программа воспитательной работы 1-4
рабочая программа на тему

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой взгляд на воспитание.

                                                                   «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им  

                                                                    стать   взрослыми;   надо принимать   их как

                                                                    повторение своего детства, чтобы

                                                                    совершенствоваться самому; надо, наконец,

                                                                    жить жизнью детей, чтобы быть гуманным

                                                                    педагогом».

                                                                                                              Ш.А. Амонашвили

      Мне бы хотелось быть уверенной, что мои воспитанники будут порядочными людьми и своими поступками, не запятнали право называться человеком. Хочу, чтобы они были сильными и преодолевали  невзгоды и трудности, какими бы они ни были.  Хочу, чтобы были образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными, внесшими свой вклад в развитие общества. Хочу, чтобы гордились своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей. Хочу, чтобы чувствовали и видели  прекрасное, ибо недаром сказано, что «красота спасёт мир».  Хочу, чтобы были добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту. Хочу, чтобы были здоровыми духовно и физически, ведь нужно помнить, что сегодняшние дети – это поколение будущего.

       Все эти «хочу» стали целями и задачами моей воспитательной работы с детьми. Считаю, что для реализации  «хочу» мало плана воспитательной работы на каждый новый учебный год. Необходима целостная программа на все 4 года обучения в начальной школе. А поскольку ученики будут продолжать обучение и воспитание в среднем и старшем звене,  необходима преемственность для расширения этой программы с целью дальнейшего воспитания учащихся.

     Самым ярким примером для меня является опыт моего первого учителя Тамары Семеновны Чистяковой и классного руководителя в среднем звене Ольги Ивановны Корепиной.  Они не просто были классными руководителями, но и старшими помощниками, другом, генератором интересных идей. Давали не только программный материал, но и учили быть хорошими людьми: добрыми, отзывчивыми, честными и смелыми; любить и уважать друг друга, помогать, когда трудно, быть одной дружной семьёй. Мне повезло: мои классные  были и остаются в моей памяти самыми  классными!

В современной школе значительно возрастает роль классного руководителя детского коллектива.  Классный руководитель не только руководит, направляет, но и воспитывает.   Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома.

Принимая первый класс, я в течение месяца внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваясь к ним. Одновременно начинаю определять для себя  те основные направления, по которым хочу развивать души детей в последующие четыре года. Таким образом, с самого начала я твёрдо определяю, к какому конечному итогу хочу прийти.    

Воспитать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

           Необходимо определить ориентировочные направления своей работы, с помощью которых буду идти к намеченной цели. Все эти направления акцентируют внимание на «Я» каждого ребёнка.

Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности: воспитание нравственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к своей семье, сознательного отношения к укреплению здоровья, активности, духовности, желания творить добро, адаптивности, т.е. основываются на вышесказанном «Хочу».

         Эффективным средством воспитания является коллективная  творческая деятельность.  Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать своё понимание.

         Чтобы воспитательная деятельность приносила результат необходимы операции-воздействия:

Создание психологического климата в коллективе. Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Это совокупность операций, соответствующих следующим правилам:

- установление личных контактов;

- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

- этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;

- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы.

Это снимает тревожность, рождает уверенность.  

Групповая деятельность. Повышение результата групповой деятельности способствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельностью, предоставление каждому ребенку возможности индивидуально проявить себя.   Это  влияет на развитие и формирование субъективности ученика, позволяя ему  активнее включаться в деятельность, соизмеряя и реализуя свои возможности.

Создание ситуации успеха. Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Это не означает, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому успеху.  Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна  в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.

Педагогическая реакция на поступок. Далеко не каждое действие ребенка можно назвать поступком. Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющего моральную оценку. Если же рассматривать поведение ученика как поступок, то выстраивать педагогическое воздействие так, чтобы способствовать развитию личности. Чтобы помочь ученику произвести самостоятельную оценку собственных действий, следует сопоставлять его действия с социальной нормой, с культурным образом отношения к себе и другим.

Этическая защита   предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации; дает ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими. Это помогает ученику сохранять собственное достоинство в момент грубости, выставить заслон оскорблению.  Сохранение достоинства партнера – развивает и углубляет взаимоотношения с ним.      

         Исключительная  роль в решении  задач воспитания принадлежит семье.

