Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Все профессии хороши! Выбирай на вкус» для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
рабочая программа (3 класс)

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Данный курс предназначен для обучающихся 3 - 4 классов специальных школ, преимущественно для детей с УО.

В начальной школе обучающиеся ещё далеки от профессионального выбора,но правильно проведённая сними работа поможет им в будущем. Программу ВД отличает особое построение курса и наличие рабочей тетради. Построение программы и выделение разделов происходит в зависимости от основной цели профессиональной деятельности. Функциональное разделение поможет в полном объеме показать особенности каждой профессии, их значение в жизни человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_vse_professii_horoshi_vybiray_na_vkus.docx311.15 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Нововарщавская адаптивная школа-интернат»

Программа внеурочной деятельности социальной направленности

«Все профессии хороши! Выбирай на вкус» для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 34 часа.

Авторы-составители: Куандыкова Р.Ш.

Довженко Г.А.

Нововаршавка 2021

Пояснительная записка

Актуальность

     В системе коррекционно-педагогического обучения одним из важных направлений работы социальной ориентации детей ОВЗ является ранняя пропедевтика предпрофильной подготовки. В основе данной деятельности лежит идея раннего знакомства с различными профессиями через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. Данное направление реализуется посредством рабочих программ, как в учебной, внеурочной деятельности.  Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено формирование у обучающихся с умственной отсталостью (далее УО)жизненных компетенций приоритетной задачей, а академическому компоненту отводиться второстепенная роль.

«Жизненная компетенция» включает знания, умения и навыки необходимые ребенку в обычной жизни. Сюда же можно отнести и социальную ориентацию ребенка в обществе, которая включает расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

     Одной из главных проблем детей УО и выделяют нарушение их связи с окружающим миром. Предпосылками к нарушению социализации выступают:

- ограниченная мобильность,

- бедность контактов,

- уровень здоровья и общего физического развития.

В итоге выпускники с УО с большими трудностями могут сделать профессиональный выбор, что негативно отражается на дальнейшем трудоустройстве. Готовить выпускника к осознанному профессиональному выбору необходимо заранее. Уже в начальной школе ребенка необходимо познакомить с максимальным количеством профессий. Знакомство лучше начинать с профессий, с которыми школьники хорошо знакомы и сталкиваются с ними каждый день.

Условия реализации

Потенциальными пользователями данной методической разработки могут быть, как педагоги специальных образовательных учреждений, так и педагоги общеобразовательных школ.

Данный курс предназначен для обучающихся 3 - 4 классов специальных школ, преимущественно для детей с УО.

В начальной школе обучающиеся ещё далеки от профессионального выбора,но правильно        проведённая сними работа поможет им в будущем.

Особенности построения курса

     Срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Каждое занятие рассчитано на 30-40 минут и проводится 1 раз в неделю (34 часа). Занятия поделены на тематические группы, которые связаны с рассмотрением определенной профессиональной деятельности.

В программе предусмотрена групповая и индивидуальная работа обучающихся. Структура занятий проходит по определенной последовательности: разминка, включает задания на мотивацию (проверку сообразительности, готовности памяти, быстроту, мышление); знакомство с профессией и выполнение развивающих упражнений выполняется в рабочей тетради, где представлены задания к каждому занятию.

Программа предназначена для расширения кругозора, словаря по теме «Профессии».

Новизна

Данную программу отличает особое построение курса и наличие рабочей тетради. Построение программы и выделение разделов происходит в зависимости от основной цели профессиональной деятельности. Функциональное разделение поможет в полном объеме показать особенности каждой профессии, их значение в жизни человека.

Разработанная система мониторинга позволяет отслеживать первичный, итоговый и промежуточный уровень усвоения знаний.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации в будущем.

Задачи:

-расширять у обучающихся знания о многообразии профессий на основе их функциональных особенностей и получаемого результата,

-расширять познания обучающихся об окружающих их людях, профессиях,

-воспитывать в обучающихся чувство уважения к труду взрослых,

-расширение и активизация словаря по теме «Профессии».

