Доклад «Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»
статья (4 класс) на тему
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rol_shkoly_i_semi_v_duhovno_-_nravstvennom_vospitanii_detey.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рудовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пичаевской средней общеобразовательной школы
Доклад
«Роль школы и семьи
в духовно – нравственном воспитании детей»
Подготовила
учитель начальных классов
Фирюлина Н.В.
-2015-
Доклад
«Роль школы и семьи в духовно – нравственном воспитании детей»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.
Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Перед общеобразовательной школой сегодня стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе.
Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Духовно – нравственное воспитание осуществляется на уроках, внекласссных мероприятиях, во время внеурочной деятельности и способствует формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны. Педагоги пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность. В школе разработана и реализуется программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
В образовательные программы уже введен учебный предмет «Основы православной культуры». Имея духовно – нравственную и эстетическую направленность, он знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества. «Основы православной культуры» - это путешествие в духовный мир более чем тысячелетней культуры Руси. Совершив такое путешествие, каждый ученик сможет осознанно сделать свой мировоззренческий выбор.
В последнее время мы очень много говорим о духовно - нравственном воспитании, создано множество программ, но мы вынуждены признать, что школа без семьи бессильна.
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. В семье ребенок усваивает нормы морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейший уклад, на работу человека (хотя часто они остаются в подсознании). Человек может забыть о них, но помимо его воли они часто определяют его поступки. Привычки , сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют большое значение в формировании моральных качеств растущего человека..
Семья способствует формированию гармонически развитой личности человека.
Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад.
В устройстве современных семей есть одно частое искажение. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок. В советской педагогике в 50-х годах был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее — детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» — «Конечно, ребенку», — следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты.
Такого не было в семьях с традиционным православным укладом. За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье.
Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, должна царить четкая иерархия ценностей. Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Это надо внушать им не отвлечённо, а опираясь на религиозную основу: понятие о грехе открывает перед ребёнком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Такое духовное направление помогает дать христианское воспитание, которое делает ясными для него различные проявления добра и зла. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия». Никогда не совершат ошибку те молодые люди, которые будут строить жизнь на вечных христианских принципах добра, любви и справедливости.
Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди. Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.
Для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, — детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. А потом не стоит удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда родители озабочены решением проблем экономического выживания, основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.), что сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи. Вторжение в жизнь компьютеров и телевизоров заменяет людям общение. Дети слишком много времени находятся у телевизора или компьютера.
Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе. Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. По данным социологического опроса на совместный досуг с ребёнком даже в благополучной семье родители уделяют в среднем 15 минут в день. Это может быть прогулка в выходной день в течение часа. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи. Но как же передается опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передается, как правило, через совместный труд. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность.
Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит!. Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) — тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Все зависит от уклада семьи — надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. Современные мамы и папы восхищенно смеются и ликуют, видя, как их милая дочка танцует, подражая звездам поп-музыки, увиденным на телеэкране. Ясно, что в этом случае родители настроены на то, чтобы воспитать эстрадную певицу, а не помощницу себе. Дети очень хорошо чувствуют, что нравится родителям и что надо сделать, чтобы угодить им.
Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами.
Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно. Когда ребенок подрастет, его можно и нужно приобщать к правильному планированию своей жизни.
Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы — вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.
Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». По поводу таких рассуждений нужно отметить три момента. Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы ребенку самому неприятно было смотреть плохой фильм. Во-вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, от которого он будет все отсчитывать, с которым он будет сравнивать. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников. Например, если такие шедевры советской мультипликации, как «Аленький цветочек», «Буратино», «Царевна-лягушка», «Конек-горбунок», современные добрые и красивые сказки будут окружать ребенка, то мультфильм с драками ребенок явно оценит как плохой и сам не захочет его смотреть. Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли.
Но пройдет лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Так что если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящей боли она не будет замечена. И если вдруг родителям будет плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.
Показывая ребенку насилие даже в "мультиках", предлагая сцены разврата, жестокости или "красивой жизни", телевидение пробуждает в детской душе страсти гнева, блуда, зависти, страсти к деньгам. Боевики учат его презирать слабого, навязывают не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения с людьми, дерзкую и развязную, несовместимую со скромностью.
Надо оберегать детей от уличной грязи, которая приникает в их души через телевидение. Родителям надо, с одной стороны, строго ограничить время, когда дети смотрят его, а, с другой стороны, проверять содержание фильмов. Замечено, что дети и сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть. Здесь очень важно родительское общение с ребёнком, совместный отдых, прогулки, чтение книг. Позже на первый план выйдет другая задача - разумный выбор телепередач. Родительский запрет (если ребенку очень хочется что-то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя) должен быть обоснован. Во всяком случае, задача родителей - доходчиво объяснить обиженному ребенку, что ничто не проходит для души бесследно, и помогать отличать плохое от хорошего. Не следует, наверное, в ужасе шарахаться и от компьютера. Здесь могут быть даны те же рекомендации, что и с телевизором: строгое ограничение по времени занятий и разумный подход.
Задумываясь о будущем, заглядывая в новое время, мы задаем себе вопрос, что ждет нас, «сегодняшних» и их «завтрашних», какие еще испытания приготовит им время. Мы не сможем защитить от будущих невзгод своих детей, но мы просто обязаны дать тот нравственный стержень, который поможет выстоять и победить. Передать родители детям могут только то, чем обладаете сами. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что-то воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Это не значит, что родители должны быть идеальными в том или ином духовном и нравственном требовании, но они должны всегда работать над собой, чтобы совершенствоваться в своей духовной и нравственной жизни. Они должны помнить, что ребенок не будет искать идеалов родителей, но всегда будет видеть их работу над собой, и на это будет опираться, подражая родителям. Ибо в духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько кто работает над собой.
Духовно – нравственное воспитание держится на любви. Любовь
родителей для детей становится светом в этом мире и смыслом их жизни и радости. Вне любви всякое воспитание является ложным, пустым, ничего не дающим. Поэтому важно, чтобы воспитание проявлялось не внешне, а было глубоко внутренним явлением. Но любящий родитель, чтобы помочь разобраться детям в сути дела, смысле своих и чужих поступках, предъявляемым к ним требованиям, сам должен быть крайне внимателен к внутреннему миру ребёнка. Дети вырастают добрыми и щедрыми, если совершенно знают, что родители их очень любят. А потом они просто возвращают миру то, что получили от своих родителей.
Опыт воспитания детей накапливался веками. Но постепенно происходит подмена ценностей: профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность. Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромного, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.
Мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В этой презентации говориться о роли взаимодействия семьи и школы в очень важном сегодня направлении воспитательной работы - духовно-нравственном. В ней показаны основные формы и методы работы, ...
Статья "Единство школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"
Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Укр...
Статья "Единство школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"
Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Укр...
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. А потому от их ...
Презентация "Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников"
Данный материал содержит статью и презентацию по теме: "Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравсткенном воспитании младших школьников"...
Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».
Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...