Большая роль в воспитании детей принадлежит родителям: они должны, прежде всего, показывать своим детям личный пример, отвлекать их от вредных развлечений, подбирать хороший круг общения. А, самое главное, взрослые должны ЛЮБИТЬ своих детей, а значит сотрудничать с ними и классным коллективом, быть в курсе школьных и личных дел ребенка. И становится совершенно ясно, что без участия родителей в организации образовательного процесса невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает   важное место.  Планировать работу с родителями нужно так, чтобы они заинтересовались делами класса, с удовольствием участвовали в школьных праздниках, экскурсиях, походах. Вся эта работа способствует улучшению микроклимата в классе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих  повседневных проблем. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что тесное сотрудничество с родителями  имеют позитивный результат.  

С целью определения благоприятного психологического климата в классе был проведен опрос родителей:

1.С каким чувством переступает порог школы ваш ребенок?

спокойное чувство  

тревожное  чувство

1 класс (2013-2014уч. г.)

80%

20%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

2.Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

комфортно

некомфортно

1 класс (2013-2014уч. г.)

80%

20%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

3.Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?  

да

нет

1 класс (2013-2014уч. г.)

76%

24%

2 класс (2014-2015уч. г.)

100%

 

4.Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?

хорошее

удовлетворительное

1 класс (2013-2014уч. г.)

86%

14%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

5.Создает ли школа, по-вашему, мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

да

нет

1 класс (2013-2014уч. г.)

100%

2 класс (2014-2015уч. г.)

100%

6.Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

да

иногда

нет

1 класс (2013-2014уч. г.)

86%

8%

6%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

 

    Опираясь на идеи и мысли  Н.Е. Щурковой, Н.М. Таланчука, Ш.А. Амонашвили, П.И. Третьякова, на опыт моего первого учителя Т.С. Чистяковой и классного руководителя О.И. Корепиной, проанализировав свой взгляд на воспитание, мною была составлена программа воспитательной деятельности с планом и результатом ее реализации.

                                                                                  Пушкарева Татьяна Федоровна

                                                   учитель начальных классов

высшей квалификационной категории 

                                         

\

Программа воспитательной деятельности

 в начальных классах на 4 года «Гори, гори, ясно!»

Пояснительная записка.

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя считала раньше и считаю сейчас -  воспитательную.  

         Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термины «педагогическая техника», «современная педагогическая технология». Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека.  

Развивающемуся обществу нужны  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.  

В современной школе значительно возрастает роль классного руководителя детского коллектива.  Классный руководитель не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Трудно сегодня представить образовательное учреждение без программ воспитания, планов работы классного руководителя. Воспитательную деятельность считаю самой трудной и самой значимой деятельностью учителя.

            При поступлении учащихся в первый класс, мы в сотрудничестве со школьным психологом  провели тест на определение уровня развития творческого мышления, после чего было выявлено, что большинство детей склонны к шаблонному мышлению (результаты теста прилагаются). Многие ребята имеют различные отклонения в состоянии здоровья.

На основе полученных данных я определила  цель и главные направления воспитательной деятельности на последующие 4 года. Составила ориентировочную программу воспитательной деятельности «Гори, гори ясно» на весь выпуск и подробный план воспитательной работы.  При составлении программы опиралась на идеи таких ученых, как Ш.А. Амонашвили,  П.И. Третьякова.

Цель программы:

    создание условий для формирования личности творческой,    самостоятельной,   гуманной,

    способной  ценить себя и уважать других.

Эта цель тесно переплетается с целью и задачами воспитательной деятельности школы.

Задачи:  

  • развивать индивидуальные качества ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности
  • развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных творческих дел;
  • способствовать формированию здорового образа жизни;
  • создать условия самореализации ребёнка;
  • содействовать формированию нравственной позиции;
  • воспитывать гражданина своей страны;
  • обеспечить тесную связь с семьёй, вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.

Этапы реализации программы.

1 этап.  Проектирование. 1 класс.

2 этап.  Становление и функционирование детского коллектива.

3 этап.   Мониторинг на выходе начальной школы.

Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность.

     В.А. Сухомлинский делал ставку на “индивидуальное своеобразие каждой личности”. Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы.

        Считаю самым важным в своей работе – воспитание доброты у детей.   Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот на что мы с детьми будем постоянно равняться.

        Воспитать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.

        Поэтому я определила ориентировочные направления своей работы, которые акцентируют внимание на «Я» каждого ребёнка.

    Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром. Характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности.  Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга.    Педагогическое общение, на мой взгляд должно идти на “открытие ученика в общении” через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности.  

         Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. В конце учебного года ребята высказывают пожелания по планированию деятельности. Предварительно обсуждают их с родителями.  Суммируя всё желаемое, корректируя их, я привожу это в систему и определяю направление.  

        При такой организации совместной деятельности дети становятся раскованными, общительными, доброжелательными и интересной и наполненной жизнью.

Моя программа «Гори, гори ясно» построена на следующих принципах:

Принцип открытости.

(Планирование внеклассной работы, с учётом интересов, потребностей и желаний детей).

Принцип привлекательности будущего дела.

(Сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истину, красоту. Увлечение детей конечным результатом выполняемого дела).

Принцип деятельности.

(Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы).

Принцип свободы участия.

(Добровольное участие детей в соответствии с их интересами и способностями).

Принцип сотворчества.

(Создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли).

Принцип успешности.

(Систематичность в организации, необходимость быть значимым и успешным).

Принцип обратной связи.

(Рефлексия проведённого мероприятия. Совместное обсуждение с учащимися, что получилось, а что не удалось).

Основные направления воспитательной работы.

Содержание направлений деятельности.

  1. Я, мой класс, моя школа и мир знаний.

Цель: Развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

  • формировать потребность в самообразовании;
  • развивать умения и навыки учебной деятельности;
  • выявлять индивидуальные способности учащихся в процессе  коллективных творческих дел;
  • развивать самостоятельность мышления;
  • воспитывать силу воли, усидчивость, умение доводить дело до конца  через различные

      формы внеклассной и внеурочной деятельности;

  • воспитывать гордость за родную школу, изучать её историю.

Формы реализации:

Олимпиады по предметам; тематические КВНы; викторины; интеллектуальные игры;  турнир знатоков;  участие в традиционных мероприятиях, конкурсах сочинений; чтение дополнительной литературы, посещение школьной и городской библиотек,  школьного музея; участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», литературные гостиные.

Ориентировочные мероприятия.

1 класс

  1. День Знаний.
  2. Посвящение в ученики.
  3. Викторина «Лес чудес»
  4. Экскурсия в городскую библиотеку
  5. КВН «Считай, смекай, отгадывай»
  6. День Открытых дверей для родителей с показом открытых уроков

2 класс

  1. Классный час «Как выполнить домашнее задание?»
  2. ПДД «Что значит быть ответственным?»
  3. Викторина  «Знаете ли вы животных?»
  4. Конкурс «Самый грамотный»
  5. Олимпиада по математике
  6. КВН «Сказки Андерсена»

3 класс

  1. День Знаний. Урок-праздник.
  2. Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».
  3. Викторина «ОБЖ в летние каникулы».
  4. Оформление рефератов и докладов.
  5. Школьные олимпиады по русскому языку и математике.
  6. Конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку и математике.

4 класс

  1. Участие в конкурсе сочинений «Моя классная – самая классная»
  2. Азбука безопасного поведения.
  3. Информационный час «Это интересно».
  4. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
  5. Клуб весёлых математиков.
  6. Путешествие по стране «История школы».
  7. Олимпиады по математике, русскому языку.

  1. «Я, моя семья, мои друзья»

Цель: воспитание у детей ценностного отношения к себе и другим людям, понимания  смысла человеческого существования. Помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье.

Задачи:

  • воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи: маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям;
  • воспитание взаимопонимания с одноклассниками;
  • воспитывать желание и умение действовать сообразно полученным нравственным

знаниям.

Формы реализации: родительские собрания, конференции, консультации, совместные праздники, походы, экскурсии, беседы, конкурсы, фотовыставки, диспуты.

Ориентировочные мероприятия

  1. класс
  1. Родительское собрание «Давайте познакомимся».
  2. Участие в конкурсе «Мой папа», «Моя любимая мамочка».
  3. Классный час на тему «Почему меня так назвали».
  4. Беседа «Правила ученика».
  5. «Как вести себя в общественных  местах» (ролевая игра).
  6. Экскурсия в школьный  музей.
  1. класс
  1. Час общения «Мои любимые игрушки».
  2. Праздник «Профессии наших родителей».
  3. Этическая беседа- практикум «Вы сказали, здравствуйте!».
  4. «С юбилеем, школа!» (праздник, конкурс сочинений, рисунков).
  5. «Мои положительные качества и мои недостатки» (беседа).
  6. Спортивный праздник к Дню Защитника Отечества «Мама, папа, я – дружная семья!».
  7. Выставка рукоделия мам и бабушек

  1. класс
  1.  Ролевая игра «У меня зазвонил телефон».
  2. Диспут «Для чего я рождён».
  3. Утренник «Мамин праздник».
  4. « Добрым быть приятнее, чем завистливым и жадным» (беседа).
  5. Праздничная программа «А ну-ка, мальчики!».
  6. «Дорогие и любимые» - праздник мам и бабушек.
  7. Урок Мужества  «Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне»
  1. класс
  1. Поездка – экскурсия в г. Нижневартовск.
  2. Ролевая игра «Доброта, вежливость, дружба»
  3. Новогодний праздник.
  4. Тренинг «Как воспитать характер»
  5. Выпускной вечер.

 

3.  Я и мой родной край.

Цель: воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Задачи:

  • расширить представления ребят о нашем поселке и Нижневартовском районе;
  • воспитание любви и уважения к своей малой родине;
  • формировать экологическое сознание и экологическую культуру.

Формы реализации: экскурсии, конкурсы, походы. Фестивали, поездки, посещение музеев, беседы, викторины, дискуссии, праздники, родительские собрания вместе с детьми, акции: «Забота», «Помоги птицам» и др.

Ориентировочное мероприятия.

1 класс

  1. Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
  2. Экскурсия в различные организации поселка.
  3. Выставка  поделок из природного материала.
  4. Ролевая игра «Три чудесных света» ПДД

2 класс

  1. Участие в выставке «Золотые ручки».
  2. Экскурсия в реакцию газеты «Новости Приобья».
  3. Игра – соревнование «Взятие снежной крепости».
  4. Викторина «Знаете ли вы своих животных».

3 класс

  1. Олимпиада «Мы друзья - животные».
  2. Акция «Помоги птицам».
  3. Творческая работа. Сообщение о животном от первого лица.
  4. Дискуссия «Моё место в природе».

4 класс

  1. Викторина «Растительный и животный мир Ханты-Мансийского края».
  2. Родительское собрание вместе с учащимися «О воспитании любви к природе».
  3. Внеклассное мероприятие для первоклассников «Эти замечательные кошки».
  4. Экскурсия «Весна! Весна! И всё ей радо!»

4. «Я -  гражданин  России»

Цель: развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота родины; привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

Задачи:

  • пробудить интерес к прошлому своего народа;
  • создать условия для расширения знаний о родном крае, поселке, городе.
  • воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
  • познакомить с национальной культурой, народным искусством.

Формы реализации: экскурсии, беседы, конкурсы, КВН, праздники, ролевые игры, музыкальные композиции, Урок России, мужества,  встречи с интересными людьми, диагностика нравственной воспитанности.

Ориентировочные мероприятия:

1 класс

  1. День народного единства (беседа).
  2. Урок конституции.
  3. Экскурсия в пожарную часть поселка.
  4. Азбука безопасного поведения на улице.

2 класс

  1. Классный час «Россия – родина моя».
  2. Азбука безопасного поведения на улице.
  3. Урок Мужества (встреча с ветераном войны).

3 класс

  1. Конкурс чтецов «Стихи военной поры».
  2. Праздник на тему: «Память сердца жива».
  3. Конкурс рисунков на тему: «Армейские будни».

4 класс

  1. Фоторепортаж «Папа в армии служил»
  2. КВН для мальчиков.
  3. Конкурс сочинений «С чего начинается Родина».
  4. Классный час на тему: «Я имею право».

5. «Я и  мир прекрасного»

Цель: формирование культуры поведения и эстетического вкуса.

Задачи:

  • развивать общую культуру ребёнка;
  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • обогатить эмоциональный мир детей;
  • вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

Формы реализации:

Этические беседы, рыцарские турнира, посещение кружков эстетической направленности, музеев, библиотек, встречи с интересными людьми, выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений, праздники.

