ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Мир в радуге профессий»
рабочая программа на тему
Программа «Мир в радуге профессий» разработана на основе программы курса «Введение в мир профессий» учителя начальных классов МОУ СОШ №1 с. Александровское Ставропольского края В.С. Кокаревой и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования №5 от 23.06.2010 г. в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробацииФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_raduge_professiy.docx | 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставропольский край, Апанасенковский район,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»с. Дивное
Рассмотрено на заседании МО протокол №___ от ___ 20__ г. Председатель МО __________ ____________ подпись Ф. И. О. | Согласовано Заместитель директора по УВР «___» ______ 20___ г. _________ ____________ подпись Ф. И. О. | УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № от ____20 ____г. Председатель педсовета _________ ____________ подпись Ф. И. О. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Мир в радуге профессий»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов ____135_____
Составитель (ли) _______ учитель начальных классов МОУСОШ№3 с. Дивное Апанасенковского района__Ставропольского края Овчаренко Н.М.________________________________________
Программа разработана на основе примерной программы курса «Введение в мир профессий» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
2011 г.
Пояснительная записка.
Программа «Мир в радуге профессий» разработана на основе программы курса «Введение в мир профессий» учителя начальных классов МОУ СОШ №1 с. Александровское Ставропольского края В.С. Кокаревой и рекомендована для работы по решению ученого совета Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования №5 от 23.06.2010 г. в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности для начальной школы (из опыта работы по апробацииФГОС образовательных учреждений Ставропольского края)».
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников.
Цель данного курса – расширить знания ребенка о сфере человеческой деятельности, ознакомить с миром профессий, их социальной значимостью.
Цель данного курса конкретизируют следующие задачи:
- формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников;
- дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования, формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):
- что ты знаешь об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
- что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.
Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:
1)разминка; 2) дискуссия; 3) работа в тетрадях; 4) беседа или обсуждение; 5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом; 6) представление и разбор (анализ) проектов; 7) развитие воображения через творческие и практические задания; 8) домашнее задание и т.д. Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.
Содержание программы:
Программа курса « Мир в радуге профессий» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Количество учащихся составляет 15 человек.
Режим проведения занятий:
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности.
В первом классе у детей формируются первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.
1-й год обучения 1 раз в неделю 1 час.
I.Вводное занятие (1ч.)
II. Профессии людей работающих на транспорте (10ч.)
III. Профессии людей работающих в школе (12 ч.)
IV Профессии в моей семье (10 ч.)
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения.(33ч.)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Вид деятельности |
I.Вводное занятие (1ч.) | |||
1 | Мир профессий: его прошлое и настоящее. | 1 | Беседа, обсуждение, игра. |
II. Профессии людей работающих на транспорте (10ч.) | |||
1 |
Профессия «Водитель автомобиля. | 1 | Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование. |
2-3 | «Я - водитель, а ты - пешеход». | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. |
4-5 | «Ты – водитель, а я – пешеход». | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. |
6 | Экскурсия в автохозяйство. | 1 | Экскурсия. |
7 | Профессия « Тракторист». | 1 | Дискуссия, обсуждение, рисование. |
8 | Профессия « Шофер». | 1 | Дискуссия, обсуждение, рисование. |
9 | Профессия « Комбайнер». | 1 | Дискуссия, обсуждение, рисование. |
10 | Представление и разбор мини -проектов. | 1 | Обсуждение, анализ. |
III. Профессии людей работающих в школе (12 ч.) | |||
1-2 | Школа. Кто в ней работает? | 2 | Беседа. |
3 | Профессия « Учитель». | 1 | Дискуссия, обсуждение, рисование. |
4 | Каких профессий не хватает в школе? | 1 | Дискуссия, обоснование мнений. |
5 | Экскурсия в школьную столовую. | 1 | Экскурсия. |
6 | Знакомство с профессией повара. | 1 | Дискуссия, обоснование мнений. |
7 | Экскурсия в школьную мастерскую. | 1 | Экскурсия. |
8 | Профессии слесаря, токаря, шлифовщика. | 1 | Дискуссия, обсуждение, |
9 | Работа на пришкольном участке. Выращивание комнатных растений из черенков. | 1 | Работа на пришкольном участке. |
10 | Профессия цветовода. | 1 | Дискуссия, обсуждение, |
11 | Работа технического персонала школы. | 1 | Дискуссия, обсуждение, |
12 | Оказание помощи в уборке. | 1 | Генеральная уборка помещения |
IV Профессии в моей семье (10 ч.) | |||
1 | Профессии наших пап. | 1 | Конкурс рисунков. |
2 | Знакомство с профессиями наших мам. | 1 | Групповая работа. |
3 | Сколько профессий у наших мам? | 1 | Дискуссия. |
4 | «Мама – домохозяйка». | 1 | Рисование, моделирование маминой одежды. |
5 | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | 1 | Дискуссия, обсуждение. |
6 | Мини-проект «Одежда моей мамы». | 1 | Защита мини-проекта «Одежда моей мамы». |
7-8 | «Семейные династии». | 2 | Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой |
9 | Беседа «Чем я могу помочь дома» | 1 | Рассказы детей. |
10 | Кем мы хотим стать и почему? | 1 | Защита мини – проекта. |
Всего: 33 33
Во 2 классе учащиеся продолжают знакомство с трудом окружающих людей, углубляют представления о разных профессиях. Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
2-й год обучения 1 раз в неделю 1час.
