Классный час "Война и дети".
классный час (4 класс) на тему

Классный час посвящён детяым, которые жили в годы Великой Отече6ственной Войны и вместе со взрослыми принимали активное участие в боевых действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._voyna_i_deti_.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»

Сценарий классного часа по теме

«Великая Отечественная Война»

«Война и дети»

подготовила

учитель начальных классов

Чахоткина Галина Петровна

г. Новоалтайск

 2011

                                          КЛАССНЫЙ ЧАС

УЧИТЕЛЬ: ЧАХОТКИНА ГАЛИНА ПЕТРОВНА

КЛАСС: 3 Б

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МОУ «СОШ № 19 г. Новоалтайска» АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ТЕМА:          Война и дети

ЦЕЛЬ:       1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного

                      отношения к исторической памяти своего народа.

                2. Воспитание ответственности, симпатии, потребности личного    

                    участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных  

                    дат.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет «Тёмная ночь», «Вставай страна огромная». Рассказы и стихи советских писателей, доклады детей, фронтовые письма и фотографии, из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан), минута молчания (Метроном), мультимедийный проектор.

ХОД  КЛАССНОГО ЧАСА

СЛАЙД № 1

Наш классный час посвящён 65 годовщине со дня победы в ВОВ.

Посвящается маленьким героям большой войны.

СЛАЙД № 2

Июнь… клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,                   

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Во всех школах страны в этот летний день был выпускной вечер. В каждой школе дети-выпускники танцевали прощальный вальс. Они прощались со школой.

                                               

                                             ВАЛЬС НА АККОРДЕОНЕ

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,        

 А кончится он лишь в 45-м, в мае.

СЛАЙД № 3

…Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких        

Против всех людей советских,-

Это значит – против нас.

СЛАЙД  № 4

Из сообщения по радио страна узнала страшную весть.

                                 ГОЛОС ЛЕВИТАНА

(звучит запись голоса Левитана – объявление начала войны)

СЛАЙД № 5

Началась война. И вчерашние школьники уходили на войну защищать Родину вместе с отцами

CЛАЙД № 6

                                  ПЕСНЯ ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ

( звучит песня)

( фото, как мать провожает сыны на войну)

Ах, война, что ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,        

 Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили,

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,        

Постарайтесь вернуться назад.

Началась война. И вчерашние школьники уходили на войну защищать Родину вместе с отцами

УЧИТЕЛЬ:       А дома остались старики, женщины и дети. Сразу повзрослели  

                         дети, потому что  надо было помогать взрослым во всех делах.  

                         Дети полностью старались заменить  ушедших  на фронт отцов.

                         Они помогали на заводах, фабриках.

СЛАЙД № 7

Женя, 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.                                                                                                    

К этому моменту почти все мужчины ушли воевать. Цех раньше выпускал детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне.

        

УЧИТЕЛЬ:       Вот что писал мальчик отцу на фронт.

ПИСЬМО  МАЛЬЧИКА НА ФРОНТ

«Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты – солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от фашистов! Ждём тебя.    «Твой сын Женя»                    

УЧИТЕЛЬ:       Мечта была у Женьки, чтобы попали эти патроны в полк, где  

                           служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно  

                           папе.    

СЛАЙД 8

 УЧИТЕЛЬ:      Девочки тоже не оставались в стороне.        

                          Они вязали тёплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали  

                          раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб

                           поддержать их боевой дух, чтобы не скучали они по своим  

                          близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором      

                          чувствовалась любовь, забота.                                                                 

СЛАЙД № 9

ПИСЬМО С ФРОНТА

УЧИТЕЛЬ:        Сами солдаты тоже писали письма домой  жёнам и детям.

                           Складывали  письмо треугольником, сверху  указывали 2

                           адреса: один куда должно было уйти письмо, второй номер  

                            части где воевали, точного адреса не было. Что было

                           в каждом письме, каждый теперь знает.

СЛАЙД  № 10

ПЕСНЯ «ТЁМНАЯ НОЧЬ»

(звучит музыка, дети поют песню)

слова В. Агатова, музыка Н. Богословского
Из кинофильма «Два бойца»

Темная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,тускло звезды мерцают.

В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

     Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

     Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

     Темная ночь разделяет, любимая, нас,

     И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня темной ночью хранила...

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою:

Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось...

   

 Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи...

     Вот и сейчас надо мною она кружится.

     Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,

     И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!

СЛАЙД № 11

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

УЧИТЕЛЬ:      Дома семьям было очень тяжело. Было холодно, голодно. Из  

                         продуктов мало что  можно было купить. Хлеб давали по

                         карточкам, их потерять было нельзя. На  каждого ребёнка по 125  

                         граммов. В состав хлеба входили: мука, жмых – семечки  

                         вместе с кожурой, целлюлоза, перемолотые, соль, вода, дрожжи

                         иногда, формы  смазывали машинным маслом.

         Голодали все. Одну историю поведал нам тот, кому довелось это

                         испытать.    