Ориентировочные мероприятия:

1 класс

  1. Участие в концерте ко Дню Учителя.
  2. Посещение выставки (районная библиотека)
  3. Мастерская общения «Давайте познакомимся».

2 класс

  1. Экскурсия в КДЦ «Арлекино».
  2. Посещение детской поселковой библиотеки.
  3. Беседы о культуре поведения.

3 класс

  1. Участие в фестивале детского творчества.
  2. Праздник «День именинника».
  3. Масленичные гуляния. Игровая программа с участием родителей.
  4. Посещение филармонии в музыкальной школе.

4 класс

  1. Участие в выставке «Моё любимое домашнее животное».
  2. Праздник « В гостях у Осени».
  3. Вечер «Новогодняя сказка» (артисты – родители и учащиеся).

6. «Я - труженик»

Цель: воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде.

Задачи:

  • воспитать социально значимую целеустремлённость в трудовых отношениях;
  • развивать навыки самообслуживания;
  • формировать уважительное отношение к материальным ценностям;
  • воспитывать ответственность за порученное дело;
  • уважать труд близких и родных людей.

Формы реализации: тематические классные часы, экскурсии на предприятия поселка, участие в конкурсах, генеральных уборках, дежурстве по классу, изготовление поделок, сувениров «Мастерская Деда Мороза», встречи с родителями, знакомство с профессиями.

Ориентировочные мероприятия:

1 класс

  1. Участие в выставке поделок «Золотые ручки».
  2. Дежурство по классу.
  3. Конкурс поделок на противопожарную тематику.

2 класс

  1. Конкурс осенних букетов.
  2. Экскурсия в аптеку. Знакомство с профессией фармацевт.
  3. Мастерская Деда Мороза.

3 класс

  1. Классный час на тему: «Труд – основа жизни».
  2. Озеленение кабинета. Уход за цветами.
  3. Конкурс технической игрушки.

4 класс

  1. Встреча трёх поколений «Наш вклад в строительство и развитие Волгореченска».
  2. Участие в конкурсе плакатов и стенных газет, посвящённых праздникам.
  3. Заочное путешествие «Профессии наших родителей»

7. «Я и мое здоровье»

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек. Создание условий для укрепления здоровья учащихся, их полноценного физического развития;

Задачи:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
  • формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • способствовать формированию жизненно важных гигиенических умений, навыков и полезных привычек;
  • прививать любовь к спорту.

Формы реализации: внеклассные формы занятий (кружки, секции), спортивно – массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, дни здоровья, динамические паузы, утренняя зарядка, прогулки, турниры, соревнования, походы, подвижные перемены.

Ориентировочные мероприятия:

1 класс

  1. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
  2. Праздник-игра на тему: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
  3. Соревнование «Весёлые старты».
  4. Классный час «Советы доктора Воды».

2 класс

  1. Классный час на тему: «Мой режим дня».
  2. Игры – эстафеты на свежем воздухе.
  3. Конкурс рисунков и  поделок на противопожарную тему.
  4. Весёлые старты.
  5. КВН по ПДД «Знай правила движенья, как таблицу умноженья» (команды родителей и детей)

3 класс

  1. Лыжная гонка.
  2. Конкурс рисунков на тему: «Любимый вид спорта».
  3. День здоровья.
  4. Беседа «Как отучить себя от вредных привычек?»
  5. Викторина по ПДД.
  6. Урок – соревнование «Культура здорового образа жизни»

4 класс

  1. Осенний кросс.
  2. Урок – путешествие «Берегите воду».
  3. Беседа «Что такое эмоции?»
  4. Познавательная конкурсная игровая программа «Весёлые приключения Мойдодыра»
  5. Праздник Здоровья «Будем делать хорошо и не будем плохо»

Детское самоуправление.

     На становление жизненных позиций ребёнка особое влияние имеет такой компонент воспитательной деятельности, как детское самоуправление.

Его цель: привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышение его социальной активности, творческого потенциала.

