Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей
статья по теме
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Очень важно правильно и грамотно направить родителей, рассказать о путях, средствах и формах воспитания у детей патриотических чувств, устремлений, дел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_detey.docx | 22.87 КБ |
rol_semi_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_detey.pptx | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Танаевская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Методическое объединение учителей начальных классов
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей
Выполнила
Филиппова Н.Ш.
учитель начальных классов
с.Танайка,2015
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего начального образования определяет пять направлений воспитания младших школьников. Одним из них является
воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам , свободам и обязанностям человека.
Базовыми национальными ценностями являются: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и порядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей…
Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
Достижение поставленных педагогических целей духовно-нравственного развития и воспитания невозможно без целенаправленного, систематического и планомерного взаимодействия семьи и школы.(слайд 1)
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. (слайд 2)
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Очень важно правильно и грамотно направить родителей, рассказать о путях, средствах и формах воспитания у детей патриотических чувств, устремлений, дел. (слайд 3)
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.
Родители передают ребенку свое восприятие жизни: свою любовь к природе. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Нужно научить и беречь свою родину. (слайд 4).
Семейные праздничные вечера, народные песни, шествие со взрослыми на праздничный салют, знакомство с культурой, праздниками своего народа,
– все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, гордость за свою Родину, которые запечатлеваются на всю жизнь. (слайд 5)
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.
Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.(слайд 6)
Защита отечества – это священный долг каждого гражданина. Задача школы и семьи – воспитать своего сына и ученика так, чтобы он с желанием шел на военную службу в армию, чтобы понимал свою ответственность перед родиной и мог при необходимости стать с оружием в руках на ее защиту. (слайд 7)
В непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о подвигах, размышления над прошлым своей Родины — это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов. (слайд 8)
В семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. (слайд 9)
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории. (слайд 10)
Практика показывает, что при рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы истории.
Семья должна стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей.
О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека.
(слайд 11)
Вот не полный перечень «семейных» ситуации.
Воспитание в семье - это первый, основополагающий этап многолетнего процесса, который влияет на развитие личности, формирование ее мировоззрения, становления гражданского сознания. Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа использует разнообразные пути, формы и средства.
И в результате совместной работы школы-семьи-общественности общество должно получить (слайд 12)
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Литература:
Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь к Родине начинается с семьи
Любовь к родной природе
Разговор о боевых подвигах
Передача духовного опыта и героики прошлых лет
Изучение истории семьи-первый шаг в познании Родины, её традиции, истории .
О патриотизме судят не по словам, а по делам человека .
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Статья о роли семьи в духовно – нравственном воспитании личности. ...
"Роль семьи в духовно - нравственном воспитании ребенка"
В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для норм...
РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья о значении воспитания в семье в жизни ребенка, об основных проблемах современного духовно-нравственного развития и путях их решения...
Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.
В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...
Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема...
Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей....