Социально-педагогическая поддержка первоклассников в период адаптации к школе
статья (1 класс) на тему
В статье рассматриваются факторы, способствующие социальной адаптации ребенка к школе, или же наоборот, замедляющие ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskaya_adaptatsiya_pervoklassnikov.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая поддержка первоклассников в период адаптации к школе.
Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более сильным будет это напряжение. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Целью социально - педагогической деятельности в школе является - создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом, социальным педагогом и психологами школы задач:
- Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
Социальная адаптация первоклассника к школе происходит не сразу, а постепенно, со временем. Необходимо учитывать все факторы, способствующие социальной адаптации ребенка к школе, или же наоборот, замедляющие ее, мешающие активному приспособлению.
Факторы, способствующие наиболее успешной адаптации ребенка | Факторы, препятствующие успешной адаптации ребенка |
Четкое определение и разъяснение предъявляемых требований, правил и норм как ученикам, так и родителям со стороны учителя, социального педагога и психолога школы | Отсутствие четких критериев, правил и норм. Непоследовательное поведение педагога (разная реакция на один и тот же поступок). |
Одинаковое отношение педагога к детям | Акцент внимания педагога на недостатках детей, или выделение «любимчиков» |
В классе педагог создает ситуацию успеха, самореализации | Подавление инициативы учащихся, частое использование запретов и наказаний |
В классе педагогом выполняется щадящий оценочный режим в сферах неуспеха | Традиционное оценивание, акцент на неуспехах учащихся |
Учитываются результаты диагностики в процессе воспитания и обучения первоклассников. | Отсутствие учета педагогом индивидуальных особенностей детей, выявленных в результате диагностики |
В младшем школьном возрасте особой значимостью обладает стиль, который выбирает учитель для общения с ребёнком и управления классом.
Для демократического стиля характерен широкий контакт с детьми, проявления доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к ребёнку у таких учителей преобладает над деловым: для них типично стремление давать исчерпывающие ответы на любые детские вопросы, учёт индивидуальных особенностей, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке личности и поведении детей. Демократический стиль ставит взрослого и детей в позицию дружеского взаимопонимания. Он обеспечивает детям положительные эмоции, уверенность в себе, товарище, во взрослом, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
Учителя с авторитарным стилем руководства проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Их руководство детьми характеризуется жёсткой регламентированностью. Он чаще пользуется запретами и наказаниями, ограничениями поведения детей. Такой стиль отчуждает учителя от класса в целом и от отдельных детей. Позиция отчуждения характеризуется эмоциональной холодностью, отсутствием психологической близости, доверия. Как правило, дети побаиваются такого учителя.
Наконец, учитель может реализовывать либерально-попустительский стиль в общении с детьми. Он допускает неоправданную терпимость, снисходительную слабость, попустительство, вредящее школьникам. Чаще всего такой стиль является следствием недостаточного профессионализма и не обеспечивает ни совместной деятельности детей, ни выполнения ими нормативного поведения. Даже дисциплинированные дети при таком стиле могут перейти к нарушениям этой самой дисциплины. Учебный процесс здесь постоянно нарушается своевольными поступками, шалостями, выходками детей. Ребёнок не осознаёт своих обязанностей.
Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника:
- Проведение утренней гимнастики
- Соблюдение режима проветривания классной комнаты
- Привитие гигиенических норм поведения
- Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен)
- Организация подвижных игр на перемене
- Систематическое проведение физминуток
- Смена деятельности на уроке
- Организация разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
- Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация).
Показателями социальной адаптации младших школьников к условиям школьной жизни, являются: сформированность адекватного поведения, установление доверительных взаимоотношений как со сверстниками, так и с педагогическим коллективом, а так же освоение навыков социально значимой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками в период адаптации к школе
Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повыше...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»
Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...
Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе
На что нужно обратить внимание родителям первоклассников, чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл без трудностей....
" Помощь первокласснику в период адаптации в школе"
Помощь первокласснику в период адаптации к школеСовет первый:самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте ...
Памятка для первоклассника в период адаптации к школе
Памятка для первоклассника в период адаптации к школе...
«Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе"
Программа психологического сопровождения учащихся 1 класса...