Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Все профессии хороши! Выбирай на вкус» для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
рабочая программа (3 класс)
Данный курс предназначен для обучающихся 3 - 4 классов специальных школ, преимущественно для детей с УО.
В начальной школе обучающиеся ещё далеки от профессионального выбора,но правильно проведённая сними работа поможет им в будущем. Программу ВД отличает особое построение курса и наличие рабочей тетради. Построение программы и выделение разделов происходит в зависимости от основной цели профессиональной деятельности. Функциональное разделение поможет в полном объеме показать особенности каждой профессии, их значение в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_vse_professii_horoshi_vybiray_na_vkus.docx | 311.15 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Нововарщавская адаптивная школа-интернат»
Программа внеурочной деятельности социальной направленности
«Все профессии хороши! Выбирай на вкус» для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 34 часа.
Авторы-составители: Куандыкова Р.Ш.
Довженко Г.А.
Нововаршавка 2021
Пояснительная записка
Актуальность
В системе коррекционно-педагогического обучения одним из важных направлений работы социальной ориентации детей ОВЗ является ранняя пропедевтика предпрофильной подготовки. В основе данной деятельности лежит идея раннего знакомства с различными профессиями через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. Данное направление реализуется посредством рабочих программ, как в учебной, внеурочной деятельности. Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено формирование у обучающихся с умственной отсталостью (далее УО)жизненных компетенций приоритетной задачей, а академическому компоненту отводиться второстепенная роль.
«Жизненная компетенция» включает знания, умения и навыки необходимые ребенку в обычной жизни. Сюда же можно отнести и социальную ориентацию ребенка в обществе, которая включает расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Одной из главных проблем детей УО и выделяют нарушение их связи с окружающим миром. Предпосылками к нарушению социализации выступают:
- ограниченная мобильность,
- бедность контактов,
- уровень здоровья и общего физического развития.
В итоге выпускники с УО с большими трудностями могут сделать профессиональный выбор, что негативно отражается на дальнейшем трудоустройстве. Готовить выпускника к осознанному профессиональному выбору необходимо заранее. Уже в начальной школе ребенка необходимо познакомить с максимальным количеством профессий. Знакомство лучше начинать с профессий, с которыми школьники хорошо знакомы и сталкиваются с ними каждый день.
Условия реализации
Потенциальными пользователями данной методической разработки могут быть, как педагоги специальных образовательных учреждений, так и педагоги общеобразовательных школ.
Данный курс предназначен для обучающихся 3 - 4 классов специальных школ, преимущественно для детей с УО.
В начальной школе обучающиеся ещё далеки от профессионального выбора,но правильно проведённая сними работа поможет им в будущем.
Особенности построения курса
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Каждое занятие рассчитано на 30-40 минут и проводится 1 раз в неделю (34 часа). Занятия поделены на тематические группы, которые связаны с рассмотрением определенной профессиональной деятельности.
В программе предусмотрена групповая и индивидуальная работа обучающихся. Структура занятий проходит по определенной последовательности: разминка, включает задания на мотивацию (проверку сообразительности, готовности памяти, быстроту, мышление); знакомство с профессией и выполнение развивающих упражнений выполняется в рабочей тетради, где представлены задания к каждому занятию.
Программа предназначена для расширения кругозора, словаря по теме «Профессии».
Новизна
Данную программу отличает особое построение курса и наличие рабочей тетради. Построение программы и выделение разделов происходит в зависимости от основной цели профессиональной деятельности. Функциональное разделение поможет в полном объеме показать особенности каждой профессии, их значение в жизни человека.
Разработанная система мониторинга позволяет отслеживать первичный, итоговый и промежуточный уровень усвоения знаний.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации в будущем.
Задачи:
-расширять у обучающихся знания о многообразии профессий на основе их функциональных особенностей и получаемого результата,
-расширять познания обучающихся об окружающих их людях, профессиях,
-воспитывать в обучающихся чувство уважения к труду взрослых,
-расширение и активизация словаря по теме «Профессии».
