Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
статья по орксэ на тему
Статья о роли семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 69.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МОШИ «Катравожская школа-интернат среднего (полного)общего образования».
Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.
Начиная работать по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», а в частности по модулю «Основы православной культуры», начиная подготовку к уроку, невольно задумываешься о любви, о нравственности, о душе… Нам, взрослым людям, не всегда понятна суть этих вещей. А как донести эти понятия до маленьких людей, которые только входят в этот мир. Где наряду с названными добродетелями существуют ненависть, зло, алчность. Мысли крутятся, путаются. И вдруг…
- Таня, Танечка, просыпайся. Вставай, моя хорошая.
Сквозь сон слышны позывные «Пионерской зорьки» по радио. Из кухни тянется запах приготовленного завтрака. Под одеялом так тепло, уютно, спокойно. Совсем не хочется вставать. И опять тихий, родной голос:
- Мурка, а ну-ка, буди Таню.
Чувствую мягкий прыжок на кровать. Острые коготки начинают теребить одеяло, доходят до волос. Моя любимая кошка. Она не отстанет. Открываю глаза, сажусь. И на душе светло-светло. Здравствуй, новый день!
Сознание движется по лабиринтам памяти дальше и вот я несмело, робко первый раз держу на руках свою новорожденную дочку. Она вздрагивает, открывает свои мутные еще глазки, смотрит на меня и… такое ощущение, что заглядывает мне прямо в душу. Мурашки бегут по всему телу. Дыхание перехватывает и огромная радость, вперемешку с всепоглощающей любовью будоражит меня. Это чувство не подвластно словам. Вот оно чудо!
Я понимаю, что эти воспоминания не случайны. Личное мое убеждение, как и многих других, в том, что основы духовно-нравственного развития личности, его истоки всегда начинаются в семье, с момента рождения ребенка.
Ценности правильного воспитания в семье задают направление и определяют эффективность развития ребенка в обществе. Именно в семье малыш сначала узнает что можно и чего нельзя. Именно в семье прививаются понятия: что хорошо и что плохо.
Духовно-нравственное развитие личности, конечно, начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей.
Поэтому, проводя родительские собрания по выбору модуля, обсуждаем все вопросы и направления работы очень подробно. Те родители, у кого уже не первый ребенок будет изучать курс «Основы религиозных культур», говорят, что и сами с удовольствием обсуждают с детьми темы, о которых не говорилось, когда они были учениками.
Семья — очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в жизни является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.
Поэтому и «необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»)
Ребенок должен знать традиции, ценности, культуру и историю социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Эти знания он должен получать через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение, через понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».
Духовно-нравственное развития наших школьников так же не может происходить без изучения культуры и духовных традиций народов Севера, в среде которых они родились и продолжают жить. При построении своих уроков мы, учителя, не можем не учитывать этнические традиции, в которых наши дети родились и воспитываются.
Обеспечение духовно-нравственного развития личности младшего школьника — ключевая задача современной программы образования. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина нашей страны.
И начинать духовно-нравственное воспитание надо с младшего возраста, пока глаза широко распахнуты и душа трепетно внимает всему, что ее волнует, пока дети еще хотят учиться. Не обрушиваться на них в этом возрасте с поэтапным формированием умственных действий, а просто душу настроить на возвышенный лад, чтобы совесть сформировалась, чтобы чувство ответственности сложилось, чтобы нравственная система укрепилась.
Введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур» в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия педагогов нашей школы направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса, на развитие личности ребёнка, его нравственных качеств.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли семьи и педагогического коллектива образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация
Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....
Роль семьи в формировании личности
Тематическое родительское собрание...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).
Содержание собрания....
Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»
Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...
Роль семьи в формировании личности ребенка
Здесь говорится о роли семьи...
Роль семьи в формировании личности ребенка
Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...
Роль семьи в формировании личности ребенка
В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....