Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников
статья на тему

Заварина Маргарита Гюльметовна

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным, но недавно оно было недостаточно востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства. Положение изменилось с принятием правительством государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», благодаря которой школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузьмина Маргарита Гюльметовна –

 учитель начальных классов и музыки

МБОУ «Подюжская средняя школа имени В.А. Абрамова»

Коношского района Архангельской области

Роль внеурочной деятельности

в патриотическом воспитании младших школьников

         Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание всегда было актуальным и важным, но недавно оно было недостаточно востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства. Положение изменилось с принятием правительством государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», благодаря которой школы получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, и поэтому оно не наследуется, а формируется. Как невозможно одними призывами научить любить родителей, так невозможно только по книгам воспитать из школьника гражданина. Патриотизм должен формироваться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Известно, что патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Именно в семье закладывается социокультурное пространство, где осуществляется преемственность поколений, социализация и культурное развитие детей, которое включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Но семья не способна существовать автономно. Она находится в постоянном взаимодействии с учебно-воспитательными учреждениями, трудовыми коллективами, культурно-досуговыми учреждениями и в конечном счете государством.(1, 19).

Задача педагога в этом случае – организовать такое взаимодействие школы и семьи, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Нами накоплен опыт работы с младшими школьниками по изучению истории своей страны, родного края в процесс внеурочной деятельности. Представим  программу кружка «Русская беседа».

Изучение традиционной народной культуры способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся, поскольку обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма и гражданской ответственности.

Цель программы кружка «Русская беседа»: ценностная ориентация младших школьников на традиционную народную культуру, культуру родного края.

           Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы народу ни принадлежал, важно знать об истории происхождения своего рода, традициях и семейных устоях,  культуре своего народа. Человеку важно и интересно узнать, какой был уклад народной жизни, что волновало наших дедов и прадедов.

          Через слова, через родной язык дети учатся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ничто так не помогает им в этом как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, приметы, сказки.

          На занятиях кружка «Русская беседа» дети смогут увидеть  духовные основы и смысл окружающего мира и собственной личности, научатся чувствовать и понимать истоки родной земли, сердцем и душой ощущать вечные ценности российской цивилизации.

          Занятия кружка направлены на качественное и более глубокое знакомство детей  с особенностями родного края, на творческий интерес к практической деятельности.

           Занятия способствуют сплочению детского коллектива, развивают активность учащихся. Музыкальные произведения в исполнении детей формируют положительное эмоционально-психическое состояние.

           Отличительные особенности программы «Русская беседа» заключаются в том, что дети чаще выступают на сценах школы, поселка. Связь с социосредой способствует осознанию своего места в окружающем мире, значения края в культуре России. Одним из необходимых условий работы кружка, учитывая возраст учащихся и то, что это внеурочная деятельность, является помощь со стороны родителей. Совместная работа педагога, детей и родителей – ценнейший инструмент, который позволяет составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы.

          Программа рассчитана на детей 7-11 лет с учетом привлечения к ее реализации учителя музыки, родителей, педагогов школы.   

          Сроки реализации программы: с сентября 2012 года по май 2016 года. Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего 33 занятия в 1 классе и по 34 занятия во 2-4 классах.

          Программа предусматривает  такие формы работы, как занятие - встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие - гостиная, занятие - праздник. Особенно приветствуются выездные занятия в музеи, встречи с творческими коллективами. Занятия органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей; включают задания, связанные с совершенствованием индивидуальных творческих способностей учащихся. Задания в каждой теме адаптированы к возрасту детей и построены с учетом индивидуальных траекторий развития школьников, их интересов, возможностей и предпочтений.

         Ожидаемые результаты: у детей должен формироваться главный жизненный принцип русского человека творить добро, любить людей и природу; повысится уровень творческой активности.

         Способы проверки результатов работы: анкетирование, отзывы педагогической и родительской общественности, участие в конкурсах различного уровня, выступления коллектива на концертных площадках.