Планируемые результаты
Личностные результаты
Дети приобретают навыки:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели,
-формирование исследовательских навыков применительно к рассматриваемой профессии,
-расширение кругозора и словаря учащихся по лексической теме «Профессии».
Метапредметные результаты
Дети приобретут навыки:
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом будущего выбора профессии,
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения,
- проводить оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Результат освоения программы
Система мониторинга предусматривает проведение первичного, итогового и промежуточного уровня усвоения знаний в форме тестовых заданий.
Диагностическое тестовое задание
Уровни усвоения программы
Высокий уровень – выполнение более 70% заданий теста правильно.
Средний уровень –выполнение правильно от 30 до 69 % заданий теста.
Низкий уровень -выполнение правильно от 0 до 29 % заданий теста.
Содержание курса ВД «Путешествие в мир профессий» для обучающихся 3-4 класса с умственной включает следующие разделы:
I раздел – Профессии, которые нас учат
II раздел – Профессии, которые лечат нас и наших животных
III раздел– Профессии, которые нужны селу
IV раздел - Профессии, которые нас охраняют
V раздел - Профессии, которые украшают наш мир
VI раздел - Профессии, которые нас обслуживают
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Знакомство с новым курсом «Путешествие в мир профессий» | 1 |
Профессии, которые нас учат | ||
1 | Учитель | 1 |
2 | Воспитатель | 1 |
3 | Библиотекарь | 1 |
Профессии, которые лечат нас и наших животных | ||
1 | Врач | 1 |
2 | Медицинская сестра | 1 |
3 | Фармацевт | 1 |
4 | Ветеринар | 1 |
1 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 |
Профессии, которые нужны селу | ||
1 | Фермер | 1 |
2 | Доярка | 1 |
3 | Животновод | 1 |
4 | Пастух | 1 |
5 | Агроном | 1 |
Профессии, которые нас охраняют | ||
1 | Полицейский | 1 |
2 | Пожарный | 1 |
3 | Охранник | 1 |
Профессии, которые украшают наш мир | ||
1 | Швея (дизайнер одежды) | 1 |
2 | Художник | 1 |
3 | Артист | 1 |
4 | Парикмахер | 1 |
1 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 |
Профессии, которые нас обслуживают | ||
1 | Продавец | 1 |
2 | Кассир | 1 |
3 | Грузчик | 1 |
4 | Водитель | 1 |
5 | Почтальон | 1 |
6 | Повар | 1 |
7 | Дворник | 1 |
8 | Уборщица | 1 |
1 | Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 |
1 | Мероприятие по завершению курса ВД проект «Реклама профессии» | 1 |
1 | Завершение курса «Путешествие в мир профессий» | 1 |
Итого | 34 часов по программе |
Тематический план курса ВД «Путешествие в мир профессий»
для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью
№ п/п | Тема | К-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Знакомство с новым курсом «Путешествие в мир профессий» | 1 | Первичная мониторинговая диагностика для определения первичных знаний о профессиях. |
Профессии, которые нас учат | |||
Учитель | 1 | Определить обязанности учителя, выделить предметы необходимые ему для работы. Обвести по контуру и раскрасить рисунок. | |
Воспитатель | 1 | Определить обязанности воспитателя, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить рисунок с воспитателем. | |
Библиотекарь | 1 | Отгадать загадку, определить обязанности библиотекаря, выделить предметы необходимые ему для работы. Раскрасить рисунок по образцу. | |
Профессии, которые лечат нас и наших животных | |||
Врач | 1 | Определить обязанности врача, выделить предметы необходимые ему для работы. Обвести по контуру и раскрасить рисунок. | |
Медицинская сестра | 1 | Определить обязанности медсестры, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить медсестру на рисунке.. | |
Фармацевт | 1 | Определить обязанности фармацевта, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить фармацевта на рисунке. | |
Ветеринар | 1 | Определить обязанности ветеринара, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить ветеринара на рисунке. | |
Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | Промежуточная мониторинговая диагностика для определения уровня усвоения знаний разделов «Профессии, которые нас учат», Профессии, которые лечат нас и наших животных | |
Профессии, которые нужны селу | |||
Фермер | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности фермера, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить фермера на рисунке. | |
Доярка | 1 | Профориентационная беседа. Отгадать загадку. Определить обязанности доярки, выделить предметы необходимые ей для работы. Выбрать и раскрасить доярку на рисунке. | |
Животновод | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности животновода, выделить предметы необходимые ему для работы. Познакомиться с животными, с которыми работает животновод. Обвести на рисунке по контуру и раскрасить животных. | |
