту квартир воспитанников;
- работа с правоохранительными органами по восстановлению прав на жилье, выселению посторонних лиц из квартир воспитанников;
- взаимодействие с юридическими службами по составлению договоров сдачи жилья в наем;
- постановка на льготную очередь;
- переоформление жилья в собственность;
- возвращение утраченных земельных участков.
- Обеспечение прав на получение социальных пособий
- взыскание алиментов;
- розыск родителей;
- сбор документов по выплате пенсий по СПК, инвалидности;
- связь с исправительными учреждениями.
3. Установление юридического статуса
- установление отцовства;
- восстановление родительских прав;
- лишение родительских прав.
- Работа с семьей
- посещение родственников и родителей воспитанников с целью восстановления и сохранения родственных уз;
- документальное оформление разрешения посещений семей в каникулярное время;
- постоянный контакт с муниципальными органами по отслеживанию образа жизни, который ведут родственники воспитанников.
5. Правовое просвещение: ознакомление с социально-правовыми нормами через совместное проведение воспитательных мероприятий с различными организациями, занимающимися данными вопросами.
Профориентационная деятельность: тесный контакт с городскими и районными центрами занятости по востребованности тех или иных специалистов, трудоустройство в каникулярное время.
Социально-правовая защита выпускников: решение вопроса, связанных с жильем, обеспечение родственных контактов с братьями и сестрами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.
Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки ...
Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений.
Проблемы личностного развития воспитанников интернатных учреждений и пути их разрешенияОсобенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. Проблемы интеллектуального развития воспитанников....
Доклад "Психология здоровья и психологическая поддержка детей"
Доклад подготовлен для педагогов начальной и средней школы....
Понятие, сущность, содержание процесса формирования правового сознания воспитанников интернатных учреждений.
Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социально-демографическая группа несовершеннолетних, отличаютс...
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Комплексный подход к организации коррекционно-педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения....
Публикация в сборнике "Культура безопасной жизнедеятельности как фактор сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений"
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики"...
Формирования познавательной активности учащихся интернатных учреждений.
Доклад, в котором я представляю свой педагогический опыт работы по формирования познавательной активности учащихся интернатных учреждений....