         Формы подведения итогов реализации программы: выступления творческого коллектива, оформление фотоальбома о деятельности кружка.

Кратко охарактеризуем содержание каждого года обучения.

Тема первого года обучения «Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем». Через беседы  о доме, хозяйстве, занятиях людей, народных игрушках дети обогащают свои знания о жизни людей. В разговорах с окружающими, в частности, с родителями, учащиеся понимают, что свой дом для человека - крепость, дом - главный фактор в жизни. Занятия людей, бережное отношение к окружающему миру раскрываются в рисунках «Мой дом», «Береги родную природу!» Учащиеся посетят  школьный и краеведческий музеи, увидят предметы старины, которые помогут представить жизнь людей в далеком прошлом. Интересным будет оформление карточек «Мое имя», «Моя семья», которое предполагает помощь не только родителей, но и представителей старших поколений. Эта работа включает в себя элементы поискового характера.

           Тема второго года: «Любую сторонку себе выбирай, но лучше родной не бывает!»   Вместе с восторгом детских впечатлений рождается ощущение родного гнезда. Красоту родной природы дети почувствуют в беседах, конкурсе чтецов стихотворений о родном крае, исполнении русских частушек.

           Дети продолжат знакомство с семейными традициями, участвуя в инсценировках. Учащиеся попробуют свои силы в написании заметок в школьную газету.

           

            Тема третьего года: «Все вызывает здесь волненье - и новь, и память давних лет…» Дети знакомятся с русской культурой, формируя в себе гуманистическое миропонимание на основе  жизненных принципов русского человека творить добро, любить людей и природу. Этому способствуют беседы о происхождении имен и фамилий, профессиях родителей, старинных вещах, занятиях людей.

            Продолжая знакомство с русскими народными песнями, дети разучат новые песни. Широкое применение получит театральная педагогика.

           Связь времен, близких отношений в семье дети покажут в рассказах «Моя семья». Детей заинтересуют занятия по изготовлению птичек разным способом сгибания бумаги, экскурсии в природу в разные времена года.

            В процессе кружковой деятельности дети поймут, что нужно любить и уважать Родину, а память нужно сохранять и передавать из поколения в поколение.

            Тема четвертого года обучения: «Тобой, мой край, знакомый с детства, горжусь!»

Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Каргополье. Архангельск. Северный Русский Народный хор. Вокальные коллективы Коношского района. Суслов день. Вельцы. Группа «Частушка». «Сударушка» и «Заряница» - ансамбли Подюги. Игровой час. Праздник «Посиделки»

             Изучению родного края посвящены беседы о произведениях архангельских, коношских поэтов, работе родителей, помощи ветеранам, старинных праздниках. Итогом работы послужит викторина «Знаешь ли ты свой край?» Учащиеся проявят творческие способности в конкурсе стихотворений собственного сочинения о родном крае. Свои таланты дети могут показать в выступлении перед будущими первоклассниками, родителями, поселковой общественностью.

            Изучение этих тем с помощью предложенной программы позволяет формировать такие ключевые компетенции как информационная, коммуникативная, проблемная на основе жизненных реалий; включать учеников в решение проблем окружающей действительности; воспитывать в них чувство любви к Родине на конкретном жизненном материале родного края и открыть непосредственный доступ к огромному духовному богатству русского народа.

Использованная литература:

  1. Провоторова В.П. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании. Журнал «Начальная школа» №4, 2013 -  с.19
  2. Соколова В.Н. Роль народной мифологии в духовно-нравственном воспитании. Журнал «Начальная школа» №5, 2013 - с. 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

Конференция школа. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом п...

Статья "Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников".

В статье представлен опыт работы по организации проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников к  55-летию первого в мире космического полёта Юрия Алексеевича Гаг...

Презентация "Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников".

В презентации освещен опыт работы над информационным проектом - открытом мероприятии для учеников начальных классов на тему: "Наши земляки. Человек планеты - Ю.А.Гагарин"....

Доклад на тему «Роль военной книги в патриотическом воспитании младших школьников»

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и муже...