     В целях развития инициативы и классного коллектива, демократических форм управления создается актив класса, который  делится на сектора

 

сектора

воспитательные задачи

виды деятельности

1

Экологи

Формирование навыков экологической культуры

Уход за комнатными растениями, экологическое просвещение

2

Затейники    

Формирование навыков общения, затейничества

Организация перемен, игровых моментов

3

Чистовики

Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм

4

Книголюбы

Формирование художественно-эстетических навыков

Контроль за внешним видом учебников, оформление уголка внеклассного чтения, рисунков к выставкам

 

Каждая группа выбирает ответственного. Выбирается командир класса на классном собрании.  Командир класса, ответственные за сектора формируют состав актива класса. Общее руководство за деятельностью актива класса и секторов осуществляет классный руководитель.

Основные задачи:

- Организация коллективной деятельности учащихся

- Вовлечение учащихся в общешкольную жизнь.

- Развитие инициативы, творчества, самовыражения
Обязанности

«Чистовики»:

- следят за чистотой и порядком в классе, с помощью учителя составляют график дежурства по классу.

- помогают дежурным   поддерживать чистоту и порядок в классе.

- следят за внешним видом учащихся, раз в неделю проверяют чистоту одежды, рук, обуви.  

- в конце месяца, на классном собрании, рассказывают о своей работе.

«Книголюбы»

-  раз в месяц проверяют состояние учебников,

- знакомят ребят с интересными книгами

- организуют сбор классной библиотеки, участвуют  в работе «Службы спасения книг».

- проводят викторины, интеллектуальные конкурсы, в конце месяца рассказывают о своих   делах, определяют лучшего «хранителя» учебников.

 «Экологи»:

- следят за цветами в классе, ухаживают, поливают.

- организуют акции « Помоги птицам», «Чистый поселок»

- смотрят за сохранностью озеленения рекреации у своего кабинета и в своем кабинете.

- рассказывают о своей работе на классном собрании

«Затейники»:

- помогают  организовать классные праздники, проводят конкурсы, игры.

 - проводят подвижные игры на переменах

- проводят физкультминутки во время уроков - собирают команду класса на спортивные мероприятия

- рассказывают о своей работе в конце месяца.

 - организуют участие класса в фоторепортажах, конкурсах рисунков.

 

    На классных часах каждый сектор отчитывается о проделанной работе и дает оценку своей деятельности.  В коллективе также обсуждается и оценивается работа каждого сектора и результат заносится в таблицу.

Динамика самоуправления в классе на разных этапах управления.

1класс.

Задачи: выявления и создание условий для сплочения коллектива.

Функции самоуправления: исполнительская.

Характер деятельности педагога:  сообщение знаний о значении самоуправления, формирование положительных мотивов к самоуправленческой  деятельности.

Позиция педагога: учитель.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению: назначение ответственных лиц.

2класс.

Задачи: формирование структуры детского коллектива-выбора актива, названия, девизы, символика.

Функции самоуправления: организаторская.

Характер деятельности педагога:  передача детям организаторского опыта, прививание навыков самостоятельности.

Позиция педагога: консультант.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению: выбор актива демократическим путем.

3класс.

Задачи: координация работы органов самоуправления.

Функции самоуправления: организаторская, управленческая.

Характер деятельности педагога: сотрудничество на основе разноуровнего подхода с учетом личностных потребностей.

Позиция педагога: консультант-партнер.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению: участие каждого в организации самоуправления.

4класс.

Задачи: координация работы органов самоуправления.

Функции самоуправления: управленческая.

Характер деятельности педагога: сотрудничество на основе разноуровнего подхода с учетом личностных потребностей.

Позиция педагога: партнер.

Способы привлечения учащихся к самоуправлению: участие каждого в организации самоуправления.

Работа с родителями 

Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.

Задачи:

  1. вооружить родителей основами педагогических знаний.
  2. помочь родителям в применении этих знаний в воспитании детей.
  3. способствовать формированию положительных качеств у самих родителей.
  4. сделать родителей активными помощниками школы.

Направления реализации:

  • изучение семей учащихся;
  • просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, информирование их о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • диагностика.

Формы реализации:

- анкетирование;

- беседы;

- консультации;

- родительские собрания;

- посещение семей;

- участие в КТД

- открытые уроки для родителей

         Работа с родителями, несомненно, должна способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся.  