      История 2 детей, которые ждут маму.

СЦЕНКА

                                                     (брат и сестра)

Сестра       Как холодно! И мама не идёт.

         Быть может, хлебушка она нам принесёт.

         Ну, хоть бы крошечку где отыскать.

         Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат          А разве я есть не хочу? Хочу!

         Но всё равно молчу.

                  Ведь там, где папа наш сейчас,

                  Потяжелее, чем у нас.

         Не разрываются снаряды здесь,

         И дом у нас с тобою есть.

         А главное, фашисты далеко.

         Да и кому в стране легко?

Сестра     А помнишь, блинчики с вареньем,

        Чай с маминым печеньем,

        Которое по праздникам пекла она.

        Сейчас я съела б всё одна!

Брат          Опять ты о еде заговорила!

        Уж лучше б душу не травила!

        Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

        Тем голод чувствуешь сильней

        И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра      А вот и мамины шаги слышны!

Брат         Не вздумай хныкать перед ней,

        Дай отдохнуть сначала ей.

СЛАЙД № 12

ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ

Тяжелее всех приходилось детям блокадного города Ленинграда. 900 дней и ночей в окружённый город фашистами.

Одной из таких жителей была Таня Савичева. До войны это была большая семья. Мама, бабушка, 5 детей. Однажды во время войны с работы не вернулась её старшая сестра. Она умерла от тяжёлой работы на заводе. В память о сестре мама передала Тане её записную книжку. Потом в этой записной книжке она запишет о смерти всей своей семьи. Последней её записью будет « Савичевы умерли. Осталась одна Таня».                          

Таню удастся вывезти из блокадного Ленинграда, но она умрёт, не выдержав истощения от голода и страданий.

                                                                                                                     

СЛАЙД № 13, 14

БОМБЁЖКИ

 Каждая бомбёжка начиналась воем сирен. Это противовоздушная оборона предупреждала жителей городов о том, что летят самолёты немцев и будут бомбить. Каждый, кто мог ходить, спускался в подвал, бомбоубежище, в погреб, ночью завешивали окна чёрной тканью, чтобы не видно было из окон света.

 Часто немцы с самолётов сбрасывали бомбочки зажигалки. Если она взрывалась на крыше, то сгорал дом. Мальчишки подростки вместе со взрослыми дежурили по ночам на крышах и успевали эти бомбочки сбрасывать с крыши домов. За одну ночь могло быть сброшено до 300 зажигало на город..

Во время таких бомбёжек погибали и взрослые и дети. Многие становились инвалидами. Люди оставались без дома. Без нужных вещей. Все старались друг другу помогать. Если погибали взрослые , детей старались забрать в детский дом, или соседи забирали к себе жить.

В разрушенном  доме наверху уцелело полкомнаты. Остаток пола висит над пропастью, над грудами битого кирпича, а у стенки, прижавшись к ней, - о ужас! – стоят два малыша. Не кричат, не плачут, стоят, взявшись за руки, и смотрят вниз, на нас. Одному на вид года четыре, другому шесть. Картина страшная: каждую секунду пол может обвалиться, и мальчики разобьются.

И люди шли из разрушенных городов, спасая себя и детей от смерти.

И люди шли

Слайд № 15

КОНЦЛАГЕРЯ

Как дети попадали в концлагеря? У каждого своя судьба. Там были дети разных возрастов: в основном без родителей. Детей отнимали у родителей, проводили облавы и насильно увозили в Германию, помещали за колючую проволоку, заставляли работать в тяжёлых условиях, травили собаками, забирали кровь для раненых немецких солдат.

Жили дети в не отапливаемых деревянных бараках, впроголодь. Много их умирало от болезней.

Даже рассказывать об этом страшно. А взрослые солдаты, которым удалось освобождать этих детей, плакали навзрыд.

СЛАЙД № 16

                ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ

Много было детей которые добровольно помогали победить врага. Это пионеры-герои.

Они наравне со взрослыми участвовали в разных операциях.

                      НИНА ПОРТНОВА     Участвовала в диверсиях против врага.

            Была зверски замучена.

            Присвоено звание «Героя Советского Союза».

ВИТЯ ХОМЕНКО        Со школы хорошо знал немецкий язык.

            Слушал разговоры немцев во время работы и передавал  

                                         их  партизанам.

              Был казнён.

              Награждён «Орденом ВОВ I степени».

СЛАЙД № 17

БОРЯ КУЛЕШОВ           Возрасте 1 2 лет служил юнгой на корабле.

             За мужество был представлен к награде.

НИНА КУКОВЕРОВА  Была у партизан разведчицей.

            Погибла при выполнении задания.

            Награждена медалью «Партизан ВОВ»

И таких детей было тысячи. Они не все смогли дожить до победы. Но каждый из них отдал дорогое – своё детство, жизнь.

СЛАЙД № 18

                СЫН ПОЛКА

Ребёнок, подросток, мальчик 10-12 лет, которые жил вместе с солдатами. В списках воинских частей часто даже не значились. Но они были обеспечены формой, как военные, принимали активное участие в боях, награждались орденами и медалями. Часто эти дети были сиротами, и они случайно попадали в часть.