I.Вводное занятие (1ч.)
II.Путешествие в "Читай - город"(8ч.)
III. Милиционеры - кто они? (5ч.)
IV.Профессии людей, которые занимаются строительством. (13ч.)
V. Профессии людей работающих в магазинах. (7ч.)
Учебно-тематическое планирование.
2 год обучения.(34 ч.)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Вид деятельности | |
I.Вводное занятие (1ч.) | ||||
1. | « Азбука профессий». | 1 | Дискуссия, игра в командах. | |
II.Путешествие в "Читай - город"(8ч.) | ||||
1. | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | Экскурсия. | |
2-3 | Ваша любимая книга. | 2 | Встреча с библиотекарем школы. | |
4-5 | Писатели, кто они? | 2 | Беседа о характере работы. | |
6-7 | Профессия «Библиотекарь». | 2 | Беседа о характере работы библиотекаря. | |
8 | Представление и разбор проектов. | 1 | Обсуждение, анализ. | |
III. Милиционеры - кто они? (5ч.) | ||||
1-2 | Работа автоинспектора. | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. | |
3-4 | Беседа «Будь внимателен на улице» | 2 | Анализ ситуаций, игра. | |
5 | Экскурсия в милицию. | 1 | Экскурсия. | |
IV.Профессии людей, которые занимаются строительством. (13ч.) | ||||
1-2 | Как построить дом? Профессия «Архитектор». | 2 | Анализ ситуаций, игра. | |
3 | Профессия «Архитектор. | 1 | Обсуждение, проектирование домика для щенка. | |
4 | Коллективная разработка проекта дома (класс делится на три группы). | 1 | Дискуссия, обсуждение, работа над проектом. | |
5 | Экскурсия по своему селу. | 1 | Экскурсия. | |
6-7 | Профессия - каменщик. | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. | |
8-9 | Профессия - штукатур. | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. | |
10-11 | Профессия - маляр. | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. | |
12-13 | Профессия – плотник. | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. | |
14 | Расширение и обобщение знаний об объектах труда людей, профессиях. | 1 | Игра. | |
V. Профессии людей работающих в магазинах. (7ч.) | ||||
1-2 | Работники магазина. | 2 | Дискуссия, обсуждение. | |
3-4 | Профессия - продавец. | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. | |
5-6 | Профессия - кассир. | 2 | Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра. | |
7 | Экскурсия в магазин. | 1 | Экскурсия. |
Всего: 34 34
В 3 классе продолжается развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, учащиеся знакомятся с трудом окружающих людей и их профессиями, вырабатывают первые навыки организации своей работы и работы товарищей. Проявляют активность и инициативу в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.
3-й год обучения 1 раз в неделю 1час.
I.Профессии людей занимающихся расследованием. (5ч.)
II. Профессии связанные с зелёными насаждениями нашего села. (12ч.)
III.Профессия людей связанная с финансами. (5ч.)
Учебно-тематическое планирование.