        

Планируемые результаты

Личностные результаты

Дети приобретают навыки:

- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели,

-формирование исследовательских навыков применительно к рассматриваемой профессии,

-расширение кругозора и словаря учащихся по лексической теме «Профессии».

Метапредметные результаты

Дети приобретут навыки:

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом будущего выбора профессии,

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения,

- проводить оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.

Результат освоения программы

Система мониторинга предусматривает проведение первичного, итогового и промежуточного уровня усвоения знаний в форме тестовых заданий.

Диагностическое тестовое задание

Уровни усвоения программы

Высокий уровень – выполнение более 70% заданий теста правильно.

Средний уровень –выполнение правильно от 30 до 69 %  заданий теста.

Низкий уровень -выполнение правильно от 0 до 29 %  заданий теста.

 Содержание курса ВД «Путешествие в мир профессий» для обучающихся 3-4 класса с умственной включает следующие разделы:

I раздел – Профессии, которые нас учат

II раздел – Профессии, которые лечат нас и наших животных

III раздел– Профессии, которые нужны селу

IV раздел - Профессии, которые нас охраняют

V раздел - Профессии, которые украшают наш мир

VI  раздел - Профессии, которые нас обслуживают

Название темы

Количество часов

1

Знакомство с новым курсом «Путешествие в мир  профессий»

1

Профессии, которые нас учат

1

Учитель

1

2

Воспитатель

1

3

Библиотекарь

1

Профессии, которые лечат нас и наших животных

1

Врач

1

2

Медицинская сестра

1

3

Фармацевт

1

4

Ветеринар

1

1

Проверь себя! (промежуточный контроль)

1

Профессии, которые нужны селу

1

Фермер

1

2

Доярка

1

3

Животновод

1

4

Пастух

1

5

Агроном

1

Профессии, которые нас охраняют

1

Полицейский

1

2

Пожарный

1

3

Охранник

1

Профессии, которые украшают наш мир

1

Швея (дизайнер одежды)

1

2

Художник

1

3

Артист

1

4

Парикмахер

1

1

Проверь себя! (промежуточный контроль)

1

Профессии, которые нас обслуживают

1

Продавец

1

2

Кассир

1

3

Грузчик

1

4

Водитель

1

5

Почтальон

1

6

Повар

1

7

Дворник

1

8

Уборщица

1

1

Проверь себя! (промежуточный контроль)

1

1

Мероприятие по завершению курса ВД  проект «Реклама профессии»

1

1

Завершение курса «Путешествие в мир  профессий»

1

Итого

34 часов по программе

Тематический план курса ВД «Путешествие в мир профессий»

для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью

№ п/п

Тема

К-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Знакомство с новым курсом «Путешествие в мир  профессий»

1

Первичная мониторинговая диагностика  для определения первичных знаний о профессиях.

Профессии, которые нас учат

Учитель

1

Определить обязанности учителя, выделить предметы необходимые ему для работы.

Обвести по контуру и раскрасить рисунок.

Воспитатель

1

Определить обязанности воспитателя, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить рисунок с воспитателем.

Библиотекарь

1

Отгадать загадку, определить обязанности библиотекаря, выделить предметы необходимые ему для работы.

Раскрасить рисунок по образцу.

Профессии, которые лечат нас и наших животных

Врач

1

Определить обязанности врача, выделить предметы необходимые ему для работы.

Обвести по контуру и раскрасить рисунок.

Медицинская сестра

1

Определить обязанности медсестры, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить медсестру на рисунке..

Фармацевт

1

Определить обязанности фармацевта, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить фармацевта на рисунке.

Ветеринар

1

Определить обязанности ветеринара, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить ветеринара на рисунке.

Проверь себя! (промежуточный контроль)

1

Промежуточная мониторинговая диагностика  для определения уровня усвоения знаний разделов «Профессии, которые нас учат», Профессии, которые лечат нас и наших животных

Профессии, которые нужны селу

Фермер

1

Профориентационная беседа.

Определить обязанности фермера, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить фермера на рисунке.

Доярка

1

Профориентационная беседа.

Отгадать загадку. Определить обязанности доярки, выделить предметы необходимые ей для работы.

Выбрать и раскрасить доярку на рисунке.