Пастух | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности пастуха, выделить предметы необходимые ему для работы. Познакомиться с животными, которых пасет пастух. Соединить на рисунке точки и определить, где потерялась овца. | |
Агроном | 1 | По стихотворению определить, чем занимается агроном. Выбрать и раскрасить на рисунке агронома. | |
Профессии, которые нас охраняют | |||
Полицейский | 1 | Определить обязанности полицейского, выделить предметы необходимые ему для работы. Обвести на рисунке по контуру и раскрасить полицейского. | |
Пожарный | 1 | По стихотворению определить, чем занимается пожарный. Определить, что необходимо пожарному для тушения пожара. Раскрасить по образцу. | |
Охранник | 1 | Определить обязанности охранника. Ответить на вопрос: «Чем работа охранника отличается от работы полицейского?». Выбрать и раскрасить на рисунке охранника. | |
Профессии, которые украшают наш мир | |||
Швея (дизайнер одежды) | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности швеи, выделить предметы необходимые ей для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке швею. | |
Художник | 1 | Определить обязанности художника, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке художника. | |
Артист | 1 | Определить обязанности артиста. Ответить на вопрос: «Где может выступать артист?». Выбрать и раскрасить на рисунке артиста. | |
Парикмахер | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности парикмахера, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке парикмахера. | |
Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | Промежуточная мониторинговая диагностика для определения уровня усвоения знаний разделов «Профессии, которые украшают наш мир», «Профессии, которые нас охраняют», «Профессии, которые нужны селу». | |
Профессии, которые нас обслуживают | |||
Продавец | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности продавца, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке продавца. | |
Кассир | 1 | Определить обязанности кассира, выделить предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке кассира. | |
Грузчик | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности грузчика. Выбрать и раскрасить его на рисунке. | |
Водитель | 1 | Определить обязанности водителя. Ответить на вопрос: «Легко ли стать водителем?». Выбрать и раскрасить его на рисунке. | |
Почтальон | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности почтальона, предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке почтальона. | |
Повар | 1 | Профориентационная беседа. С помощью стихотворения определить обязанности повара, определить предметы необходимые ему для работы. Обвести на рисунке по контуру и раскрасить повара. | |
Дворник | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности дворника, предметы необходимые ему для работы. Выбрать и раскрасить на рисунке дворника. | |
Уборщица | 1 | Профориентационная беседа. Определить обязанности уборщицы, предметы необходимые ей для работы. Ответить на вопрос: «Сколько раз в день в школе моется пол?». Выбрать и раскрасить на рисунке уборщицу. | |
Проверь себя! (промежуточный контроль) | 1 | Промежуточная мониторинговая диагностика для определения уровня усвоения знаний раздела «Профессии, которые нас обслуживают» | |
Мероприятие по завершению курса ВД проект «Реклама профессии» | 1 | Представление запомнившихся профессий в форме презентации, рисунка, чтение стихотворения. | |
Завершение курса «Путешествие в мир профессий» | 1 | Мониторинговая диагностика для определения знаний о профессиях, рассмотренных на курсе в соответствии с их результатом труда. | |
Итого часов | 34 |
Список литературы
1.Классные часы: 1 класс / Авт. Сост Т.Н. Максимова- М.: ВАКО, 2011. - 272 с.
2.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника/ Рубинштейн С.Я.. М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
3.Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения«Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М., 2010.
4.Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. - 104 с. (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения "Мир профессий" для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Час общения "Мир профессий"...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Ми...
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» художественно-эстетическая творческая деятельность для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я и интересные люди Южного Урала» обще интеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа по внеурочной деятельности....
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Представлено календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...