3 год обучения.(34ч.)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Вид деятельности |
I.Профессии людей занимающихся расследованием. (5ч.) | |||
1-2 | Профессия «Следователь». | 2 | Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей. |
3-4 | «Следствие ведут третьеклассники!» | 2 | Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ. |
5 | Представление и разбор проектов. | 1 | Обсуждение, анализ. |
II. Профессии связанные с зелёными насаждениями нашего села. (12ч.) | |||
1-2 | Профессия «Биолог» | 2 | Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы. |
3 | Беседа на тему «Бережное отношение к природе». | 1 | Беседа. |
4-5 | Выращивание цветочно-декоративных растений. | 2 | Выращивание цветов. |
6 | Экскурсия в сад. | 1 | Экскурсия. |
7-8 | «Изучение живой природы». | 2 | Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы. |
9- 10 | «Угадай представителя флоры и фауны». | 2 | Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!» |
11-12 | Работники лесничества. | 2 | Дискуссия, обсуждение. |
III.Профессия людей связанная с финансами. (5ч.) | |||
1-2 | Профессия «Бухгалтер». | 2 | Беседа с представителем профессии, обсуждение. |
3-4 | «Бюджет семьи, мои карманные деньги». | 2 | Беседа с представителем профессии, обсуждение. |
5 | Представление и разбор проектов. | 1 | Обсуждение, анализ. |
IV. Знакомство с профессиями животноводства. | |||
1-3 | Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)». | 3 | Беседа с представителем профессии, обсуждение. |
4-6 | Профессии животноводства. | 3 | Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы. |
5-6 | Викторина «Что мы узнали?» | 1 | |
7-8 | Экскурсия на ферму. | 1 | Экскурсия. |
9-10 | Расширение и обобщение знаний об объектах труда людей, профессиях. | 2 | Игра. |
11-12 | Представление и разбор проектов. | 2 | Обсуждение, анализ. |
В 4 классе обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжается воспитание и любовь к труду, уважение к людям труда. Расширяются и углубляются представления о различных профессиях.
4-й год обучения 1 раз в неделю 1час.
Учебно-тематическое планирование.
4 год обучения.(34ч.)
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудова ние | ||
Введение в мир профессий 9ч | |||||||
1 | Зачем человек трудится? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация Разрезные карточки с пословицами | |||
2 - 3 | Какие профессии ты знаешь? | 2 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Презентация | |||
4-6 | Мир интересных профессий | 3 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Презентация | |||
7 | Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Презентация | |||
8-9 | Кем я хочу стать? | 2 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | |||
Профессии в школе 2 ч | |||||||
1 | Профессия - учитель | 1 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Презентация — клип «Учитель» | |||
Профессия -библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | |||||
Знакомство с различными профессиями 12 ч | |||||||
Профессия - продавец | 2 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация Весы | ||||
Профессия - парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую | |||||
Профессия - повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . | |||||
Профессия - почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. | |||||
Профессия - врач | 2 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация Халат врача, аптечка. | ||||
Профессия - художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | |||||
Проект «Азбука профессий» 6ч. | |||||||
Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. | |||||
Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | |||||
Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | |||||
Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | |||||
Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | |||||
Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Азбука профессий». | |||||
Профессия моих родителей 3ч. | |||||||
Кем работают мои родители? | 2 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | |||||
Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |||||
Итоговые занятия 2 ч. | |||||||
Викторина «Что мы узнали?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» | Презентация | ||||
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
Всего: 34 34
Литература для учителя:
- Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
- Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
Литература для учащихся:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Мы построим Радугу" разработана для учащихся 3 класса (возраст 9-10 лет) Основу программы составляет программа Савенкова А.И. "Я- исследователь". Работа с детьми иде...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...
Программа внеурочной деятельности " Математика в твоей профессии""
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математика в твоей профессии» входит в область изучения «Математики и информатики».Данная рабочая программа ориентирована на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности занятий бисероплетением «РАДУГА» для начальных классов общеобразовательной школы
Программа рассчитана на начальное общее образование. Направленность программы художественно-эстетическая, развивающая, общая....
Рабочая программа внеурочной деятельности "ИЗО студия - Радуга".
Рабочая программа кружка ИЗО для начальной школы....
Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Все профессии хороши! Выбирай на вкус» для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Данный курс предназначен для обучающихся 3 - 4 классов специальных школ, преимущественно для детей с УО.В начальной школе обучающиеся ещё далеки от профессионального выбора,но правильно проведённая сн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка в мир профессий"
Рабочая программа внеурочной деятельности по профориентации составлена с целью развития интереса к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников, формирования уважительного отноше...