РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Статья о значении воспитания в семье в жизни ребенка, об основных проблемах современного духовно-нравственного развития и путях их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_sbornik_2017_lipina_a._v.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Липина Анна Валерьевна
учитель начальных классов МАОУ СОШ №11
Асбестовского городского округа
Свердловская область
Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [2]. Исходя из определения, изложенного в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что это сложный, многоаспектный процесс, зависящий от множества факторов. Так как развитие и становление ребенка как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, определяющим фактором будет являться социальная среда, в которой находится ребенок, представленная макро, мезо и микро социумом. Макросоциум представлен страной, обществом, государством в целом. К мезосоциуму относят этнос и регион, тип поселения, в котором живет ребенок. К микросоциуму семью, образовательное учреждение. Как отмечает Е. А. Лобанова, наиболее важное значение для духовно-нравственного развития ребенка имеет ближайшая среда, в которой происходит развитие ребенка, т. е. микросоциум, представленный семьей. Микросоциум — это ближайшее пространство и социальное окружение, в котором протекает жизнь человека и которое непосредственно влияет на его развитие [3].
Несомненно, что определяющим фактором в духовно-нравственном развитии ребенка будет являться нравственное развитие родителей, преимущественно матери, а затем — характер отношений в семье в целом. В. В. Зеньковский в своих работах говорил о семье, как о "идеальном типе социальной культуры", который ребенок усваивает с ранних лет. Семья имеет "потенциально огромные воспитательные силы", в сравнении с остальными социальными институтами [1].
Факторами духовно-нравственного развития в семье будут являться непосредственно само деятельностное наполнение и предметно-материальная среда проживания ребенка. Деятельный компонент представлен совместным времяпрепровождением членов семьи: видами совместной деятельности детей и родителей, их продолжительностью, направленностью, разнообразием, видами занятий. Ребенок воспринимает поведение значимых ему взрослых в рамках этой деятельности и вне ее как идеал поведения, что формирует его эмоционально-психологическое отношение к миру, ценностные основы. Также родителям стоит обратить внимание на то, в каком информационном поле находится семья: какую музыку слушают, какие фильмы смотрят, какую литературу читают. Часто ребенок оказывается в диссонансе между тем, что навязывает ему школа и семейными ценностями. Например, школа старается привить детям любви к чтению, но это невозможно в условиях, где в семье ребенка никто не увлечен чтением. Ребенок замечает, что значимому для него взрослому чтение не нужно, он не видит примера организации досуга чтением. Поэтому крайне важно, чтобы семья и школа взаимодействовали в тесном контакте, имели общие цели и ценности, что позволяет наиболее эффективно формировать личность ребенка, осуществлять духовно-нравственное воспитание.
Предметно-материальная среда ребенка преимущественно зависит от материального и культурного уровня семьи, но является показательной по тому, на какую деятельность направлена (индивидуальную или групповую). Чаще игрушки детей направлены индивидуальную игровую деятельность, то есть такую, деятельность, в которой участвует только один человек, и которая с начала и до конца выполняется данным человеком. В старшем возрасте такие игры заменяются техническими устройствами, в том числе компьютер, на который перекладывается духовное развитие. Если в семье применяются игры, направленные на групповую деятельность, то есть, которая выполняется исключительно группой людей при их непосредственном взаимодействии друг с другом, такие как, например, настольные игры шашки, лото, то это способствует продуктивному общению родителей и детей, прививая последним множество нравственным категорий. Благоприятно влияют такие элементарные формы совместного общения как обсуждение просмотренных фильмов, совместное чтение литературы и ее обсуждение. Например, чтение отрывка сказки каждый день перед сном и дальнейшее ее обсуждение по завершению чтения произведения.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" родители "обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка" [4]. Но данный анализ показывает, что институт семьи как основной источник духовно-нравственного развития находится в неблагоприятном состоянии. Он мало соответствует потребности ребенка в нравственном воспитании, развитии, становлении его как личности, привитии общепринятых ценностей, гражданской идентичности. К сожалению, в настоящий период родители ограничены во временных, физических и других возможностях для совместного времяпрепровождения и занятий по интересам в силу высокой загруженности, особенно в условиях проживания в крупных городах. Ребенок мало контактирует с родителями, совместная деятельность часто сводится к уборке, походу в магазин, а общение ограничивается бытовым уровнем, обсуждением школьной успеваемости. Вследствие чего общество возлагает преимущественное значение в нравственном воспитании на образовательные организации.
Очевидно, что институт семьи нуждается в серьезной педагогической помощи. Родителям необходимо помочь осознать свою роль, ответственность и незаменимость в духовно-нравственном воспитании детей, помочь проанализировать собственные ценностные установки и поведение и возродить адекватную, неискаженную родительскую позицию, основанную на любви, заботе и ответственности за судьбу своего ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зеньковский, В. В. Педагогика [Текст] / В. В. Зеньковский // — М.: Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1996. — 153 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
- Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Лобанова — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 76 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273—ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л. 2014. — 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Статья о роли семьи в духовно – нравственном воспитании личности. ...
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. А потому от их ...
Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе.
Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе....
"Роль семьи в духовно - нравственном воспитании ребенка"
В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для норм...
О духовно-нравственном воспитании учащихся в ГПД начальной школы
Актуальность статьи заключается в том, чтобы развивать и укреплять нравственные качества у детей начальной школы. Формировать интерес к нравственным устоям общества о правилах и моральных качест...
Духовно-нравственное воспитание на уроках в начальной школе
из опыта работы...