 

     Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

   Дети с удовольствием посещают спортивные секции, бассейн  в водном комплексе «Бригантина». Много ребят посещают школу искусств, танцевальные студии в КДЦ «Арлекино», в КДЦ «Спектр», различные кружки.     Установлена связь с детской библиотекой. Работники библиотеки помогают детям подобрать нужную книгу, проводят для ребят викторины, беседы.     Для проведения занятий по правилам дорожного движения мы приглашаем инспектора РОВД.      

Диагностика.

Цель: Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения на различных этапах обучения и воспитания.

Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;
  • способности;
  • темперамент;
  • тип личности в общении;
  • самооценка;
  • успешность в деятельности;
  • уровень воспитанности.

2. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;
  • социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • беседы.

Изучение состояния и эффективности

 воспитательного процесса в классе.

Критерии

Показатели

Методики

Сроки проведения

Ответственный

Интеллектуальное развитие

1. Освоение образовательной программы

2. Развитость познавательных интересов

1. Анализ текущей  и итоговой успеваемости

2. Школьный тест умствен-ного развития

Каждая четверть

Конец каждого уч. года

Учитель

Нравственное развитие

1. Сформирован-

ность основных нравственных качеств

2. Социальная активность учащихся

Анкета

Наблюдение

май (ежегодно)

Психолог

Учитель

Развитие креативных способностей.

1. Способность к оригинальному мышлению.

2.Стремление к творчеству.

          Тест

Наблюдение

май (ежегодно)

Школьный психолог

Удовлетворён-

ность уч-ся и родителей жизне-

деятельностью в классе и школе

1. Комфортность, защищённость личности учаще-гося, его отноше-ние к основным сторонам жизне-деятельности в классе.

2. Удовлетворён-

ность родителей результатами обучения и воспи-тания своих детей

Тесты

 

Анкета

Май

(ежегодно)

Школьный психолог

Учитель

Входная диагностика 1 класс  2013 – 2014 учебный год.

2 класс   2014 – 2015 учебный год.

Школьная мотивация 1 класс  2013 – 2014 учебный год.

2 класс   2014 – 2015 учебный год.

Социометрический статус (оценивается со 2го класса)

Уровень воспитанности.

Результаты опроса родителей

«Благоприятный психологический климат в классе»  

Учитель: Пушкарева Т.Ф.

Для младшего школьника характерно повышенная потребность в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.   Главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности. Потребность общения с родителями необходима – они авторитетны для своих детей. С первых дней учебы ребенка в школе родители проявляют искренний интерес к делам класса, их волнует, чем живет ребенок, его внутренний мир, интересы, каков он в общении, много ли у него друзей и какие они.

С целью определения благоприятного психологического климата в классе был проведен опрос родителей:

1.С каким чувством переступает порог школы ваш ребенок?

спокойное чувство  

тревожное  чувство

1 класс (2013-2014уч. г.)

80%

20%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

2.Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

комфортно

некомфортно

1 класс (2013-2014уч. г.)

80%

20%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

3.Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе?  

да

нет

1 класс (2013-2014уч. г.)

76%

24%

2 класс (2014-2015уч. г.)

100%

 

4.Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?

хорошее

удовлетворительное

1 класс (2013-2014уч. г.)

86%

14%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

5.Создает ли школа, по-вашему, мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

да

нет

1 класс (2013-2014уч. г.)

100%

2 класс (2014-2015уч. г.)

100%

6.Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

да

иногда

нет

1 класс (2013-2014уч. г.)

86%

8%

6%

2 класс (2014-2015уч. г.)

94%

6%

По  результатам данного опроса родители знакомятся с микроклиматом, со средой, в которой находится ребенок. При необходимости совместно с учителем помогают ребенку найти общий язык с друзьями, учителями-предметниками.

В системе организована работа с родителями, с ними поддерживается тесная связь для оказания педагогической помощи детям. Регулярно проводятся  тематические родительские собрания с приглашением узких специалистов, заседание родительских комитетов.

Совместно с родителями  проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на создание комфортных условий с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

Педагог - психолог школы                                                        И.Б. Будник

Ожидаемые результаты:

Реализация данной программы позволит:

 

  • повысить творческие способности личности ребёнка в новых социально-экономических условиях, его познавательную активность;
  • оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием;
  • осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
  • развивать общую и педагогическую культуру учащихся, родителей, воспитателей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...