Животновод

1

Профориентационная беседа.

Определить обязанности животновода, выделить предметы необходимые ему для работы. Познакомиться с животными, с которыми работает животновод.

Обвести на рисунке по контуру и  раскрасить животных.

Пастух

1

Профориентационная беседа.

Определить обязанности пастуха, выделить предметы необходимые ему для работы. Познакомиться с животными, которых пасет пастух.

Соединить на рисунке  точки и  определить, где потерялась овца.

Агроном

1

По стихотворению определить, чем занимается агроном.

Выбрать и раскрасить на рисунке агронома.

Профессии, которые нас охраняют

Полицейский

1

Определить обязанности полицейского, выделить предметы необходимые ему для работы.

Обвести на рисунке по контуру и  раскрасить полицейского.

Пожарный

1

По стихотворению определить, чем занимается пожарный. Определить, что необходимо пожарному для тушения пожара.

Раскрасить по образцу.

Охранник

1

Определить обязанности охранника. Ответить на вопрос: «Чем  работа охранника отличается от работы полицейского?».

Выбрать и раскрасить на рисунке охранника.

Профессии, которые украшают наш мир

Швея (дизайнер одежды)

1

Профориентационная беседа.

С помощью стихотворения определить обязанности швеи, выделить предметы необходимые ей для работы.

Выбрать и раскрасить на рисунке швею.

Художник

1

Определить обязанности художника, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить на рисунке художника.

Артист

1

Определить обязанности артиста. Ответить на вопрос: «Где может выступать артист?».

Выбрать и раскрасить на рисунке артиста.

Парикмахер

1

Профориентационная беседа.

С помощью стихотворения определить обязанности парикмахера, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить на рисунке парикмахера.

Проверь себя! (промежуточный контроль)

1

Промежуточная мониторинговая диагностика  для определения уровня усвоения знаний разделов «Профессии, которые украшают наш мир», «Профессии, которые нас охраняют», «Профессии, которые нужны селу».

Профессии, которые нас обслуживают

Продавец

1

Профориентационная беседа.

Определить обязанности продавца, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить на рисунке продавца.

Кассир

1

Определить обязанности кассира, выделить предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить на рисунке кассира.

Грузчик

1

Профориентационная беседа.

Определить обязанности грузчика.

Выбрать и раскрасить его на рисунке.

Водитель

1

Определить обязанности водителя. Ответить на вопрос: «Легко ли стать водителем?».

Выбрать и раскрасить его на рисунке.

Почтальон

1

Профориентационная беседа.

С помощью стихотворения определить обязанности почтальона, предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить на рисунке почтальона.

Повар

1

Профориентационная беседа.

С помощью стихотворения определить обязанности повара, определить предметы необходимые ему для работы.

Обвести на рисунке по контуру и  раскрасить повара.

Дворник

1

Профориентационная беседа.

Определить обязанности дворника, предметы необходимые ему для работы.

Выбрать и раскрасить на рисунке дворника.

Уборщица

1

Профориентационная беседа.

Определить обязанности уборщицы, предметы необходимые ей для работы.

Ответить на вопрос: «Сколько раз в день в школе моется пол?».

Выбрать и раскрасить на рисунке уборщицу.

Проверь себя! (промежуточный контроль)

1

Промежуточная мониторинговая диагностика  для определения уровня усвоения знаний раздела «Профессии, которые нас обслуживают»

Мероприятие по завершению курса ВД  проект «Реклама профессии»

1

Представление запомнившихся профессий в форме презентации, рисунка, чтение стихотворения.

Завершение курса «Путешествие в мир  профессий»

1

Мониторинговая диагностика  для определения знаний о профессиях, рассмотренных на курсе в соответствии с их результатом труда.

Итого часов

34

Список литературы

1.Классные часы: 1 класс / Авт. Сост Т.Н. Максимова- М.: ВАКО, 2011. - 272 с.

2.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника/ Рубинштейн С.Я.. М. : Просвещение, 1986. - 192 с.

3.Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения«Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М., 2010.

4.Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. - 104 с. (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся  1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Ми...

Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Представлено календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...