        

СЛАЙД № 19

Про детей войны создано много стихов, песен, нарисовано картин, рассказано много историй.

Одну такую историю услышал поэт Твардовский и у него родились строки стихотворения.

РАССКАЗ ТАНКИСТА

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут его, забыл его спросить…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади, вперёд.

А он гвоздит – не выглянешь из башен, -

И не поймёшь, откуда бьет.

Тут угадай – кА, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка: -

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

-Да, где же, где?... – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу

Таких героев было много. Но не каждого маленького героя к сожалению знает их имена.

 Они погибали как герои, не думая о славе.

СЛАЙД № 20

ТРАГЕДИЯ ХАТЫНИ

В марте 1943 года партизаны устроили засаду немцам. В ответ на это немцы наказали всю деревню, которая рядом находилась. Они согнали всех жителей в деревянный сарай, обложили его соломой и подожгли. Люди кричали. Им удалось выбить дверь. Кто ещё не сгорел, бежал, но немцы, стоящие рядом расстреливали их  пулемёта. В этот день погибла вся деревня. Это 147 человек, большинство из которых маленькие дети.

СЛАЙД № 21

ПАМЯТЬ ХАТЫНИ

И таких деревень было 433. На месте уничтоженной деревни создали мемориал памяти и назвали его «Хатынь». Сюда приходит люди, чтобы поклониться памяти погибших.

СЛАЙД № 22

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

(звучит аудиозапись минуты молчания)

СЛАЙД № 23

                                        ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА

(у каждого ребёнка на груди прикреплена георгиевская ленточка)

У каждого из вас на груди сегодня георгиевская ленточка. Эта лента имеет 2 цвета :

Чёрный цвет – символ дыма

Оранжевый  -  символ огня.

Называется она георгиевской в честь Георгия Победоносца  - христианского воина.

Слава о его подвигах, как и слава о людях, которые воевали в годы ВОВ была большая.

Каждый раз соприкосаясь с Георгиевской лентой, вспомните о тех, кто погиб, кто воевал, вспомните о всех, кому война принесла горе.

Ты живёшь, потому, что когда-то

На земле умирали солдаты,

Ты поёшь, а их звонкая песня        

До конца не могла дозвенеть.        

Умирали они молодыми,

Чтоб над полем была тишина, Чтобы чистое небо сияло,

 И раздольная песня звучала,

Чтоб над Родиной нашей любимой

Никогда не взметнулась Война.

СЛАЙД № 22

ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова,

(звучит аудиозапись, дети поют песню)

Один рассвет для всех горстями дарит солнце

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб жили твои дети.

                                     ПРИПЕВ  Не отнимайте солнце у детей

                                                       И жизнь земли вовеки не прервётся,

                                                       Чтоб над землёй, звучало каждый день:

                                                       Пусть всегда будет солнце,

                                                       Пусть всегда будет солнце.

Мы вырастим и всё поможем вам исправить.

И крест ваш понесём, и не порушим память.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб улыбались дети.

Источники информации

http://www.vahtubinske.ru/news/urok_muzhestva_i_pust_pokolenija_znajut/2011-06-20-1142

http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=14675

http://www.9maya.ru/937-yurij-levitan-obyavleniya-v-mp3.html

http://profismart.ru/web/f-71223.php

http://musiclist.org.ua/song/321439.html

http://festival.1september.ru/articles/522673/

http://samlib.ru/t/tulxchinskij_a_p/pisxmasfronta.shtml

http://www.karaoke.ru/song/1236.htm

http://festival.1september.ru/articles/565384/

http://warface.narod.ru/dnevnik2.htm

http://mediv.blog.ru/favorites?page=2

http://paul86.h1.ru/

http://www.vershina.by/tours/belarus/1excursions/hatyn.html

http://music.yandex.ru/#!/track/2222624/album/220933

http://rnns.ru/progon/60525-blogi-runeta-georgievskaya-lentochka-licemernyj.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Мы - дети природы".

Материал используется для сопровождения к классному часу "Любите природу"....

презентация для классного часа "Писатели детям"

В презентации подобран наглядный материал для проведения классного часа......

классный час "Права детей"

Классный час в виде игры-путешествия. Тема актуальная...

Классный час "Всем детям нужен мир"

Классный час«Всем детям нужен мир»Цель: 1. Воспитывать любовь к Родине.           2. Воспитывать любовь и уважение к народам всего Мира, дружелюбие, к...

классный час "Пейте, дети, молоко!"

Задача классного часа - способствовать расширению знаний детей о молочных продуктах, формированию привычки здорового питания....

Классный час "Здоровые дети в здоровой семье"

Конспект классного часа "Здоровые дети в здоровой семье"....

Презентация к классному часу "Здоровые дети в здоровой семье"

Презентация к классному часу "Здровые дети в здоровой семье" для начальных классов....